Коллизионные вопросы права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:25, доклад

Описание работы

В качестве иностранных инвесторов законодательство РФ понимает иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих за рубежом, международные организации и иностранные государства.
Привлекая иностранные инвестиции, каждое государство стремится эффективно использовать в экономике иностранные финансовые ресурсы, новые технологии, передовой управленческий опыт, иностранное оборудование и т.п.

Файлы: 1 файл

междунар.ч.п отв..docx

— 142.58 Кб (Скачать файл)

49, Наследственные права иностранцев в РФ

В России иностранцам  в области гражданского права  предоставляются одинаковые права  с российскими гражданами. Иностранные  граждане могут в соответствии с  нашим законодательством наследовать  и завещать имущество, поэтому они  могут быть наследниками на равных основаниях с российскими гражданами. В отношении наследования иностранцам  в РФ никаких ограничений не установлено. Им предоставляется в области  наследования национальный режим независимо от того, проживают они в РФ или  нет. Предоставляя иностранцам, национальный режим в области наследования российское право не ставит условий  о взаимности.

В отношении налогообложения  в области наследования на иностранцев  распространяется тот же режим, который  установлен в отношении отечественных  граждан. Если наследодатель имел последнее  постоянное место жительство в России, то должно применяться российское законодательство. Этим законодательством будут определяться круг наследников, порядок, в котором  они признаются к наследованию, их доля в наследственном имуществе  и другие вопросы. Если последнее  место жительства наследодателя  было иностранное государство, то будет  применяться законодательство этого  государства.

Право на наследование строений, находящихся в РФ всегда определяется по российскому закону. При определении формы завещаний  основным является принцип места  жительства. Наследники, отсутствующие  в месте нахождения наследства, могут  принять наследуемое имущество  лично или через поверенных в  течении 6 месяцев со дня открытия наследства. Шестимесячный срок начинает течь со дня смерти наследодателя.

50. Наследственные права российских граждан за границей

За границей могут  возникать вопросы по наследованию после смерти гражданина РФ в иностранном  государстве, когда наследодателем был российский гражданин. Право  наследования движимого имущества  регулируется законодательством страны, гражданином которой был наследодатель  в момент своей смерти, а право  наследования недвижимого имущества  законом той страны, на территории которой находится имущество.

Правила о применении тех или иных правовых норм страны, на территории находится имущество в отношении наследования находится в договорах, заключенных с другими государствами. Согласно договорам о правовой помощи, способность лица составлять или отменять завещания, определяются законодательством страны гражданства наследодателя. Форма завещания определяется также этим законодательством. Однако для действительности завещания достаточно, если оно будет соответствовать законодательству той страны, на территории которой составляется.

Консул РФ принимает  меры к охране оставшегося после  смерти гражданина его заграничного имущества. Российские граждане имеют  право на получение наследства, если наследование открылось за рубежом. Права наследования, возникшие на основании соответствующих иностранных законов полностью издаются в РФ. Российское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений в отношении получения российскими гражданами наследуемой суммы из-за границы.

Имущество, которое  остается после смерти лица при отсутствии наследников называется выморочным. Оно признается таковым, если у умершего гражданина нет наследников по закону и по каким-либо причинам не было составлено завещание или завещание составлено, но оно было признано недействующим. По российским законам в этом случае имущество переходит к государству как к наследнику.

51.  Международный гражданский процесс. Международная подсудность.

Под международным  гражданским процессом в науке  международного частного права понимается совокупность вопросов процессуального  характера, связанных с зашитой  прав иностранцев и иностранных  юридических лиц в суде и арбитраже. Термин “международный гражданский процесс” носит условный характер. Обычно к международному гражданскому процессу относят следующие вопросы: 1) определение подсудности в отношении дел, возникающих по гражданским, семейным и трудовым правоотношениям с иностранным, или международным, элементом; 2) процессуальное положение иностранных граждан и иностранных юридических лиц в суде; 3) процессуальное положение иностранного государства и его дипломатических и консульских представителей; 4) установление содержания иностранного права; 5) обращение к иностранным судам с поручениями о вручении документов и выполнении отдельных процессуальных действий и исполнение поручений иностранных судов; 6) признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений; 7) совершение нотариальных действий; 8) признание иностранных арбитражных соглашений; 9) рассмотрение споров в порядке арбитража; 10) принудительное исполнение решений иностранного арбитража.

Последние три вопроса представляют по своему содержанию целый комплекс проблем  специфического характера, которому специально посвящена гл. 18. Остальные вопросы, относящиеся главным образом к судебному рассмотрению дел, освещаются в настоящей главе.

Вопросы международного гражданского процесса неразрывно связаны  с регулированием самого содержания гражданско-правовых, семейных и иных отношений с иностранным элементом.

Рассматривая  дела с иностранным элементом, суды в РФ, так же как и в других странах, в принципе применяют в  гражданских процессуальных вопросах право своей страны. При этом возможны случаи, когда то или иное понятие  по российскому законодательству относится  к материальному праву, а по праву  какого-либо иностранного государства  — к процессу или наоборот. Иностранный  закон, как правило, не подлежит применению в российском суде по тем вопросам, которые по новому законодательству считаются процессуальными. И наоборот, то обстоятельство, что данная норма  считается в другой стране процессуальной, не препятствует ее применению нашим  судом, если по российскому праву  она .рассматривается как норма материального гражданского права.

Характерный пример: английские сроки исковой  давности при наличии отсылки  к английскому праву применяются  российским судом или арбитражем, несмотря на то что весь институт давности по праву Англии отнесен к процессу.

1. В международном  частном праве под международной  подсудностью понимается компетенция  судов данного государства по  разрешению гражданских дел с  иностранным элементом. Например, надо решить, может ли суд данной страны принимать к своему рассмотрению иски к ответчикам, не имеющим в этой стране места жительства, может ли суд рассматривать дело о расторжении брака между иностранцами или между отечественным гражданином и иностранцем и т. п. Эти вопросы решаются с помощью норм законодательства данного государства и международных соглашений.

Определение подсудности следует отличать от определения права, подлежащего  применению к правоотношению с иностранным  элементом.

Известны  три основные системы определения  подсудности:

1) по признаку  гражданства сторон спора. Так, для того чтобы суд какого-либо государства (например, Франции) признал себя компетентным рассматривать дело, достаточно, чтобы спор касался сделки, заключенной гражданином этого государства, независимо от места ее заключения;

2) путем  распространения правил внутренней  территориальной подсудности, и  прежде всего правила о подсудности по месту жительства ответчика, при определении подсудности по делам с иностранным элементом (например, в ФРГ);

3) по признаку  “присутствия” ответчика, которое  толкуется весьма широко (например, в Великобритании и США).

Законодательство  и практика большинства государств допускают так называемую договорную подсудность. Это значит, что по соглашению сторон конкретное дело может быть отнесено к юрисдикции иностранного государства, хотя по закону страны суда оно подсудно местному суду, или, наоборот, дело, которое по закону места нахождения суда подсудно иностранному суду, может  быть в силу соглашения сторон отнесено к юрисдикции местного суда.

Соглашения  сторон, устанавливающие выбор подсудности, называются пророгационными соглашениями. Соглашения такого рода известны в  договорной практике нашего государства. В торговых договорах обычно устанавливается, что споры по сделкам, заключенным  торгпредством СССР за границей, подлежат местной юрисдикции. Наряду с этим часто предусматривается, что для  споров по сделке может быть определена и иная подсудность.

В нашей  юридической литературе отмечается, что при споре по сделке, которая  по российскому праву может быть отнесена к сделкам внешней торговли, стороны могут избрать путем  соглашения любую подсудность, точно  так же, как на основе принципа автономии  воли сторон российское законодательство допускает применение по соглашению сторон иностранного материального  права. В области торгового мореплавания ст. 16 Кодекса торгового мореплавания СССР допускает договорную подсудность  по всем имущественным спорам, в  которых участвуют иностранцы.

Страны СНГ  заключили 20 марта 1993 г. Соглашение о  порядке разрешения споров, связанных  с осуществлением хозяйственной  деятельности. Это соглашение исходит  из следующих основных принципов:

1) Хозяйствующие  субъекты каждого государства  пользуются на территории любого  государства такой же правовой  и судебной защитой своих имущественных  прав и законных интересов,  что и субъекты этого другого  государства.

2) По общему  правилу истец должен обращаться  с иском в суд по месту  нахождения или месту жительства  ответчика. Установлены определенные  изъятия из этого правила, в  частности споры о заключении, изменении или расторжении договора  будут рассматриваться по месту  нахождения поставщика.

3) Установлены  положения по вопросу о праве,  подлежащем применению при разрешении  споров.

4) Предусмотрено  взаимное признание и исполнение  вступивших в законную силу  решений компетентных судов другого  государства.

Основными законами в области гражданского процесса в России являются Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК), Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

53. Исполнение судебных поручений.

Особенно  часто встречаются два случая, когда суду одного государства приходится обращаться за содействием к судебным органам другого государства. Первый случай — вручение документов по просьбе  суда лицам, находящимся за границей. Второй случай — выполнение отдельных  процессуальных действий, и в частности  допрос свидетелей, находящихся за границей.

Таким образом, под судебным поручением понимается обращение суда одного государства  к суду другого государства с  просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого  государства.

При обращении  суда одного государства к суду другого  государства могут применяться  четыре исторически сложившихся  порядка.

Первый порядок  — непосредственное обращение суда государства А к суду государства Б.

Второй порядок  — дипломатический. Он заключается  в том, что суд государства А обращается к своему Министерству иностранных дел, которое через свое посольство или консульство обращается в МИД государства Б с нотой. МИД государства Б направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении.

Третий порядок  — выполнение судебных поручений  в государстве Б специальным уполномоченным, назначенным судом государства А. Этот порядок был применен сначала в Англии, а затем в США. Состоит он в следующем: если суду США надо допросить свидетеля, проживающего во Франции, то американский суд назначает кого-либо из французских граждан, предварительно с ним договорившись, своим уполномоченным, который и вызывает свидетеля, допрашивает его и направляет материалы допроса в американский суд. Но этот уполномоченный не имеет права принимать какие бы то ни было принудительные меры, обеспечивающие явку свидетеля.

Четвертый порядок — выполнение судебных поручений  путем передачи их центральным органам  юстиции (министерствам юстиции, прокуратуре  и т. п.). Суд одной страны направляет поручение центральному органу своей  страны, который, в свою очередь, передает его центральному органу другой страны.

1. Функции  суда как органа власти каждого  государства обычно ограничиваются  пределами территории данного  государства. Поэтому для осуществления  процессуальных действий за рубежом  суду одного государства необходимо  обратиться за содействием к  судебным органам другого государства  (вручить повестку о вызове  в суд, допросить свидетелей, проживающих  за границей, собрать доказательства  и совершить иное действие  процессуального характера). Под  судебным поручением в международной  практике понимается обращение  суда одного государства к  суду другого государства с  просьбой о производстве процессуальных  действий на территории этого  другого государства. Развитие  международного сотрудничества  привело к тому, что наряду  с исполнением судебных поручений  стало применяться более широкое  понятие оказания правовой помощи, под которым в области международного  частного права стало пониматься  не только исполнение судебных  поручений, но и содействие  в получении информации об  иностранном праве, о чем говорилось  в предыдущем параграфе. 
В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше международных договоров, нормами ГПК РФ и АПК РФ. 
Согласно ст. 407 ГПК РФ суды в Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др.). 
Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если исполнение поручения: 
- может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает ее безопасности; 
- не входит в компетенцию суда. 
Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором РФ. 
Суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором РФ или федеральным законом. 
Арбитражно-процессуальное законодательство определяет, что арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств по выполнению отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.). 
Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если: 
- исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации; 
- исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации; 
- не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении процессуальных действий. 
Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном АПК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. 
Арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий (ст. 256 АПК РФ). 
2. В соответствии с Минской конвенцией 1993 г. и Кишиневской конвенцией 2002 г. компетентные учреждения юстиции государств-участников сносятся друг с другом через свои центральные органы, если только этими конвенциями не установлен иной порядок сношений. Протокол к Минской конвенции, который был подписан в Москве 28 марта 1997 г., предусмотрел, что компетентные учреждения юстиции государств-участников могут сноситься друг с другом не только через центральные, но и через территориальные и другие органы, если только этой Конвенцией не установлен иной способ сношений. Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария. 
В Минской конвенции 1993 г., так же как и в Кишиневской конвенции 2002 г., подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов. 
Однако, несмотря на заключение целого ряда международных соглашений как по вопросам информации об иностранном праве, так и по оказанию других видов международной правовой помощи, практика оказания такой помощи остается неэффективной, на что неоднократно обращалось внимание в отечественной правовой литературе (Т.Н. Нешатаева). В российских условиях это связано с чрезмерной централизацией, длительностью рассмотрения поручений, недостаточным использованием современных технических средств в области информатики и рядом других причин.

Информация о работе Коллизионные вопросы права собственности