О правомерности с точки зрения международного права прав человека операции по ликвидации Усама Бен Ладена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:55, статья

Описание работы

В научной статье А.С.Орбеляна дается ссылка на сложившуюся международную практику по этому вопросу в части того, что самооборона возможна лишь против другого государства: «…в Консультативном заключении относительно правовых последствий строительства стены на оккупированной палестинской территории (2003 г.) Международный Суд указал, что «в ст. 51 признается существование неотъемлемого права на самооборону в случае вооруженного нападения одного государства на другое».

Файлы: 1 файл

esse_mp_mammadov.docx

— 28.24 Кб (Скачать файл)

Лобзанова Наиля, группа 891

Вопрос о правомерности  с точки зрения международного права прав человека операции по ликвидации Усама Бен Ладена, З.Яндарбиева.

1. При проведении анализа использованы:

- Устав Организации Объединенных Наций, подписанный 26 июня 1945 года в  Сан-Франциско и вступивший в силу 24 октября 1945 года.  (статья 51 о праве государств – членов на самооборону);

- Всеобщая декларация прав человека Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года  (статья 10);

- Международный пакт о гражданских и политических правах Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года (статья 6);

- Мировая политика и Организация Объединенных Наций 1945-2009 А.П.Барышев;

- Доклад Группы высокого уровня по угрозам,  
вызовам и переменам http://www.un.org/russian/secureworld/index.html (по вопросу толкования статьи 51 Устава ООН);

- Федеральный закон от 25.07.1998 N 130-ФЗ (ред. от 07.03.2005) "О борьбе с терроризмом";

- Научная статья «Возможность самообороны против негосударственных акторов» http://www.mypublication.org/materials/id/40/.

  1. К вопросу о правомерности проведения американскими войсками операции по уничтожению Усама Бен Ладена. 

Нападение на Усама Бен Ладена произошло 2 мая 2011г.; 12 мая 2011г. Министр иностранных дел РФ С.В.Лавров дал интервью газете «Московские новости» в связи с тем, что Российское Министерство иностранных дел сделало официальное заявление, что «разделяет чувства американцев» по поводу ликвидации Бен Ладена. В указанном интервью С.В.Лавров на вопрос, насколько оправданы действия американских войск с точки зрения международного права, также высказался в поддержку американской стороны. Министр иностранных дел пояснил, что существующее право государств на самооборону согласно Статье 51 Устава ООН, ничем не ограничивается. 1

В научной статье А.С.Орбеляна дается ссылка на сложившуюся международную практику по этому вопросу в части того, что самооборона возможна лишь против другого государства: «…в Консультативном заключении относительно правовых последствий строительства стены на оккупированной палестинской территории (2003 г.) Международный Суд указал, что «в ст. 51  признается существование неотъемлемого права на самооборону в случае вооруженного нападения одного государства на другое».

В таком случае считаю нужным обратиться к данной статье. В ней  говорится о самообороне, а не о нападении. В докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам  и переменам дается некое толкование самообороны государств. Согласно положениям указанного документа, право на самооборону реализуется лишь одним государством в отношении другого государства. Ничего не сказано о каких-либо физических лицах, о террористических группах, представляющих угрозу для конкретного государства. 2

Что касается нарушения прав человека, то в этом вопросе следует  обратиться к Всеобщей декларации прав человека, в частности, к Статье 10: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом»3.

В Международном пакте о гражданских и политических правах, в п. 2 Статьи 6 сказано: «2. В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом».

Таким образом, американской стороной нарушены права человека на справедливое судебное разбирательство, а также нарушена норма о том, что смертная казнь в отношении  виновного лица может быть исполнена  только по приговору суда. Действия осуществлялись неправомерно. К тому же, при захвате Усама Бен Ладена пострадали и другие люди, среди которых одна из его жен и сын (они погибли).

  1. К вопросу о правомерности проведения операции по уничтожению З. Яндарбиева.

Операция по уничтожению  З.Яндарбиева проводилась без санкционированного решения компетентного суда, это говорит о нарушении прав человека (Статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах). Также при взрыве автомобиля Яндарбиева был причинен тяжкий вред здоровью его 13-летнему сыну. В этом случае нарушается Статья 6 Конвенции ООН о правах ребенка, в частности, п.2, в котором сказано, что Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Убийство экс-президента ЧРИ осуществлено общеопасным способом, т.к. взрыв мог повлечь смерти среди невиновного гражданского населения.

4. Представленный материал позволяет сделать следующие выводы:

1) в отношении нападения и убийства Усама Бен Ладена со стороны США можно установить нарушение прав человека. Американская сторона подкрепляет свою позицию ссылкой на резолюцию 1373 Совета Безопасности ООН. Однако, положения указанной резолюции нельзя истолковать таким образом, чтобы войскам одного государства разрешалось принимать какие-либо антитеррористические действия без санкции ООН в отношении группы физических лиц, пусть даже  и террористической группы; в резолюции о второй стороне (от которой можно потенциально ожидать террористической угрозы) говорится как о государстве. На факт неверного толкования положений резолюции также указывает А.П.Барышев: «В целом, резолюция 1373 Совета Безопасности ООН создает широкую международно-правовую базу для борьбы с международным терроризмом. Однако в ней, как и в резолюции 1368 Совета Безопасности ООН, не содержалось и намека о санкционировании Советом какой-либо конкретной операции под эгидой ООН в связи с терактами в США 11 сентября 2001 г.»4. То есть, уничтожение американскими военными Усама Бен Ладена не было санкционировано;

2) США нарушили положения  документов ООН по правам человека -  Усама Бен Ладен не был  подвергнут справедливому суду; пострадали возможно невинные люди (его жена и сын); американские сотрудники не удостоверились в личности разыскиваемого террориста, прежде чем расстрелять его, после расстрела было произведено опознание трупа и экспертиза ДНК;

3) при убийстве З.Яндарбиева также были нарушены права человека – право на справедливое судебное разбирательство, нарушена Статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах; сотрудников российских спецслужб самих обвинили в совершении террористического акта; при взрыве пострадал несовершеннолетний сын Яндарбиева, который находился в том же автомобиле – нарушение положений Конвенции по правам ребенка. 

Таким образом, можно говорить о неправомерности проведения операций, связанных с убийством Усама Бен Ладена и З.Яндарбиева, т.к. организаторами названных операций (США, РФ) нарушены нормы международного права прав человека.

 

1 http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6B2B0E2354159A97C325788E0024F2F3

2 http://www.un.org/russian/secureworld/part9.htm

3 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

4 http://www.barichev.ru/book/index.php?id=282


Информация о работе О правомерности с точки зрения международного права прав человека операции по ликвидации Усама Бен Ладена