Конституционные основы политической системы белорусского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является выявление конституционных основ политической системы белорусского общества.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
дать общую характеристику политической системы, конституционного строя;
выделить основные функции и элементы;
определить основы конституционного строя Республики Беларусь;
дать характеристику, проанализировать структуру Конституции Республики Беларусь;
проанализировать конституционные основы политической системы Республики Беларусь, в том числе на примере Гомельской области.

Файлы: 1 файл

КП.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь, по состоянию на 24 марта 2014 года функционировало 15 политических партий. Их правовой статус регулируется Конституцией и Законом Республики Беларусь "О политических партиях". В Конституции, прежде всего, следует выделить ее статью 4, в которой закрепляются как возможность многообразия политических институтов, так и запрет на установление обязательной идеологии политических партий и иных общественных объединений и социальных групп. Важное положение содержится в статье 3 Конституции, которая устанавливает запрещение деятельности политических партий и иных общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Согласно статье 1 указанного Закона, политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах [13].

Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей.

Политические партии действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия всех политических партий. Они основывают свою деятельность согласно своим уставам и программам.

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создание условий для выполнения ими своих уставных целей и задач, в том числе путем пользования государственными средствами массовой информации.

Органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям, учреждениям и их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.

На территории Республики Беларусь не могут создаваться и действовать политические партии других государств и их территориальные единицы.

В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы.

Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска.

Политические партии учреждаются на их учредительных съездах, конференциях (других учредительных организационных мероприятиях). Учредительный съезд, конференция (другое учредительное организационное мероприятие) принимают решение о создании политической партии, ее названии, устав, программу и образуют выборные органы.

Политические партии строятся исключительно по территориальному принципу. Они имеют фиксированное членство, их членами могут быть только граждане Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов приостанавливают членство в политических партиях на весь срок полномочий[13].

Не могут быть членами партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля и его территориальных органов Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие и другие лица, на которых распространяется статус военнослужащих.

Надзор за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Контроль за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Беларусь, действующему законодательству и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, которое ведет их государственный реестр (учет и регистрацию).

За нарушения Конституции Республики Беларусь, а также других актов законодательства Республики Беларусь в отношении политических партий могут быть применены следующие виды взысканий: письменное предупреждение, ликвидация политической партии.

В случае совершения политической партией действий, нарушающих Конституцию Республики Беларусь и (или) устав, Министерством юстиции Республики Беларусь выносится предупреждение руководящему органу этой политической партии. Письменное предупреждение Министерства юстиции Республики Беларусь может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь [7].

Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях:

1) совершения  партией действий, направленных  на насильственное изменение  конституционного строя либо  ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой  вражды;

2) повторного  в течение года совершения действий, за которые было вынесено письменное предупреждение;

3) если при  регистрации политической партии  со стороны ее учредителей  были допущены такие нарушения  актов законодательства, которые  носят непоправимый характер.

Политические партии, профессиональные союзы и иные организации, ответственные лица которых не обеспечили надлежащего порядка организации и (или) проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, что повлекло причинение ущерба в крупном размере (ущерб на сумму, превышающую в 10000 и более раз размер базовой величины, установленный на день совершения правонарушения) или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам (срыв массового мероприятия, временное прекращение деятельности организаций либо нарушение движения транспорта, гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким потерпевшим), могут быть ликвидированы в установленном порядке за однократное нарушение законодательства Республики Беларусь о массовых мероприятиях.

В современных условиях различные запросы и интересы граждан не ограничиваются только политической сферой. Некоторые из них реализуются в социально-экономической, культурной и иных сферах. В этих целях образуются различные общественные объединения, профсоюзы, общества, фонды, союзы.

В основе правового статуса подобных общественных объединений лежит конституционное право на свободу объединений (ст.36 Конституции Республики Беларусь). Данное конституционное положение развивается и детализируется Законом Республики Беларусь "Об общественных объединениях". В соответствии с его статьей 1, общественным объединением является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав [7].

Следует заметить, что действие указанного Закона не распространяется на политические партии, профсоюзы, религиозные организации, а также организации, создаваемые органами государственного управления, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные формирования, порядок создания и деятельность которых определяется отдельными законодательными актами.

Государство обеспечивает охрану прав и законных интересов общественных организаций. Оно может оказывать (в установленном законодательством порядке) им помощь. Вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и их должностных лиц, не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Важнейшим и наиболее массовым общественным объединением являются профессиональные союзы. Их деятельность регламентируется Законом Республики Беларусь "О профессиональных союзах". Главной задачей, которую призваны осуществлять профсоюзы, является защита интересов работников наемного труда. В соответствии со статьей 1 Закона, профессиональный союз является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь [14].

Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (положения), определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды.

Прекращение деятельности профсоюза осуществляется по решению его членов в порядке, определяемом уставом (положением) данного профсоюза.

В случае, когда деятельность профсоюзов противоречит Конституции, иным законодательным актам Республики Беларусь, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или прекращена в отношении республиканских профсоюзов решением Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь, а территориальных профсоюзов − решением суда по представлению прокурора данной административно-территориальной единицы [14].

 

 

3.2 Реализация государственной власти в Гомельской области

 

Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов, равные права для всех. Признаны и гарантированы неотъемлемые права человека. Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

В Гомельской области, согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь, местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах [7].

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

  1. утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  2. установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
  3. определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
  4. назначение местных референдумов.

В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному территориальному уровню относятся областные Советы.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица(исполком). В состав исполкома входят председатель, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполкома.

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

В компетенцию исполнительного комитета входит разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, а также предложений по организации охраны общественного порядка, разработка и внесение для утверждения в Совет проектов программ экономического и социального развития, местного бюджета.

Исполнительный комитет обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Беларуси, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции. Исполком осуществляет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроль на подведомственной территории за использованием коммунальной собственности, решение в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросов землеустройства и землепользования.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории:

  1. Нормативные правовые акты Гомельского областного исполнительного комитета ;
  2. Нормативные правовые акты Гомельского областного Совета депутатов;
  3. Нормативные правовые акты горрайисполкомов и местных Советов депутатов.

В структура Гомельского исполкома входят:

1) Комитет  экономики;

2) Комитет  по сельскому хозяйству и продовольствию;

3) Комитет по труду, занятости и социальной защите;

4) Комитет по архитектуре и строительству;

5) Гомельский  областной территориальный фонд  государственного имущества;

6) Главное управление организационно-кадровой работы;

7) Главное  управление делами;

8) Главное  финансовое управление;

9) Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи;

10) Главное  управление юстиции;

11) Главное управление ведомственного контроля;

12) Главное  управление торговли и услуг;

Информация о работе Конституционные основы политической системы белорусского общества