Следовательно, 
административная правоспособность общественного 
объединения есть способность быть 
субъектом прав и обязанностей в 
сфере государственного управления. 
Административная правоспособность общественного 
объединения, как было выше замечено, 
имеет свои особенности, касающиеся 
ее возникновения и прекращения. 
     Объем 
и содержание административной правоспособности 
общественного объединения устанавливаются 
и изменяются компетентными органами 
государственной власти в нормах 
административного права, и ее осуществление 
ограничивается рамками государственного 
управления.
     Административная 
правоспособность общественного объединения 
служит основой их административной 
дееспособности, являющейся необходимым 
условием реализации этой правоспособности, 
а также субъективных прав и обязанностей 
общественного объединения в 
конкретных административно-правовых 
отношениях12. 
     Административная 
дееспособность общественного объединения 
– это признанная за ними способность 
своими действиями:
     а) 
приобретать права и обязанности 
административно-правового характера;
     б) 
осуществлять их. Такая дееспособность 
включает способность общественного объединения 
нести ответственность за совершенные 
правонарушения в соответствии с действующими 
правовыми актами. 
     Правовые 
возможности общественного объединения 
в сфере исполнительной власти многочисленны 
и разнообразны. Установленные административным 
законодательством в соответствии 
с конституционными основами, права 
и обязанности этого субъекта 
закрепляют их отношения и связи 
с органами исполнительной власти, 
осуществляющими исполнительно-распорядительную 
деятельность. 
     Они 
могут складываться в связи с: 
  - Реализацией 
  принадлежащих общественному объединению 
  по закону прав;
- выполнением 
  возложенных на общественное объединение 
  обязанностей в сфере государственного 
  управления;
- нарушением 
  органами управления (должностными лицами) 
  прав и интересов общественного объединения;
- нарушением 
  общественным объединением своих правовых 
  обязанностей в сфере государственного 
  управления13.
     Классификация 
субъективных прав и обязанностей общественных 
объединений в сфере государственного 
управления может быть следующей: 
     а) 
общие права и обязанности 
общественного объединения в 
сфере государственного управления;
     б) 
специальные права и обязанности 
общественного объединения в 
сфере государственного управления, 
в частности в сфере охраны 
общественного порядка и обеспечения 
общественной безопасности. 
     К 
группе общих прав и обязанностей 
общественного объединения в 
сфере государственного управления 
в соответствии с действующим 
законодательством относится то, 
что общественное объединение имеет 
право:
     - 
принимать участие в выработке решений 
органов государственной власти и местного 
самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных 
законодательством;
     - 
проводить собрания, митинги, демонстрации, 
шествия и пикетирования;
     - 
учреждать средства массовой информации 
и вести издательскую деятельность;
     - 
представлять и защищать свои права, законные 
интересы своих членов и участников, других 
граждан в органах государственной власти, 
органах местного самоуправления и общественных 
объединениях;
     - 
осуществлять в полном объеме полномочия, 
предусмотренные законами об общественных 
объединениях;
     - 
выступать с инициативами по различным 
вопросам общественной жизни, вносить 
предложения в органы государственной 
власти;
     - 
участвовать в избирательных кампаниях 
(в случае государственной регистрации 
объединения и при наличии в уставе данного 
объединения положения об участи его в 
выборах).
     В 
своей деятельности общественное объединение 
обязано: 
  - соблюдать 
  законодательство, общепризнанные принципы 
  и нормы международного права, касающиеся 
  сферы его деятельности, а также нормы, 
  предусмотренные его уставом и иными учредительными 
  документами; 
- ежегодно 
  публиковать отчет об использовании своего 
  имущества или обеспечивать доступность 
  ознакомления с указанным отчетом, информировать 
  орган, регистрирующий объединение, о 
  продолжении своей деятельности и указывать 
  действительное место нахождения постоянно 
  действующего руководящего органа, его 
  название и данные о руководителях объединения 
  в объеме сведений, включенных в единый 
  государственный реестр юридических лиц;
- представлять 
  по запросу органа, регистрирующего объединения, 
  решения руководящих органов и должностных 
  лиц объединения, а также годовые и квартальные 
  отчеты о своей деятельности в объеме 
  сведений, предоставленных в налоговые 
  органы;
- допускать 
  представителей органа, регистрирующего 
  объединения, на проводимые общественным 
  объединением мероприятия, оказывать 
  содействие представителям органа, регистрирующего 
  общественное объединение, в ознакомлении 
  с деятельностью объединения.
     3 
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА 
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ПРОФСОЮЗОВ
     Статус 
политических партий непосредственно 
определяется Федеральным законом 
от 11 июля 2001г. «О политических партиях». 
Он регулирует реализацию права граждан 
РФ на объединение в политические 
партии, а также особенности создания, 
деятельности, реорганизации и ликвидации 
таких партий.
     Политическая 
партия – общественное объединение, 
созданное в целях участия 
граждан РФ в политической жизни 
общества посредством формирования 
и выражения их политической воли, 
участия в общественных и политических 
акциях, в выборах и референдумах, 
а также в целях представления 
интересов граждан в органах 
государственной власти и органах 
местного самоуправления.
     В 
законе отражены определенные аспекты 
административно-правового статуса 
политической партии. В частности, закреплен 
принцип взаимного невмешательства 
органов государственной власти 
и их должностных лиц в деятельность 
политических партий, равно как и невмешательства 
политических партий в деятельность органов 
государственной власти и органов местного 
самоуправления.
     Лица, 
занимающие государственные и муниципальные 
должности, не вправе использовать свое 
должностное положение в интересах политических 
партий. Они не могут быть связаны решениями 
политической партии при исполнении своих 
должностных обязанностей. Структуры 
политических партий не могут образовываться 
в государственных органах. 
     Хотя 
для образования политической партии 
не требуется решения государственного 
органа, тем не менее, государство 
контролирует создание политических партий 
в форме их государственной регистрации, 
осуществляемой в настоящее время органами 
юстиции. Законом предусмотрены основания 
отказа в государственной; регистрации 
политической партии.
     Среди 
общественных объединений особый статус 
имеют профсоюзы. Их статус определен 
законом РФ от 8 декабря 1995г. «О профессиональных 
союзах, их правах и гарантиях деятельности». 
     Профсоюзы 
– добровольное общественное объединение 
граждан, связанных общими производственными, 
профессиональными интересами по роду 
их деятельности, создаваемое в целях 
представительства и защиты их социально-трудовых 
прав и интересов.
     Профсоюзы 
независимы в своей деятельности от органов 
исполнительной власти, органов местного 
самоуправления, работодателей, их объединений, 
политических партий и других общественных 
объединений.
     Профсоюзы 
защищают право своих членов на труд, 
ведут переговоры и заключают 
с администрацией коллективные договоры, 
контролируют их выполнение. 
     Законодательство 
об общественных объединениях предусматривает 
особые формы регистрационных отношений, 
возникающих между лицами, ходатайствующими 
о создании профсоюза, и органов юстиции. 
Законом о профсоюзах предусмотрена уведомительная 
государственная регистрация: профсоюзы, 
объединения, первичные профсоюзные организации 
в течение месяца со дня образования направляют 
в Минюст РФ или территориальные органы.
     Профсоюзы 
располагают значительными юридическими 
возможностями активно влиять на 
правотворчество по вопросам защиты 
социальных прав и интересов работников. 
Также могут вносить предложения о принятии 
компетентными государственными органами 
законов и иных нормативных правовых актов, 
касающихся социально-трудовой сферы. 
     Профсоюзы 
играют важную роль в защите трудовых 
прав работников. Так, в установленных 
случаях расторжение трудового 
договора с работником- членом профсоюза 
по инициативе работодателя может быть 
произведено только с предварительного 
согласия соответствующего профсоюзного 
органа.
     Профсоюзы 
обладают некоторыми правами, обеспечивающими 
им возможность влиять на формирование 
властных структур, осуществление их 
деятельности. Они вправе участвовать 
в выборах органов государственной 
власти и органов местного самоуправления 
в соответствии с законодательством; 
на паритетных началах с другими 
партнерами участвовать занятости, 
медицинского страхования и т.д.
     Помимо 
прав, предусмотренных законом о 
профсоюзах, их права и гарантии 
деятельности в области социального 
страхования и охраны здоровья, социального 
обеспечения, улучшения жилищных условий 
работников устанавливаются соответствующими 
федеральными законами, а также законами 
субъектов РФ. 
     4 
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ 
ОБЪЕДИНЕНИЙ  
     Конституция 
РФ закрепляет право каждого на свободу 
совести, свободу вероисповедания. 
Граждане могут пользоваться правом 
на свободу вероисповедания индивидуально, 
а также совместно, путем создания 
религиозных объединений. Специальным 
актом, определяющим основные параметры 
правового положения таких объединений, 
является Федеральный закон от 26 сентября 
1997 г. "О свободе совести и религиозных 
объединениях". Он отражает принципиальные 
позиции государства в отношении религиозных 
объединений и религиозных объединений 
по отношению к государству, а также в 
общих чертах виды и объем правосубъектности 
этих объединений. Законодательное урегулирование 
этих вопросов имеет целью, во-первых, 
создать наиболее благоприятные условия 
для реализации гражданами права на свободу 
вероисповедания, во-вторых, не допустить 
злоупотребления этим правом, посягательства 
на личность, права и свободы граждан. 
В Российской Федерации религиозные объединения 
отделены от государства. Это, прежде всего 
означает, что государство, хотя и определяет 
правовой режим осуществления права на 
свободу совести, свободу вероисповедания, 
но ни само государство, ни его органы 
и должностные лица не вмешиваются в вопросы 
определения гражданами своего отношения 
к религии, в законную деятельность религиозных 
объединений. Они не могут поручать последним 
выполнение каких-либо государственных 
функций. На территории РФ не могут учреждаться 
органы исполнительной власти и государственные 
должности, специально предназначенные 
для решения вопросов, связанных с реализацией 
гражданами права на свободу вероисповедания. 
Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания 
как акт государственной власти определяет 
сущность и некоторые виды религиозных 
объединений, а также определяет реквизиты 
устава (положения) религиозного объединения. 
Государство охраняет законную деятельность 
религиозных объединений и в то же время 
контролирует соблюдение ими относящегося 
к ним законодательства. Регистрация уставов 
(положений) входит в исключительную компетенцию 
Министерства юстиции РФ, органов управления 
в области юстиции субъектов РФ по правилам, 
установленным законом. Принципиальным 
в статусе религиозных объединений является 
то, что они образуются и действуют на 
основании своих уставов (положений); не 
могут вмешиваться в дела государства; 
участвовать в выборах органов государственной 
власти и в деятельности политических 
партий. Однако могут участвовать в социально-культурной 
жизни общества в соответствии с законодательством, 
регулирующим деятельность общественных 
объединений. Ввиду всеобщности требований 
принципа законности они относятся также 
к религиозным объединениям. Служители 
культа и члены религиозных объединений 
признаются субъектами определенных нарушений 
законодательства о религиозных культах. 
Деятельность религиозных объединений 
может быть прекращена по решению общего 
собрания учредителей, съезда (конференции), 
его образовавших; решением суда, если 
деятельность религиозного объединения 
противоречит его уставу (положению) и 
действующему законодательству. Нарушение 
законодательства отдельными членами 
религиозных объединений не влечет ответственности 
всего объединения в целом. При Президенте 
РФ создан Совет по взаимодействию с религиозными 
объединениями. Он является консультативным 
органом, осуществляющим предварительное 
рассмотрение взаимодействия с религиозными 
объединениями и повышение духовной культуры 
общества.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  
     Рассматривая  
общественные объединения как один из субъектов административного  
права, следует подчеркнуть, что  это один 
из фундаментальных конституционно-правовых 
институтов. Нормы об общественных объединениях 
содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст. 19; ч. 1 ст. 
30; ч. 2 ст. 46 Конституции  РФ. В этих статьях  
дана общая характеристика общественных 
объединений как субъекта российского  
права. Более развернутая характеристика 
общественных объединений как субъекта 
административного права содержится в Федеральном законе 
от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях», 
являющимся базовым законом, регламентирующим 
организацию, статус и деятельность общественных 
объединений; а также  в других федеральных законах, 
нормативно - правовых актах, а также уставах союзов, 
ассоциаций и иных объединений граждан.
     Политическая 
партия – общественное объединение, 
созданное в целях участия 
граждан РФ в политической жизни общества посредством 
формирования и выражения их политической 
воли, участия в общественных и политических 
акциях, в выборах и референдумах, а также 
в целях представления интересов граждан 
в органах государственной власти и органах 
местного самоуправления. Их статус определяется 
Федеральным законом от 11 июля 2001г. «О 
политических партиях».
     Среди 
общественных объединений особый статус 
имеют профсоюзы.
     Профсоюзы 
– добровольное общественное объединение 
граждан, связанных общими производственными, 
профессиональными интересами по роду 
их деятельности, создаваемое в целях 
представительства и защиты их социально-трудовых 
прав и интересов. Их статус определен 
законом РФ от 8 декабря 1995г. «О профессиональных 
союзах, их правах и гарантиях деятельности».  
     СПИСОК 
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
     Нормативные 
правовые акты 
     1 
Конституция Российской Федерации 
от 12 декабря 1993г. в редакции 
от   13.12. 2008г. – М.: Омега, 2010 – 63 стр.;
     2 
Федеральный закон от 19 мая 1995 
г.  N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» 
в редакции от  23.07.2008 г.;
     3 
Федеральный закон  от 12 января 1996 г.  
№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их 
правах и гарантиях деятельности» в редакции 
от 30.12.2008;