Понятие субъекта международного права. Виды субъектов международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:28, контрольная работа

Описание работы

В общей теории права понятие "субъект права" традиционно рассматривают как элемент структуры правоотношений. И в этом контексте под субъектом права понимают обладателей субъективных прав и носителей юридических обязанностей в общественных отношениях, урегулированных правом. Однако понятие "субъект права" не всегда совпадает с понятием "субъект правоотношения". Быть субъектом права означает обладание правами и обязанностями, а быть субъектом правоотношения - участие в правоотношении. Лицо может быть субъектом права, т.е. потенциально обладать субъективными правами и обязанностями в силу норм объективного права, но не реализовать их в конкретных правоотношениях.

Файлы: 1 файл

Г - Международное право.docx

— 30.18 Кб (Скачать файл)

Понятие субъекта МП. Виды субъектов МП.

 

В общей теории права понятие "субъект права" традиционно  рассматривают как элемент структуры  правоотношений. И в этом контексте  под субъектом права понимают обладателей субъективных прав и  носителей юридических обязанностей в общественных отношениях, урегулированных  правом.

Однако понятие "субъект  права" не всегда совпадает с понятием "субъект правоотношения". Быть субъектом права означает обладание  правами и обязанностями, а быть субъектом правоотношения - участие  в правоотношении. Лицо может быть субъектом права, т.е. потенциально обладать субъективными правами  и обязанностями в силу норм объективного права, но не реализовать их в конкретных правоотношениях. Следовательно, не может  существовать субъект конкретного  правоотношения, который не являлся  бы субъектом права, поскольку для  последнего определяющим является наличие  прав и обязанностей. Каждое правоотношение - это конкретная реализация тех  прав и обязанностей, которые принадлежат  субъекту права, и поэтому, чтобы  стать субъектом правоотношения, надо прежде всего быть субъектом права1. Таким образом, понятие "субъект права" шире понятия "субъект правоотношения".

Очевидно, для понятия "субъект  права" вообще и международного права  в частности определяющим является не столько участие в правоотношении, сколько нормы права, которые  наделяют лицо правами и обязанностями, создают его правовой статус как  субъекта. Разумеется, невозможно, чтобы  субъект права подпадал под действие абсолютно всех норм права. Субъект  права включая субъекта международного права, - по сути, субъект определенных правовых норм.

Таким образом, субъекты международного права - это носители субъективных прав и обязанностей в силу норм международного права2.

Существующие в науке  международного права различия в  подходах к основаниям и определению  понятия "субъект международного права" предопределяют и различия в подходах к кругу субъектов  международного права. В международном  праве традиционно в качестве субъектов международного права  признаются лишь следующие образования: государства; народы, ведущие национально-освободительную  борьбу; международные (межгосударственные) организации (часто их называют межправительственными); государствоподобные образования3.

Устойчивая тенденция  развития и совершенствования международных  отношений и международной системы  в целом оказывает позитивное воздействие и на эволюцию науки  международного права и международно-правовых воззрений. В этом смысле в настоящее  время все большее признание  получают взгляды о более широком  круге субъектов международного права, куда помимо перечисленных выше субъектов включают также лица и  образования, которые ранее традиционно  не рассматривались в качестве субъектов  международного права. Кроме государств, народов, международных организаций  и государствоподобных образований к ним также причисляют индивидов, международные неправительственные организации (МНПО), ряд международных хозяйственных объединений (ТНК) и отдельные международные судебные учреждения4. Следует отметить, что правосубъектность нетрадиционных субъектов международного права пока остается дискуссионной в науке международного права.

Признание широкого круга  субъектов международного права, включающего  индивидов, МНПО, ТНК, а также субъекты (части) федераций, автономные территории унитарных государств и отдельные международные судебные учреждения, как зарождающаяся тенденция обусловлено глобализацией и современным уровнем развития международного права. Тем не менее это не меняет сущности международного права как прежде всего и главным образом права межгосударственного. В силу самой природы международного права как основного регулятора международных, межгосударственных отношений государства были, остаются и еще долгое время будут оставаться основными субъектами международного права. Это положение, видимо, останется неизменным, несмотря на наметившиеся тенденции к расширению круга субъектов международного права, продиктованные происходящими в современной международной системе преобразованиями.

В международном праве  традиционно различают основные (первичные) и производные (вторичные) субъекты международного права. К первым относят государства и в некоторой  степени народы, ведущие национально-освободительную  борьбу. Появление государств и народов  на международной сцене и их участие  в международных отношениях в  качестве субъектов международного права являются результатом объективных  исторических процессов. К производным  субъектам причисляют международные  организации и государствоподобные  образования. Их возникновение, объем  полномочий и участие в международных  отношениях определяются первичными субъектами международного права. Исходя из концепции признания широкого круга субъектов международного права к производным можно отнести также нетрадиционных субъектов международного права5.

В зависимости от участия  в нормотворческом процессе можно  классифицировать субъектов международного права на правообразующих (и правоприменяющих) и неправообразующих (только правоприменяющих) субъектов международного права. К первым можно отнести государства, международные организации и в некоторой степени народы, ведущие национально-освободительную борьбу, а также государствоподобные образования, а ко вторым - индивидов, МНПО, ТНК, субъекты (части) федераций и автономные территории унитарных государств, а также отдельные международные судебные учреждения.

Государства являются основными  субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования6.

Государства имеют следующие  признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.

Суверенитет определяется в  теории права следующим образом: это юридическое выражение самостоятельности  государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также  независимости и равноправия  во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет  международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное  право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных  отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все  международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются  совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной  власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового  статуса государства составляют права, которые перечислены в  различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных  организациях. Так, в Декларации о  принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство  обязано уважать правосубъектность  других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.

Отдельную группу субъектов  международного права образуют международные  организации. Выделяют следующие виды международных организаций:

1) международные межправительственные  организации - организации, созданные  первичными субъектами международного  права (Организация Объединенных  Наций, Совет Европы, Европейский  союз, Содружество Независимых Государств  и другие);

2) неправительственные международные  организации, такие как Всемирная  федерация профсоюзов, Amnesty International, Международный комитет Красного Креста. Их особенность заключается в том, что, как правило, они учреждаются юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями, осложненными иностранным элементом. Уставы этих организаций, в отличие от уставов межгосударственных организаций, не являются международными договорами, и, следовательно, подобные международные организации не рассматриваются в качестве субъектов международного права, несмотря на зачастую серьезное влияние на международный правопорядок. Так, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Однако не соблюдено основное требование к субъекту международных правоотношений - неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей  территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В уставе организации определяются цели ее образования, принципы ее деятельности, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих  органов), устанавливается их компетенция. При этом правосубъектность организации  носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные  организации обязаны выполнять  основные принципы международного права, а деятельность региональных международных  организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права международных  организаций следующие:

1) право участвовать в  создании международно-правовых  норм;

2) право органов организации  пользоваться определенными властными  полномочиями, в том числе право  на принятие решений, обязательных  для исполнения;

3) право пользоваться  привилегиями и иммунитетами, предоставленными  как организации, так и ее  сотрудникам;

4) право рассматривать  споры между участниками, а  в некоторых случаях и с  не участвующими в данной организации  государствами.

В настоящее время проблема международной правосубъектности  субъектов РФ особенно остра. Сегодня  о своей международной правосубъектности  заявили некоторые субъекты РФ, вследствие чего представляется целесообразным выяснить правомерность подобных заявлений.

Субъекты РФ пробуют самостоятельно выступать в международных отношениях, заключают соглашения с субъектами зарубежных федераций и административно-территориальными единицами, обмениваются с ними представительствами  и закрепляют соответствующие положения  в своем законодательстве, а нормативные акты некоторых субъектов РФ предусматривают возможность заключения ими международных договоров от своего имени.

Более того, в некоторых  субъектах РФ приняты нормативные  акты, регулирующие процедуру заключения, исполнения и прекращения договоров, а в иных актах говорится о  том, что органы государственной  власти области вправе заключать  договоры, являющиеся нормативно-правовыми  актами, с органами государственной  власти РФ, с субъектами РФ, с иностранными государствами по вопросам, представляющим их общий, взаимный интерес.

В соответствии с Конституцией РФ координация международных и  внешнеэкономических связей субъектов  РФ относится к совместному ведению  РФ и субъектов Федерации. Однако Конституция прямо не говорит  о возможности субъектов РФ заключать  соглашения, которые являлись бы международными договорами. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных  договорах Российской Федерации" также относит заключение международных  договоров Российской Федерации  к ведению Российской Федерации. Установлено, что международные  договоры Российской Федерации, затрагивающие  вопросы, относящиеся к ведению  субъектов Федерации, заключаются  по согласованию с соответствующими органами субъектов. При этом основные положения договоров, затрагивающих  вопросы совместного ведения, должны направляться для внесения предложений  в соответствующие органы субъекта Федерации, которые, однако, не имеют  права вето на заключение договора. Федеральный закон не содержит положений, устанавливающих права субъектов  Федерации на самостоятельное заключение международных договоров.

Что касается практики обмена представительствами с субъектами иностранных федераций, то следует  отметить, что ни в Конституции, ни в законодательстве РФ данный вопрос пока никак не урегулирован. Указанные представительства открываются не на основе взаимности и аккредитуются при каком-либо органе власти субъекта зарубежной федерации или территориальной единицы. Эти органы, являясь иностранными юридическими лицами, не имеют статуса дипломатических или консульских представительств, и на них не распространяются положения соответствующих конвенций о дипломатических и консульских сношениях.

Итак, относительно международной  правосубъектности субъектов Российской Федерации можно сделать следующий  вывод: в настоящее время субъекты РФ не обладают в полной мере всеми  элементами международной правосубъектности, однако тенденция развития их правосубъектности  и оформления их в субъекты международного права налицо, что требует соответствующего закрепления в федеральном законодательстве.

Проблема международной  правосубъектности физических лиц  имеет давнюю традицию в юридической  литературе. Западные ученые уже довольно давно признают за индивидом качество международной правосубъектности, аргументируя свою позицию ссылками на возможность привлечения индивидов к международной ответственности, обращения индивида в международные органы за защитой своих прав. После ратификации 5 мая 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. российские граждане также могут обращаться в Европейский суд по правам человека.

Информация о работе Понятие субъекта международного права. Виды субъектов международного права