Контрольная работа по дисциплине "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 07:27, контрольная работа

Описание работы

Задание 1
Дайте краткую характеристику основополагающим принципам международного права: назовите их юридические признаки, укажите источники их закрепления. Подробнее остановитесь на принципе неприменения силы и попытках его ревизии. Раскройте понятия «гуманитарная интервенция», «упреждающая самооборона».
Задание 2
Дайте международно-правовую характеристику прилежащей зоны и исключительной экономической зоны. Составьте схему распределения морских пространств.

Содержание работы

Задание 1. . . . . . . . . . . 3
Задание 2. . . . . . . . . . . 9
Задание 3. . . . . . . . . . . 12
Задание 4. . . . . . . . . . . 17
Список литературы. . . . . . . . . 18

Файлы: 1 файл

Международное право. Вариант 3.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

План

 

Задание 1. . . . . . . . . . . 3

 

Задание 2. . . . . . . . . . . 9

 

Задание 3. . . . . . . . . . . 12

 

Задание 4. . . . . . . . . . . 17

 

Список литературы. . . . . . . . . 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

 

Дайте краткую характеристику основополагающим принципам международного права: назовите их юридические признаки, укажите источники их закрепления. Подробнее остановитесь на принципе неприменения силы и попытках его ревизии. Раскройте понятия «гуманитарная интервенция», «упреждающая самооборона».

 

Ответ:

Принципы международного права – это наиболее важные, общие и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принципы международного права – это императивные нормы международного права или нормы jus cogens.

Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года1.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

При толковании и применении принципов международного права принято применять системный подход, т.е. важно помнить, что все они взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

- Принцип неприменения силы и угрозы силой;

- Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

- Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

- Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

- Принцип равноправия и самоопределения народов;

- Принцип суверенного равенства государств;

- Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

- Принцип нерушимости государственных границ;

- Принцип территориальной целостности государств;

- Принцип уважения прав человека и основных свобод2.

Принцип неприменения силы и угрозы силой.

Впервые этот принцип был закреплен в Уставе ООН. Согласно п. 4 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых Наций». Впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство. Статья 51 Устава ООН прямо исключает применение вооруженной силы одним государством против другого в случае принятия последним мер экономического или политического порядка.

Совет Безопасности ООН в случае, если рекомендованные для разрешения конфликтов меры невооруженного характера посчитает недостаточными, «уполномочивается принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации».

В нормативное содержание принципа неприменения силы включаются:

- запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;

- запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы;

- предоставление государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства;

- организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;

- организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства3.

Гуманитарная интервенция или гуманитарная война – вооруженное вторжение на территорию иностранного государства для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения.

Под понятие гуманитарной интервенции не попадают следующие действия:

- миротворческие операции, проводимые ООН с согласия государства, на территории которого они предпринимаются;

- акции с использованием вооруженной силы по просьбе законного правительства (включая акции, предусмотренные соглашениями). Однако существуют ситуации, при которых нелегко установить, что является законным правительством или действительным согласием.

- военные операции, предпринимаемые государством с целью спасения своих граждан за рубежом от неминуемой угрозы их жизни или здоровью;

- акции принудительного характера, не включающие использование вооруженной силы.

Критики концепции гуманитарной интервенции используют следующие аргументы:

- Трактовка суверенитета как ответственности по защите прав человека, по их мнению, отражает западные ценности, деля мир на «цивилизованные» и «нецивилизованные страны», что может порождать полуколониальные методы ведения политики против государств, нарушающих права человека. Некоторые критики полагают, что использование данной риторики является прикрытием для распространения в мире гегемонии США.

- Критики гуманитарных интервенций указывают на произвольный характер силовых акций, подрывающий их легитимность. Так, британский политолог Дэвид Чендлер называет процесс принятия подобных решений «законотворчеством элитной группы западных государств».

- Некоторые российские ученые высказали предположение, что практика интервенций по гуманитарным мотивам спровоцировала скачок сепаратизма в 1990-х годах. Видный отечественный политолог А.А. Кокошин предположил, что эта практика «стимулирует радикальные группы внутри религиозных и этнических меньшинств на обострение конфликтов вплоть до применения вооруженной силы в надежде на победу с помощью миротворческих сил».

- Высказывались опасения, что гуманитарные интервенции могут снизить предсказуемость и регулируемость международных отношений, поскольку вызывают появление «антикоалиций» и увеличивают напряженность в мире.

Методы, применяемые при гуманитарной интервенции:

- обеспечение эвакуации населения из районов охваченных гуманитарной катастрофой, в том числе организация гуманитарных коридоров;

- обеспечение нуждающегося населения гуманитарной помощью и охрана пунктов её раздачи от вооруженных групп мародеров;

- установление контроля за электростанциями, резервуарами питьевой воды, телерадиоцентрами, откуда могут звучать призывы к межобщинному насилию (в случаях межэтнического конфликта);

- развертывание, обеспечение и охрана лагерей беженцев;

- избегание массовой гибели людей в ходе боевых операций: использование небольших мобильных подразделений, сверхточного (снайперские винтовки) или несмертельного оружия (шумовые гранаты, водометы, слезоточивый газ, резиновые пули);

- контртеррористические действия против вооруженных отрядов экстремистов и криминальных группировок;

- организация вспомогательных вооруженных отрядов из среды местного населения4.

Упреждающая самооборона – это преднамеренное начало войны с тем, чтобы помешать противнику совершить акт агрессии. Классический пример: вмешательство США во Вьетнам в 1964 году. Южный Вьетнам после поражения там французов был на грани падения, и американцы вмешались, чтобы предотвратить объединение Вьетнама под руководством коммунистического Северного Вьетнама. Пример упреждающей самообороны – операция Израиля в 1967 году, когда арабские страны блокировали Акабский залив, сконцентрировали огромные войска в Иордании, Сирии, на Синайском полуострове5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2

 

Дайте международно-правовую характеристику прилежащей зоны и исключительной экономической зоны. Составьте схему распределения морских пространств.

 

Ответ:

Уже с середины XIX века некоторые страны, у которых ширина территориального моря составляла 3-6 морских миль, стали устанавливать дополнительную морскую зону за пределами своего территориального моря для осуществления в ней контроля с целью обеспечения выполнения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фискальных и санитарных правил. Такие зоны, прилегающие к морской территории прибрежного государства, получили название прилежащих зон.

Прилежащая зона – это морская полоса, непосредственно примыкающая к территориальному морю прибрежного государства, на которой оно может осуществлять контроль, необходимый для того, чтобы:

а)  предотвращать нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря (п. 1 ст.33 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года);

б) наказывать за такие нарушения.

Режим прилежащей зоны регулируется Женевской конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Последняя устанавливает ширину прилежащей зоны в 24 морские мили, отсчитываемые от исходных линий. Следовательно, собственная ширина прилежащей зоны за внешней границей территориального моря составляет 12 морских миль6.

Однако Конвенция ООН по морскому праву указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря.

Исключительная экономическая зона – это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемых от исходных линий.

Государство в своей исключительной экономической зоне имеет исключительное право:

- на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах;

- юрисдикцию в отношении;

- создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;

- морских научных исследований;

- защиты и сохранения морской среды7.

В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря

Государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством (ст. 56, 58 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года).

 

 

Рисунок 1 – Морские зоны в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву

Рисунок 2 – Схема распределения морских пространств

 

 

 

Задание 3

 

Дайте характеристику любого международного экономического договора по плану:

а)  количество сторон;

б)  субъектный состав;

в)  какими государственными органами заключен;

г)  возможно ли присоединение к договору новых участников; на каких условиях;

д)  сфера действия;

е)  срок действия; возможность пролонгации; на каких условиях;

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Международное право"