Понятие, становление, юридическое содержание принципа уважения прав и свобод человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цели данной курсовой работы: исследование исторических этапов формирования основных прав и свобод человека и гражданина, ознакомление с международными стандартами, закрепившими основные права и свободы человека.
Задачи, которые необходимо решить в ходе работы – проследить эволюцию становления основных прав и свобод, получившую закрепление в международных документах, изучить систему прав и основных свобод человека, закрепленную в международных нормативно-правовых актах, регламентирующих реализацию и защиту основных прав человека.
Объектом исследования являются международные документы и российское законодательство, регулирующие взаимоотношения человека и государства, в области защиты прав и свобод человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
1. Понятие, становление, юридическое содержание принципа уважения прав и свобод человека………………………………………………………….4
2. Международно-правовая защита общих прав человека: общая характеристика международных документов, закрепляющих стандарты прав человека…………………………………………………………………………..8
3. Международный контроль за реализацией универсальных и региональных международных правовых актов о правах человека. Международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека………………………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………...25
Задача…………………………………………………………………………27
Список использованных источников и литературы……………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая 5к, 9 сем - для слияния.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

 

План работы

Введение………………………………………………………………………2

1. Понятие, становление, юридическое  содержание принципа уважения  прав и свобод человека………………………………………………………….4

2. Международно-правовая  защита общих прав человека: общая  характеристика международных документов, закрепляющих стандарты прав человека…………………………………………………………………………..8

3. Международный контроль  за реализацией универсальных  и региональных международных  правовых актов о правах человека. Международные контрольные механизмы  и процедуры в области прав человека………………………………………………………………………….19

Заключение…………………………………………………………………...25

Задача…………………………………………………………………………27

Список использованных источников и литературы……………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Провозглашение прав и свобод личности, их закрепление в законодательстве является важнейшей предпосылкой к созданию подлинно открытого, свободного общества, поскольку господство права, плюрализм и права человека являются основами демократии.

Современное международное гуманитарное право сформировалось в основном в середине 20 века и в концентрированном виде отражено в уставе Организаций Объединенных Наций, который открыл новую эпоху в правовом регулировании международных отношений и нормативно закрепил важнейшие принципы международного права. Эти принципы не только регулируют межгосударственные отношения, но и стимулируют формирование новых. Неукоснительное уважение международной законности – это единственно возможный сегодня образ действия для каждого субъекта международного права.

В настоящее время актуальны многие проблемы международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового поражения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, обеспечение ядерной и радиационной безопасности.

Во многих странах мира, в том числе России и Соединенных Штатов Америки обострилась проблема терроризма, имеющая транснациональный характер и угрожающая стабильностью в мире.

В международных отношениях существенным является значение военно-силовых аспектов. Ряд государств стремится усилить своё влияние на мировую политику путём создания оружия массового уничтожения.    Существует негативная тенденция создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран, при лидерстве Соединенных Штатов Америки и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые,  решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения эволюции становления прав и свобод человека, что позволит понять, что достигнутые категории прав это не окончательный результат, а промежуточный. И вполне закономерно ожидать возникновение новых категорий прав и свобод и новых гарантий их защиты.

Цели данной курсовой работы: исследование исторических этапов формирования основных прав и свобод человека и гражданина, ознакомление с международными стандартами, закрепившими основные права и свободы человека.

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы – проследить эволюцию становления основных прав и свобод, получившую закрепление в международных документах, изучить систему прав и основных свобод человека, закрепленную в международных нормативно-правовых актах, регламентирующих реализацию и защиту основных прав человека.

Объектом исследования являются международные документы и российское законодательство, регулирующие взаимоотношения человека и государства, в области защиты прав и свобод человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, становление, юридическое содержание принципа уважения прав и свобод человека.

Появление принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к возникновению ООН и связано непосредственно с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека известно в теории с конца XVIII века.

   В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека... в равноправие мужчин и женщин...». В статье 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:

  a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития...

  c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...».

   В статье 56 предусматривается, что «все члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».

   Анализ многочисленных международных документов по правам человека, к которым относятся, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., показывает, что в современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

 

Тем не менее непосредственная защита прав и свобод человека является делом сугубо национальной правовой политики. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства, что требует от государства имплементации правовых норм в свою внутреннюю правовую систему. Современное международное право поощряет индивида все более активно участвовать в борьбе за соблюдение международных стандартов в области прав человека. Итоговый документ встречи государств - участников СБСЕ в Вене предписывает государствам «уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод», предусматривает «право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью», а документ Копенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство «обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и защищать права человека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением прав человека».

Становление обязательства государств уважать права человека и основные свободы в качестве одного из принципов международного права связано с более длительным процессом нормативной регламентации, чем у тех принципов, которые непосредственно были провозглашены в ст. 2 Устава ООН и конкретизированы в Декларации 1970 г.

В самом Уставе при определении целей ООН говорится об осуществлении международного сотрудничества "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех..." (п. 3 ст. 1). Согласно ст. 55, ООН содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...". И если прибегнуть к комплексной оценке, то можно заключить, что Устав ООН возлагает на государства обязательство не просто уважения, а именно всеобщего уважения прав и основных свобод, и не только их уважения, но и соблюдения.

Нормативное содержание принципа вырабатывалось в рамках ООН постепенно, через провозглашение Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и принятие двух международных пактов — об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 г.), а также других деклараций и конвенций.

Параллельно осуществлялась правовая регламентация обязательств государств в сфере прав и свобод человека на региональном уровне (американская, европейская, позднее африканская конвенции, а в настоящее время и в рамках Содружества Независимых Государств).

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. нормативные предписания об уважении прав человека и основных свобод впервые были сформулированы как компоненты самостоятельного международного принципа, которым государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях.

В соответствии с текстом акта государства-участники "будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития". В развитие этой формулы государства в Итоговом документе Венской встречи СБСЕ (1989 г.) признали, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами. Констатация равной ценности всех прав и свобод обусловливает содержание соответствующих положений национального законодательства. Отметим в этой связи формулировку п. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией".

 

В Заключительном акте СБСЕ уважение прав и свобод характеризуется как существенный фактор мира, справедливости и благополучия в межгосударственных дружественных отношениях. Следует иметь в виду, что в обоих международных пактах права и свободы человека регламентируются с учетом права народов на самоопределение. А в Заключительном акте СБСЕ выделено положение об уважении прав и защите законных интересов лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

В числе новейших документов, применяющих рассматриваемый принцип к ситуации, сложившейся после прекращения существования СССР, являются Декларация глав государств — участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (24 сентября 1993 г.) и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (26 мая 1995 г.).

Принцип уважения прав и основных свобод можно охарактеризовать как юридическую базу становления и совершенствования международного гуманитарного права как отрасли международного права в ее современном понимании (см. гл. 13). Содержание этого принципа определяет характер взаимодействия международно-правовых и внутригосударственных норм в области гуманитарного сотрудничества в условиях, когда международное право не только влияет на национальное законодательство по вопросам прав человека, не только устанавливает общепринятые стандарты, которыми должны руководствоваться государства, не только вводит в действие международные средства защиты прав человека от массовых посягательств, но и становится непосредственным регулятором и гарантом определенных элементов правового статуса личности, обеспечиваемого, наряду с национальным, международным правовым механизмом.

 

 

  1. Международно-правовая защита общих прав человека: общая характеристика международных документов, закрепляющих стандарты прав человека.

     Основы межгосударственной правовой защиты в современном международном праве были заложены Уставом ООН. Являясь центром сотрудничества государств по защите прав человека, ООН с момента своего создания одной из задач ставила поощрение и развитие уважения к правам  человека и основным свободам.

     В Преамбуле Устава подчеркивается решимость международного сообщества «утвердить веру в основные права человека», «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе». Одной из целей организации является сотрудничество государств в развитии «уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии»1. И это несмотря на то, что основная цель ООН была определена как поддержание международного мира и безопасности. Однако мир и безопасность тогда прочнее, когда личность имеет те права, которые соответствуют современному этапу развития человеческого общества.

   Устав закрепляет компетенцию своих органов в области защиты прав человека. Так в ст. 13 Устава ООН речь идет о полномочиях Генеральной Ассамблеи, которая может организовывать исследования и давать рекомендации в целях содействия реализации прав личности. А согласно п.2 ст.62 Устава ООН, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) может давать рекомендации о поощрении уважения и соблюдения прав человека. Кроме того, ЭКОСОС имеет право, согласно ст. 68 Устава ООН, создавать дополнительные органы для проведения необходимой деятельности по защите прав человека.

 


1.Ст. 1 Устава ООН

Таким образом, одни из главных органов ООН – Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС, наделены достаточно широкими полномочиями в деле защиты прав человека.

   С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего МОТ, ЮНЕСКО.     Часть упомянутых документов - резолюции международных организаций - имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 года, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 года и другие документы.

      Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в области прав человека и уточнении существующих. Морально-политический авторитет многих из них очень высок, и государства с ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридических обязательств. Всеобщая декларация прав человека сыграла важную роль, например, еще и потому, что в ней впервые были перечислены права и свободы, которые относятся к категории прав человека. Довольно широко распространено мнение, что положения декларации превратились в международный обычай.

Информация о работе Понятие, становление, юридическое содержание принципа уважения прав и свобод человека