Коллизионные вопросы права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:25, доклад

Описание работы

В качестве иностранных инвесторов законодательство РФ понимает иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих за рубежом, международные организации и иностранные государства.
Привлекая иностранные инвестиции, каждое государство стремится эффективно использовать в экономике иностранные финансовые ресурсы, новые технологии, передовой управленческий опыт, иностранное оборудование и т.п.

Файлы: 1 файл

междунар.ч.п отв..docx

— 142.58 Кб (Скачать файл)

Усыновление (удочерение) являющегося  гражданином Российской Федерации  и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произведенное  компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии  получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок  или его родители (один из них) проживали  до выезда за пределы территории Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, подписанной в  Нью-Йорке 20 ноября 1989 г., государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, а также они:

– обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица должны дать свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

– признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

– обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны.

44. Гражданско-правовой институт опеки и попечительства представляет собой комплекс мер, направленных на охрану личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. Для семейного права эти институты имеют значение, если опека устанавливается над малолетним или попечительство — над несовершеннолетним. В семейном праве опека и попечительство представляют собой совокупность отдельных норм, направленных на охрану личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних.

В праве стран континентальной  Европы опека назначается в отношении  несовершеннолетних, потерявших родителей; если родители лишены родительских прав или дееспособности в судебном порядке (ФРГ, Швейцария). В англо-американском праве опека тесно связана  с охраной ребенка, поскольку  его опекунами с рождения по закону являются его родители (точно так  же этот вопрос решен и во Франции).

В случае смерти родителей  или лишения их дееспособности либо родительских прав опекунами несовершеннолетних назначаются лица, способные выполнять  эти обязанности. Опекуном может  быть только дееспособное лицо. руг лиц, на которых могут быть возложены обязанности опекунов, практически везде ограничен:

  1. Опекунами не могут быть лица, сами находящиеся под опекой.
  2. Опекунами не могут быть лица, имеющие попечителей или лишенные по суду почетных прав и преимуществ.
  3. Опекунами не могут быть лица, ведущие аморальный образ жизни.
  4. Опекунами не могут быть лица, чьи интересы в значительной степени находятся в противоречии с интересами подопечного.
  5. Опекунами не могут быть лица, объявленные несостоятельными или в отношении которых не закончено конкурсное производство.
  6. Опекунами не могут быть лица, в отношении которых был установлен запрет родителями несовершеннолетнего, когда они были живы.

Во Франции опекун назначается  семейным советом, в ФРГ и Швейцарии  — опекунским судом, в Великобритании и США — судом. В обязанности  опекуна входит забота о развитии личности подопечного, представительство  его в гражданских делах. Опекун обязан вести дела подопечного как  «заботливый хозяин»; он несет ответственность  за убытки, возникающие у подопечного  вследствие небрежного ведения его  дел.

В Великобритании и США  опекун приобретает статус доверительного собственника. Деятельность опекуна  контролируется опекунским судом и  семейным советом. В странах континентальной  Европы над несовершеннолетним, чьи  родители или опекуны временно не могут выполнять свои обязанности  по представительству, назначаются  попечители.

Одной из форм попечительства является приемная семья. Приемные родители по отношению к приемным детям  обладают правами и обязанностями  опекунов (или попечителей — в  зависимости от возраста ребенка). Договор  о передаче ребенка в приемную семью должен предусматривать срок пребывания в этой семье; условия  содержания, воспитания и образования  ребенка; права и обязанности  приемных родителей; обязанности органов  опеки и попечительства; условия  и последствия прекращения договора. Приемные родители являются законными  представителями приемного ребенка, защищают его законные права и  интересы без специальных на то полномочий.

Договор о передаче ребенка  в приемную семью может быть досрочно расторгнут по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезнь, конфликт с ребенком и т.д.); по инициативе органа опеки и попечительства; в случае возвращения ребенка родителям или его усыновления. Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а в случае спора—в судебном порядке.

Отдельные вопросы опеки  и попечительства над несовершеннолетними  решаются в Гаагских конвенциях об урегулировании опеки над несовершеннолетними 1902 г. и обеспечении дееспособности совершеннолетних и попечительстве над ними 1905 г. Эти конвенции содержат унифицированные коллизионные нормы. Учреждение опеки и попечительства определяется в соответствии с национальным законом подопечного.

Опека или попечительство в отношении иностранца, находящегося на территории данного государства, может быть учреждена, только если закон  страны, гражданство которой имеет  несовершеннолетний иностранец, не сохраняет  за собой исключительного права  учреждения опеки и попечительства над своими гражданами. Правоотношения между опекуном и попечителем  регулируются национальным законом  подопечного.

В настоящее время действует  Конвенция о компетентных органах  и праве, применяемом по делам  о защите несовершеннолетних, 1961 г. Эта Конвенция для отношений  между своими участниками заменила Конвенцию 1902 г. (в Конвенции 1961 г. участвуют  Франция, ФРГ, Швейцария, Португалия и  др.). В соответствии с Конвенцией 1961 г. в вопросах опеки и попечительства по отношению к несовершеннолетним компетентны в основном органы государства  обычного места жительства несовершеннолетнего, которые при разрешении соответствующих  дел применяют свое собственное  право.

В российском праве данная проблема решается в гражданско-правовом порядке при помощи «цепочки»  коллизионных норм. Основная коллизионная привязка — это личный закон опекаемого и подопечного. Законодатель предусмотрел сочетание нескольких видов коллизионных привязок (принцип расщепления коллизионной привязки) — применение закона страны компетентности учреждения, личного закона опекуна (попечителя), закона страны регистрации акта, российского права (если оно наиболее благоприятно для подопечного (опекаемого).

45. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений

1. В области трудовых  отношений в законодательстве  и практике разных стран, а  также в международных соглашениях  используются различные коллизионные  нормы. Наиболее часто к трудовым  отношениям при отсутствии соглашения  о выборе права применяется  право страны, на территории которой  (полностью или преимущественно)  осуществляется трудовая деятельность (коллизионный принцип "закона  места работы" - lex loci laboris). Из этого же принципа исходит Римская конвенция 1980 г. о праве, применяемом к договорным обязательствам. 
Во Франции, Бельгии, ФРГ, Италии и в ряде других стран в сфере регулирования трудовых отношений применяются гражданско-правовые концепции. Однако специфика этой сферы предопределяет некоторые коррективы в применении традиционных институтов и норм международного частного права. Прежде всего это проявляется в ограничении применения автономии воли сторон. 
Практика ряда стран показывает, что в этой области, как правило, применяется право страны места работы, а возможность выбора права сторонами в трудовых отношениях фактически исключается. 
Не ограничивается свобода выбора права в судебной практике Великобритании, Италии, Канады, ФРГ. 
Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся. 
В отдельных специальных случаях под lex loci laboris понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др. Иногда в случае командирования работника в другую страну для выполнения тех или иных трудовых заданий применяется и принцип закона страны учреждения, командировавшего работника (lex loci delegationis). 
В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например, в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются дополнительные коллизионные привязки. Так, австрийский Закон о международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет обычного места работы, применяется закон страны, в которой наниматель имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его деятельность. 
В статье 35 "Трудовые договоры" Закона о международном частном праве Эстонии 2002 г. предусмотрены следующие положения. 
В отношении трудовых договоров выбор права не должен приводить к тому, что работник будет лишен защиты, гарантированной ему императивными нормами государства, которые подлежали бы применению при отсутствии выбора права. 
При отсутствии выбора права к трудовому договору применяется право государства, в котором: 
1) работник обычно выполняет свою работу по трудовому договору, даже если он временно работает в каком-либо другом государстве; 
2) находится место деятельности, через которое работник был принят на работу, если работник обычно не работает в одном и том же государстве. 
Приведенные положения не применяются, если из совокупности обстоятельств следует, что трудовой договор связан теснее с каким-либо другим государством. В таком случае применяется право другого государства. 
2. В советском законодательстве коллизионные нормы в этой области отсутствовали. Для восполнения этого пробела в подготовленный еще в 1989 - 1990 гг. проект Закона о международном частном праве была включена статья о трудовых отношениях. В ней делалась попытка отразить практику решения этих вопросов следующим образом: 
- к трудовым отношениям применять право страны, в которой (полностью или преимущественно) осуществляется работа, если в трудовом договоре не установлено иное. Таким образом, возможность действия принципа автономии воли не исключалась; 
- трудовые отношения на водном и воздушном транспорте предлагалось подчинить праву страны, под флагом которой используется транспортное средство; 
- если работа выполняется лицом, командированным за границу соответствующей организацией, к трудовым отношениям этого лица с такой организацией предлагалось применять советское право. 
Однако такой закон принят не был. 
В действующем российском законодательстве, за редким исключением, коллизионных норм в рассматриваемой области не имеется. В ст. 416 КТМ РФ предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна. Этот закон применяется к отношениям между судовладельцем и членами экипажа, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами. 
Поскольку в Трудовом кодексе РФ коллизионные нормы отсутствуют, в учебной литературе был поставлен вопрос о том, могут ли применяться к трудовым отношениям, осложненным иностранным элементом, коллизионные нормы разд. VI ГК РФ. По мнению В.П. Звекова, возможность применения общего подхода в соответствующих случаях не исключена. 
В качестве примера решения вопроса о применимом праве к трудовым отношениям приведем положения договора о правовой помощи между Россией и Польшей 1996 г. Согласно положениям этого международного договора стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения. Если законодательство не выбрано, то возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа. 
Если работник выполняет работу на территории договаривающейся стороны на основании трудового договора с предприятием, находящимся на территории другой договаривающейся стороны, возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством этой договаривающейся стороны. В отношении споров компетентны суды договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа. Компетентны также суды договаривающейся стороны, на территории которой имеет местожительство или местонахождение истец, если на этой территории находится предмет спора или имущество ответчика. Эту компетенцию стороны трудового договора могут изменить путем соглашения.

 

 

46-47  Трудовая деятельность иностранцев допускается в РФ на основании трудового договора иностранца с нашими предприятием и организацией в соответствии с положениями российского трудового законодательства (иностранец поступает на работу в учреждение или предприятие и заключает трудовой договор на неопределенный срок либо заключает трудовой договор о работе в РФ на срок, указанный в договоре). Создание в России предприятий с иностранными инвестициями привело к применению труда иностранных специалистов и рабочих на этих предприятиях. Такова первая группа трудовых отношений с участием иностранцев. Вся иностранная рабочая сила делится на:

  • прибывающая по приглашению работодателя,
  • самостоятельно прибывшие,
  • иностранцы работающие в посольстве принимающего Г.(ТД в соот с ТК),

 

Законодательством установлены система лицензирования привлечения некоренной рабочей силы и система выдачи разрешений на работу иностранных граждан, въезжающих в Россию. Значительное число иностранных граждан (из Вьетнама, Китая, КНДР и других стран) привлекается на работу в России на основе двусторонних межправительственных соглашений, в значительной степени определяющих условия труда граждан соответствующих стран в России.

МОТ осуществляет вопросы контрольно-надзорные по утверждению перечня международных  профессий. Таковыми признают профессии, получившие международное закрепление в конвенциях и резолюциях МОТ либо в других международных организациях. В основной перечень международных профессий включают:

  • моряки,
  • работники рыболовного флота,
  • шахтеры,
  • геологи (которые самостоятельно проводят научные исследования).
  • работники химической промышленности,
  • атомщики,
  • младший медицинский персонал,
  • надомники.

Применение  труда российских граждан на территории иностранных государствможет иметь место вследствие возникновения трудовых правоотношений на основании положений либо нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.

В первом случае труд наших граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих  не за рубежом, а в РФ. Наши граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные командировки.

Во всех подобных случаях условия труда граждан  РФ за границей определяются нашим  правом. К ним применяются общие  нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых обусловлено  спецификой условий труда данной категории трудящихся.

Как и всем служащим, работникам российских учреждений за границей предоставляются ежегодные  оплачиваемые отпуска.

В отличие от служащих, работающих в РФ, работникам учреждений , за границей разрешается суммирование отпусков, то есть они могут взять двойной или тройной отпуск за два или три проработанных года.

От работы наших  граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки.

За командированным  работником сохраняется на все время  командировки занимаемая должность, а  также заработная плата по месту  его основной работы в РФ. За время  пребывания в командировке работнику  выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы по проезду, провозу багажа и др. Суточные при проезде на территории РФ выплачиваются в нашей валюте, при проезде по. иностранной территории и за время пребывания там — в иностранной валюте.

Некоторыми особенностями  отличаются условия труда специалистов, направляемых в развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки для оказания технического содействия. Находясь за границей, наши специалисты подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и в учреждениях, где фактически работают. Они обязаны соблюдать все правила внутреннего распорядка и инструкции по технике безопасности, действующие на этих предприятиях. Однако наши специалисты не вступают в трудовые отношения с местными организациями и фирмами и те не становятся их нанимателями.

На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанный с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами.

48. Коллизионные вопросы наследования

1. Под статутом наследования  обычно понимается определяемое  на основании коллизионной нормы  право (закон страны), которое  подлежит применению ко всей  совокупности наследственных отношений,  осложненных иностранным элементом,  или, по крайней мере, к основной  их части (А.Л. Маковский). 
Статут наследования определяет решение как общих вопросов - об основаниях перехода имущества по наследству (закон, завещание, наследственный договор, дарение на случай смерти и др.), о составе наследства (видах имущества, которое можно наследовать), условиях (времени и месте) открытия наследства, круге лиц, которые могут быть наследниками (включая решение вопроса о "недостойных" наследниках), так и специальных вопросов, касающихся наследования по определенным основаниям, - непосредственно на основании закона (по закону), по завещанию, в порядке наследственного договора и т.д. Этим статутом определяются как общие правила о наследовании любого имущества, так и специальные правила о наследовании отдельных видов имущества - земли, банковских вкладов, исключительных прав и др. В коллизионном праве большинства стран единственным, или основным, статутом наследования является личный закон наследодателя - закон страны его гражданства, или домицилия. 
Так, согласно действующему законодательству Германии (ст. 25 Вводного закона к ГГУ) к наследованию применяется право государства, гражданином которого является наследодатель в момент своей смерти (п. 1 ст. 25), однако для недвижимого имущества, находящегося внутри страны, наследодатель в завещании может выбрать германское право (п. 2 ст. 25). В то же время в Германии в отношении наследственных дел принимается обратная отсылка и отсылка к третьему закону. 
Для ряда государств исходным коллизионным принципом в области наследования является принцип домицилия, под которым обычно понимается постоянное место жительства наследодателя (Швейцария, Франция, Великобритания, США, другие страны англо-американской системы права). 
Так, Закон Швейцарии о международном частном праве 1987 г. исходит из того, что к наследованию лица с последним местом жительства в Швейцарии должно применяться швейцарское право, а к наследованию лица, последним местом жительства которого было иностранное государство, должно применяться право, к которому отсылает коллизионное право государства последнего места жительства наследодателя (ст. ст. 90, 91). 
В Великобритании и США проводится разграничение между наследованием недвижимого имущества и наследованием движимого имущества. К наследованию недвижимого имущества применяется закон места нахождения недвижимости, а к наследованию движимого имущества - закон последнего домицилия наследодателя, т.е. закон его местожительства.. 
2. В российском законодательстве право, подлежащее применению к отношениям по наследованию, иными словами, статут наследования определен ст. 1224 ГК РФ. Приведем п. 1 ст. 1224: 
"1. Отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей. 
Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву". 
Из приведенного текста могут быть сделаны следующие выводы: 
- по российскому праву статутом наследования признается право страны последнего места жительства наследодателя; 
- российское право исходит из двух статутов наследования: к наследованию движимого имущества должно применяться право последнего места жительства наследодателя, а к наследованию недвижимого имущества - право страны места нахождения этого имущества (lex rei sitae). Эти коллизионные нормы носят двусторонний характер. В то же время в отношении недвижимого имущества, внесенного в государственный реестр в Российской Федерации, установлена односторонняя коллизионная норма, поскольку в ней содержится отсылка к российскому праву. Как отмечалось в комментариях к третьей части ГК РФ (А.Л. Маковский), это правило имеет практическое значение только для тех видов недвижимого имущества, которое, несмотря на его государственную регистрацию в России, может находиться вне российской территории (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты). Приведенный выше перечень согласно ст. 1207 ГК РФ является исчерпывающим. Из этого следует сделать вывод, что автотранспортные средства хотя и подлежат государственной регистрации в России, к недвижимому имуществу отнесены быть не могут. 
Статутом наследования движимого имущества определяется решение целого ряда вопросов наследования движимости, в частности: 
- о возможных основаниях перехода имущества по наследству (наследственный договор, дарение на случай смерти и др.); 
- о составе наследства (об имуществе, которое входит в состав наследства); 
- о круге наследников по закону, очередности призвания их к наследованию и их долях; 
- о времени открытия наследства; 
- о круге лиц, которые не могут быть наследниками (в том числе о "недостойных" наследниках); 
- о свободе завещания и ее ограничениях; 
- о завещательном отказе, возложении и других обременениях, возлагаемых на наследников; 
- о возможности завещания имущества под условием; 
- о разделе наследства; 
- об ответственности наследников по долгам наследодателя; 
- о наследовании выморочного имущества (см. § 4 настоящей главы). 
Раздел V части третьей ГК РФ, посвященный наследственному праву, устанавливает определенное изъятие из принципа применения к наследственным отношениям права места жительства наследодателя. Согласно ст. 1115, если постоянное место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории России, неизвестно или находится за пределами России, местом открытия наследства в России признается место нахождения такого имущества. 
3. В гражданских кодексах Армении (п. 1 ст. 1292), Белоруссии (ст. 1133), Казахстана (ст. 1122), Киргизии (ст. 1206), Узбекистана (ст. 1197) основным коллизионным принципом, определяющим право, регулирующее наследственные отношения, является применение "права страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства" (в ГК Армении - "последнее место жительства"). 
Что касается наследования недвижимого имущества, то и в Модельном гражданском кодексе СНГ (ст. 1234) и в уже принятых кодексах названных государств эти отношения императивно подчинены "праву страны, где находится это имущество". При этом в ГК этих государств, за исключением ГК Армении, сделано изъятие для недвижимости, внесенной в соответствующем государстве в государственный реестр: отношения по наследованию такого имущества определяются правом данного государства. 
Согласно Закону о международном частном праве Азербайджана 2000 г., отношения по наследованию определяются правом страны, где наследодатель постоянно проживал в последнее время, за исключением случаев, когда он в своем завещании выбирает право страны, гражданином которой он является. В отношениях по наследованию, связанных с лицами без гражданства, применяется право страны, где они постоянно проживают в последнее время, а в случае невозможности это установить, применяется право Азербайджана (ст. 29). 
Согласно грузинскому Закону "О международном частном праве" коллизионные вопросы наследования решены исходя из применения права страны, к которой принадлежал наследодатель в момент смерти. 
В отношении лица без гражданства применяется право страны, где лицо имело последнее обычное местонахождение. При отсутствии такового применяется право Грузии (ст. 55). 
Согласно Минской конвенции 1993 г. (ст. 45) и Кишиневской конвенции 2002 г. (ст. 48), право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству государства, на территории которого находится это имущество, а право наследования иного имущества - по закону государства, на территории которого наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Как отмечалось выше, такой же подход был применен при принятии части третьей ГК РФ. 
Аналогичные положения содержатся в ряде договоров о правовой помощи, заключенных Россией не только со странами СНГ, но и с другими странами. Большинство договоров о правовой помощи России с другими странами предусматривают применяемые в отношении наследования движимого имущества права страны последнего постоянного места жительства наследодателя, а несколько договоров - права страны, гражданином которой был наследодатель (договоры с Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, КНДР, Болгарией, Румынией). Так, по договору с Эстонией, право наследования движимого имущества регулируется законодательством стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства, недвижимого имущества - законодательством стороны, на территории которой находится имущество (ст. 42). По договору с Польшей правовые отношения в области наследования движимого имущества регулируются законодательством той стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти. Правовые отношения в области наследования недвижимого имущества регулируются законодательством стороны, на территории которой находится это имущество. Вопрос о том, какое наследственное имущество следует считать движимым, а какое недвижимым, решается в соответствии с законодательством стороны, на территории которой находится имущество (ст. 39).

Информация о работе Коллизионные вопросы права собственности