Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 10:49, контрольная работа

Описание работы

Данное понятие — одно из важнейших в политологии. Оно сравнительно ново, введено в научный оборот в 50-60-е годы XX в. Смысл понятия «система» заимствован из биологии (Л. Фон Берталанфи) и означает наличие некой целостности взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов. Развитие системы обусловливается изменением элементов, а также другими внутренними и внешними факторами.

Содержание работы

1. Понятие «политическая система общества», ее структура и функ-ции.
2. Типологии политических систем.
3. Перечислите и охарактеризуйте основные параметры, по которым сегодняшняя российская политическая система принципиально от-личается от бывшей советской (образца 60-80х годов ХХ в.).
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Политология.docx

— 36.18 Кб (Скачать файл)

ПОНЯТИЕ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА», ЕЕ

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Данное понятие — одно из важнейших в политологии. Оно сравнительно ново, введено в научный оборот в 50-60-е годы XX в. Смысл понятия «система» заимствован из биологии (Л. Фон Берталанфи) и означает наличие некой целостности взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов. Развитие системы обусловливается изменением элементов, а также другими внутренними и внешними факторами.

Теория политической системы связана в первую очередь с именами американских социологов и политологов. Социолог Толтт Парсонс (1902—1979), автор книги «Социальная система (1952 г.), анализирует общество как взаимодействие подсистем (политической, экономической, социальной и духовной), выполняющих соответствующие функции.

Д. Истон, основоположник системного подхода в политологии, в работах «Политическая система» (1953 г.) и «Системный анализ для политической жизни» (1965 г.) рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти для распределения ресурсов и ценностей общества. При этом функционирование политической системы должно убеждать граждан в справедливости такого распределения и предотвращать возникновение по этому поводу конфликтов между членами общества. Системе необходимо адекватно реагировать на внутреннее и внешнее воздействия.

Устойчивость политической системы, по мнению Д.Истона во многом определяется обратной связью. Наличие информации о состоянии системы и реакции людей на деятельность властей должны побуждать последние к соответствующим действиям. Поддержка обществом политической системы и, в конечном счете, ее жизнеспособность напрямую зависят от способности властей реагировать на внешние и внутренние сигналы, снимать напряженность в обществе.

Американский политолог, пионер в исследовании политической культуры, профессор Стенфордского университета Гебриел Алмонд характеризует политическую систему как поддерживающую порядок в обществе. Все ее институты выступают как взаимодействующие элементы, обеспечивающие удовлетворение потребностей системы через выполняемые ее элементами функции. При этом Г. Алмонд основное внимание уделяет не институтам политической системы, а выполняемым системой функциям, в первую очередь взаимодействию с внешней средой, взаимосвязи внутри системы, а также функциям адаптации и сохранения системы.

В отечественной литературе политическую систему общества нередко определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, а также отношения между ними по поводу власти. По сути она есть механизм, с помощью которого осуществляются власть в обществе, руководство и управление им. Деятельность политической системы общества направлена на регулирование существующих в обществе политических отношений и происходящих в нем политических процессов.

Структура политической системы


Институциональная подсистема

Идеологическая подсистема

Нормативна подсистема

Культурная подсистема


Совокупность институтов связанных с функционированием политической власти: государство, политическая инфраструктура, СМИ, церковь.

Политические идеи, взгляды, представления, чувства участников политической жизни общества.

Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.

Комплекс типичных для данного общества укоренившихся стереотипов, политических представлений, ценностных ориентаций.


К элементам политической системы общества относят государство, политические партии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь, средства массовой информации и другие институты общества, способствующие формированию власти и нуждающиеся в ее поддержке для реализации своих интересов.

Первым и главным институтом политической системы общества стало государство — в отличие от других ее элементов наиболее влиятельный субъект осуществления власти. Поэтому государство по праву считается ядром политической системы любого общества.

Другим важным институтом политической системы общества являются политические партии, представляющие интересы различных классов и социальных общностей. Они появились значительно позднее возникновения государства. Параллельно с развитием партий стали формироваться общественно-политические движения, различные лоббистские группы. Во многих современных обществах значительное влияние на государственную власть оказывает также церковь.

По времени появления в политической системе общества одним из самых молодых ее элементов можно считать средства массовой информации. Они оказывают весьма существенное влияние на развитие и функционирование современного общества и его политической системы. Это касается прессы и особенно радио и телевидения.

В силу диалектического характера существования мира, общества и самой политической системы все ее элементы, или политические институты, тесно взаимосвязаны. Так, государство осуществляет все важнейшие функции управления обществом.

Функции политической системы:

  1. определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности;
  2. мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей;
  3. интеграция всех элементов общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей;
  4. обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности общества, его политического строя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТИПОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В политологической литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем. Всего выделяют пять основных типов политических систем в обобщенном виде.

1. Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая  система с капиталистической  или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.

2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль.

3. Англо-американская, Европейская  континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд.

4. Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин.

5. Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе, авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан.[

Наибольшей популярностью в современных условиях пользуется концепция Р. Даля: политические системы чаще всего характеризуются как демократические, авторитарные, тоталитарные.

Политический режим есть используемая государством система методов осуществления своих властных полномочий и функций, уровень обеспечения властью прав и свобод граждан данного общества.

Так, например, монархия как форма правления в умах большинства населения многих стран считается сегодня более архаичной, устаревшей по сравнению с республикой. Но спросим себя, где бы мы хотели постоянно проживать: в благополучной тихой и  спокойной монархии типа  Великобритании,  Дании, Швеции или в республике с постоянными потрясениями и неуверенностью в завтрашнем дне: в Израиле с непрекращающимися террористическими актами и неспособностью государства защитить своих граждан или в талибанском Афганистане, где иностранцы являются нежелательными элементами, где уничтожаются мировые памятники иной религии, запрещена светская музыка, телевидение.

Если мы сравним значимость политического режима и тех или иных форм государственного устройства для предпочтения возможности проживания, то мы выберем, конечно, не унитарную африканскую страну с бесконечными военными переворотами, дикой нищетой и неспособностью государственной власти справиться  с  коррупцией и преступностью,  а  Швейцарскую

конфедерацию с четырьмя равноправными государственными языками, высоким уровнем жизни и защищенностью населения. И на тот, и на другой вопрос ответ, думается, очевиден. В конечном счете совершенно неважно — живешь ты в республике или под сенью монарха, федерация или единое государственное образование досталось тебе в наследство от предков. Главное —

как,  какими методами это общество управляется,  насколько власть заботится о своих гражданах, уважает их права, интересы, вмешивается или нет государство в деятельность негосударственных структур, в личные дела граждан. В этом и заключается особенность того или иного политического режима, его тип.

Выделяют несколько основных типов политических режимов:  демократический, авторитарный, тоталитарный.

 

Демократия


Парламентская республика

Президентская республика

Смешанная парламентско-президентская республика


 

Демократический режим характеризуется либеральными методами управления обществом со стороны государства, соблюдением общепризнанных прав и свобод человека, политическим плюрализмом. Решающими аргументами являются методы убеждения, а не принуждения. Методы воздействия ограничены законом и находятся под демократическим контролем со стороны общества.

Признаки демократического режима:

1. Народ — источник  власти. При демократическом режиме  контроль за властью находится в руках общества, который ее избирает и вручает ей определенные полномочия. Абсолютная монархия ограничивает права и возможности народа реально влиять на власть, препятствует созданию и осуществлению демократического режима. Однако демократия вполне возможна в условиях конституционной монархии (пример — Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Испания и др.), не говоря уже о республиканской форме правления.

2. Выборность органов  власти и ее регулярная сменяемость. Пребывание на посту президента  страны, губернатора или мэра  ограничено определенным сроком (чаще всего не более двух  сроков подряд). И даже лицо, пользующееся  безусловной поддержкой населения, в условиях подлинной демократии  не может рассчитывать на исключение  и продление срока своих полномочий.

Не происходит закостенелости власти, она постоянно находится под контролем общества. Негативные последствия от замены и ухода с поста авторитетного лица компенсируются постоянной конкуренцией сменяющих друг друга политических деятелей и элит, обязанных для удержания власти и поддержку населения обеспечивать значимые положительные результаты собственной деятельности.

3. Конкурентная многопартийная  система. Как показывает реальная  историческая практика, именно она  является катализатором конкуренции  в политической системе общества, без чего немыслимо развитие  и движение общества вперед. Жесткая  конкуренция обеспечивает необходимость  правящей партии постоянно следить  за результатами своей деятельности, делать их привлекательными для  избирателя. В конечном счете, в  результате такой конкуренции  выигрывает все общество в  целом.

4. Легальная политическая  оппозиция. Многопартийность сама  по себе еще не означает  реальной политической конкуренции. Например, в Германской Демократической  Республике (ГДР) существовали три  большие партии и политический  союз. Однако реальная политическая  власть находилась в руках  безраздельно правящей Социалистической  единой партии Германии, руководящая  роль которой в обществе, так  же как и КПСС в СССР, была закреплена соответствующей статьей Конституции страны. Для существования реальной демократии в обществе, наряду с многопартийностью, должна существовать легальная политическая оппозиция,  способная жестко критиковать власти, не опасаясь быть разогнанной и подавленной. Оппозиция есть защитный   клапан  свободного демократического  общества.   Его регулярные   свистки   предупреждают   общество   о   появлении опасности тоталитаризма или авторитарности. Если этот клапан запаять, то общество обречено рано или поздно увидеть взрыв котла общественных страстей.

5. Реальная свобода слова. Демократический политический режим  всегда исходит из того, что  свобода слова, возможность открыто  высказать свое мнение по любому  вопросу — неотъемлемый атрибут  свободного общества. Именно об  этом напоминает известное изречение  Вольтера: «Я могу быть не согласным  с вашим мнением, но я готов  отдать свою жизнь за то, чтобы  вы имели возможность его высказать».

6. Стремление к созданию  гражданского общества и правового  государства. Создание гражданского  общества означает постепенную  передачу властных полномочий, принадлежавших  ранее исключительно государству, иным негосударственным, гражданским  общественным институтам. При этом  власть сама способствует развитию  форм участия общественности, граждан  в управлении делами общества. Некоммерческие организации, благотворительные  фонды и т.д., все более развитое самоуправление — вот показатели развитого гражданского общества, созданию  которого  способствует демократический  политический режим.

Информация о работе Политическая система общества