Понятие и виды субъектов международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Международное право - это система юридических принципов и норм регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности.
Международное право сформировалось независимо от желания конкретного человека или отдельной социальной группы или социального слоя и т.д., а вследствие объективных общественных процессов вызванных необходимостью налаживания международного общения

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды субъектов международного права…………………….. ……....4
2. Система международного права …………………………………………..…….12
Заключение……………………………………………………………………..……..15
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

международное право.docx

— 36.14 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Понятие и виды субъектов международного права…………………….. ……....4

2. Система международного права …………………………………………..…….12

Заключение……………………………………………………………………..……..15

Список использованной литературы………………………………………….….. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Международное право - это система юридических принципов и норм регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности.

Международное право сформировалось независимо от желания конкретного человека или отдельной социальной группы или социального слоя и т.д., а вследствие объективных общественных процессов вызванных необходимостью налаживания международного общения. Даже на самых ранних этапах развития человечества первобытные племена поддерживали между собой межплеменные отношения которые регулировались обычаями и традициями которые явились прообразом международно-правовых норм, появившихся с возникновением государственности у народов мира.

Особенность международного права состоит в том, что его нормы создаются в результате соглашения между независимыми друг от друга  и равными субъектами международного права - суверенными государствами. Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также складываются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и виды субъектов международного права

 

  Правовые отношения, как они определены общей теорией права, представляют собой регулируемые правом общественные отношения, стороны которых называются субъектами правоотношений или субъектами права.

  Под субъектами международного права понимаются стороны международных правоотношений, наделенные при помощи норм международного права субъективными правами и юридическими обязательствами.

  Как правило, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит юридическое обязательство другого субъекта этого правоотношения.

  Субъектом международного правоотношения может стать сторона, обладающая международной правосубъектностью, понятие которой несколько отличается от общепринятого понятия правосубъектности в национальном праве. Необходимо заметить, что содержание термина международная правосубъектность в нормах международного права не раскрывается. Существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности. В самом общем плане международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

  Итак, международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Согласно этому делению существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные):

  1) первичные - государства, обладающие международной правосубъектностью в силу своего возникновения, не обусловленной чьей-либо внешней волей и имеющей всеобъемлющий характер, а также народы и нации, борющиеся за свое самоопределение;

  2) производные - международные межправительственные организации, специфика юридической природы которых выражается в том, что они как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте.

  Первичные субъекты международного права (государства и борющиеся нации) в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.

  Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

  Юридическим источником правосубъектности для вторичных (несуверенных) субъектов международного права (международные межправительственные организации) служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые первичными субъектами международного права (государства) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.

 

Однако субъекты международного права не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.

  Это следующие отличительные черты субъектов международного права:

  1) субъекты международного права, как правило, являются коллективным образованием. Каждый субъект международного права имеет определенные элементы организации. Так, в государстве существует власть и аппарат управления. В структуре борющейся нации необходимым элементом является политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях, несущий ответственность за деятельность нации. В международной организации существуют постоянно действующие органы. При исполнении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени;

  2) субъекты международного права обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм, которая составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) - не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании.

  Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова и, следовательно, не позволяет причислять данного субъекта к кругу субъектов международного права.

 

Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, международным организациям и т. д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

  Таким образом, правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различны объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

  Государство - необходимый субъект в социально-политической сфере в целом. Ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни.

  Благодаря присущему государствам уникальному качеству - суверенной власти они и только они способны обеспечить функционирование международного права. Суверенные государства являются источником властной энергии этого права. В силу суверенитета они создают нормы международного права, наделяют их юридически обязательной силой, приводят в действие механизм их осуществления. Государства - наиболее могущественные и организованные субъекты. Они сосредоточили в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь.

  Государство является не только основным, но также первоначальным и универсальным субъектом международного права[682]. Первоначальный означает, что государство становится субъектом в результате самого факта его образования. Иные субъекты наделяются этим статусом государствами. Универсальный означает, что государство вправе участвовать в любых международно-правовых отношениях.

 

Субъектом международного права является государство в целом, а не представляющие его органы и должностные лица. Об этом следует помнить, встречаясь с такими понятиями, как "межправительственная организация", "межправительственное соглашение". Государство несет полную ответственность за деятельность своих органов.

  В литературе существуют самые разнообразные определения государства. Что же касается международной практики, включая судебную, то она выделяет три основных признака государства: население, территорию, суверенную власть.

  Из сказанного следует, что государства являются необходимыми субъектами международного права. Поэтому отрицание их международной правосубъектности равносильно отрицанию самого международного права. Между тем сторонники такого отрицания реально существуют даже среди авторитетных юристов.

  В последнее время получили распространение взгляды, согласно которым происходит снижение роли государств, идет деэтатизация международных отношений и международного права. Действительно, существенное развитие получили международные связи административно-территориальных частей государства, включая города. Едва ли можно отрицать растущую роль в международной жизни различного рода общественных, религиозных организаций и движений, политических партий. Особо отметим роль транснациональных корпораций, которые в значительной мере контролируют мировую экономику и оказывают растущее влияние на политику.

  Обосновывая снижение роли государств, зачастую ссылаются на внимание, уделяемое международным правом правам человека. Соответствующее мнение высказывают и государственные деятели, правда, в более сдержанной, чем юристы-теоретики, форме, не признавая за индивидом статуса субъекта международного права.

  Практика не подтверждает взгляды о снижении роли государств, о деэтатизации международного права. Государства - главные субъекты управленческой деятельности во всей системе международных связей. Они контролируют деятельность иных участников международных связей - административно-территориальных единиц государства, неправительственных организаций, физических и юридических лиц.

  Расширение негосударственных связей в международной жизни усложняет задачу управления ими. В результате роль государства не снижается, а возрастает. При этом, правда, эта роль несколько меняется. Государства уделяют все большее внимание обеспечению интересов участников упомянутых связей, что не может не находить отражения и в международном праве. Наличие тенденции к деэтатизации отрицается авторитетными юристами.

  Сегодня государство несет двойную ответственность - ответственность за положение дел в стране и в международном сообществе. Ни одно другое образование не в состоянии заменить государство в этом качестве. Это принципиальное положение нашло отражение во многих документах ООН.

Еще недавно были весьма популярны идеи создания сверхгосударств или даже мирового государства. Не забыты они и сегодня. Однако реальное развитие событий делает все более очевидной их необоснованность. Достаточно посмотреть, с каким трудом идет развитие Европейского союза, для которого, казалось бы, существуют оптимальные условия. Управление социальными процессами становится все более сложным делом по мере усложнения самого объекта управления. Выход видится в дальнейшем развитии двух тенденций. Первая состоит в расширении полномочий в международной области территориальных подразделений государства, что дает возможность полнее учитывать их особые интересы и тем самым не только повысить уровень управляемости, но и ослабить центробежные тенденции. Вторая тенденция - углубление международного взаимодействия государств, ведущее к росту роли и расширению полномочий международных организаций. Обе тенденции явно просматриваются в развитии Европейского союза.

  Центральное положение занимает ООН и ее специализированные учреждения. В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. выражено намерение не жалеть усилий для того, чтобы сделать ООН более эффективным инструментом решения проблем, стоящих перед народами мира. Все это определяет тенденцию к росту роли международного права как на региональном, так и на универсальном уровне.

  Из сказанного следует, что развитие глобального управления идет не государственно-правовым, а международно-правовым путем. Задача состоит не в преобразовании международного права в нечто подобное праву государства, а в совершенствовании специфических международно-правовых механизмов.

  Международные (межгосударственные) организации - производные, специальные субъекты международного права.

  Их правосубъектность производна от правосубъектности государств, которые в силу своей суверенной власти предоставляют организации соответствующий статус. Правосубъектность организаций носит специальный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ними задач и закрепленными в их учредительных актах.

  Взаимодействие государств достигло такого уровня, что оно нуждается в регулировании на постоянной организационной основе. Для решения этой задачи государства создают организации и наделяют их международной правосубъектностью, необходимой для выполнения ими своих функций.

Информация о работе Понятие и виды субъектов международного права