Юридическая природа основных принципов международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:50, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие основных принципов современного международного права, их отличительные особенности. Принципы «use cogens».
2. Система основных принципов международного права.
3. Классификация основных принципов международного права.
4. Нормативное содержание основных принципов международного права.
5. Кодификация и прогрессивное развитие основных принципов международного права.

Файлы: 1 файл

международное (1).doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

      5.      Кодификация и прогрессивное развитие основных принципов международного права.

      Процесс кодификации и прогрессивного развития международного права в целом служит делу укрепления международного правопорядка. Понятия "кодификация" и "прогрессивное развитие" международного права официально закреплены в тексте Устава ООН, широко применяются в дипломатической переписке, в официальных заявлениях правительств государств - членов ООН и на международных конференциях, в решениях и документах органов ООН. В любой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной вопросам ее работы в области международного права, постоянно и неразрывно употребляются оба термина "кодификация" и "прогрессивное развитие международного права" для характеристики этой деятельности. 
          Единственным официальным документом, в котором определяются понятия "кодификация" и "прогрессивное развитие" международного права, является ст.15 Статута Комиссии международного права ООН. Под кодификацией в ней понимается "более точная формулировка и систематизация норм международного права в тех областях, в которых имеются определенные положения, установленные обширной государственной практикой, прецедентами и доктриной", а под прогрессивным развитием - "подготовка конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще не достаточно развито в практике отдельных государств". 
Приведенные различия в указанных терминах не означают, что они являются взаимоисключающими. Трудно провести различие между двумя указанными процессами, так как на практике формулирование и систематизация норм международного права могут привести к необходимости выработки некоторых новых норм. В ходе кодификации неизбежно возникает необходимость заполнить пробелы в действующем международном праве или уточнить и обновить содержание ряда норм в свете развития международных отношений. 
Как результат, даже сама Комиссия международного права ООН не придерживается на практике методологического различия между кодификацией и прогрессивным развитием, считая их составными, взаимосвязанными и взаимопроникающими элементами единого кодификационного процесса. В связи с этим оказались фактически нежизненными многие из тех положений ст.ст.16-24 Статута Комиссии, в которых была предусмотрена различная процедура Комиссии по кодификации и по прогрессивному развитию международного права. 
Таким образом, кодификация международного права представляет собой систематизацию и усовершенствование норм международного права, осуществляемые путем установления и точного формулирования содержания действующих норм, пересмотра устаревших и разработки новых норм с учетом потребностей развития международных отношений, и закрепление в едином внутренне согласованном порядке этих норм в международном акте, который призван с возможно большей полнотой регулировать определенную область международных отношений в интересах обеспечения миролюбивых отношений и сотрудничества между государствами независимо от различий в их общественном строе.

  • Принято различать два вида кодификации:
    • официальную, т.е. осуществляемую на межправительственной основе;
    • неофициальную, т.е. проводимую отдельными учеными, научными учреждениями и организациями, в том числе международными неправительственными организациями.

      Можно отметить два основных направления такой работы. Во-первых, кодифицируются и развиваются принципы и нормы, имеющие императивный характер и решающее значение для поддержания мира и сотрудничества между государствами. Поскольку указанные принципы и нормы являются ядром современного международного правопорядка, то параллельно происходит процесс приведения в соответствие с ними всех других международных обязательств государств. Во-вторых, заключаются конвенции по вопросам, в глобальном регулировании которых заинтересовано все человечество.

    Из  анализа научной литературы и  судебной практики можно сделать  вывод о том, что существует определенная сложность применения общепризнанных принципов и норм международного права, связанная с тем, что они  не зафиксированы в каком-либо едином международно-правовом акте, а "распылены" во всем массиве обычаев и договоров общего международного права. Даже основные принципы международного права не кодифицированы, отчего их число и формулировки в различных международных актах не идентичны. Поэтому общее международное право, а также внутреннее право многих государств находят выход из затруднительных ситуаций в толковании международно-правовых норм судом. Таким образом, по нашему мнению, является целесообразным наделение Конституционного Суда РФ полномочиями по установлению содержания и источников закрепления общепризнанных принципов и норм международного права. А для более эффективного применения данного рода норм считаем целесообразным издание единого постановления Конституционного Суда РФ, в котором, опираясь, например, на опыт Германии, аккумулировались бы те общепризнанные принципы и нормы международного права, которые Российская Федерация считает частью своей правовой системы.

    Так, еще Лига Наций содержала в себе значительные возможности для координации усилий государств в целях обеспечения мира. Но восторжествовал примитивный национализм. Пострадали национальные интересы всех государств. Все это не смогло не сказаться и на международном праве. Были сделаны шаги в направлении определения общих целей и основных принципов международного права. Развивалось регулирование сотрудничества в специальных областях. Упрочивалось международно-правовое сознание. Но в целом государства не проявили заинтересованности в совершенствовании международного права. Свидетельством тому может служить их позиция в отношении кодификации международного права.

    Лига  Наций создала комитет экспертов  по прогрессивной кодификации международного права. В 1930 г. созывается Гаагская конференция  по кодификации международного права. Однако ощутимых результатов все это не принесло. Нельзя не согласиться с мнением о том, что "могучие государства на самом деле не желали связывать себе руки"

    Кодификацией  занимались и другие международные  органы. Комиссия ООН по правам человека подготовила кодификацию в своей области. Специализированные учреждения ООН осуществили кодификацию в специальных областях сотрудничества. При участии обществ Красного Креста было кодифицировано гуманитарное право вооруженных конфликтов.

    Развернувшийся  процесс кодификации был одновременно процессом прогрессивного развития международного права на базе целей и принципов Устава ООН. Так, в прошлом дипломатическое право касалось лишь привилегий и иммунитетов. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. определила и цель дипломатической деятельности - содействовать "развитию дружественных отношений между государствами".

    Исключительно важное значение для упрочения юридических  основ механизма действия международного права имела Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. Были кодифицированы нормы о круге субъектов международного права, о порядке создания его норм, об их действии во времени и пространстве, о недействительности и прекращении действия норм. Впервые было зафиксировано существование императивных норм.

      Для доктрины международного права 20-х  годов XX в. в основном были типичны  две тенденции — одна сводилась  к ограничительному толкованию кодификации  как регистрации существующих норм международного права, а другая к объединению в понятии кодификации констатации и обновления действующих правил международного общения. Так, если английская доктрина международного права по-прежнему придерживалась толкования кодификации лишь как средства фиксации действующих норм международного права, то латиноамериканские юристы были склонны к более широкому пониманию кодификации. Для них характерно мнение, что «работа по кодификации состоит из двух частей: прежде всего ясное формулирование правил и основных принципов международного права, одобренных цивилизованными странами и установленных обычаем или договором, а также выражающих универсальное правосознание; затем редакция правил конструктивных... призванных адаптировать международное право к новым проблемам, ситуациям и нуждам, обусловленным современным развитием... Кодификация должна быть обобщением международных законов, но обобщением прогрессивным, постоянно открытым для прогресса и реформ».

      Весьма  показательна в этом отношении краткая история возникновения и утверждения новейшей основной нормы общего международного права — принципа всеобщего уважения прав человека. Появление этого принципа было обусловлено постановлением Устава ООН относительно международного сотрудничества в области прав человека (п. 3 ст. 1, ст. 55). При этом никто из учредителей ООН не ставил перед собой задачу создания новых императивных норм в этой области. Однако с годами принцип уважения прав человека стал частью общего международного права и ныне признается в качестве императивной нормы этой правовой системы. Об этом свидетельствуют документы о правах человека, разработанные и одобренные в рамках ООН, а также все те мероприятия и решения СБСЕ, которые были приняты на последовавших после Хельсинкской встречи в 1975 г. конференциях и совещаниях по вопросам человеческого измерения СБСЕ.

      Из  сказанного можно сделать вывод, что современный процесс кодификации  и прогрессивного развития международного права представляет собой систематизацию и совершенствование принципов и норм общего международного права, осуществляемых путем: а) установления точного содержания и четкого формулирования уже издавна действующих (обычных или договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами; Ь) изменения или пересмотра устаревших норм; с) разработки новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса и актуальных потребностей международных отношений; d) закрепления в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (конвенции, договоре, соглашении). 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература к теме №5

      1.     Международное публичное право. Учебник. Издание пятое переработанное и дополненное. Отв. ред. д.ю.н., проф. Бекяшев К.А., М., изд-во «Проспект», 2011.

      2.     Международное право. Учебник. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М. «ЮРАЙТ», 2010.

      3.     Международное право. Учебник. 3-е издание. Отв. ред. Кузнецов В.И., Тузмухамедов Б.Р., изд-во «Норма» М., 2010

      4.     П.Н. Бирюков. Международное право. М.: Норма. 2011.

      5.     В.Н. Гречуха. Международное транспортное право. Учебник для вузов: допущено Мин. Обр. М: изд-во «Юрайт», 2011.

      6.     Международное право. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., изд-во «Международные отношения», 2005.

      7.     Международное право. Учебник. Отв. ред. Г.М. Мелков. М.: РИОР, 2009.

      8.     Европейское международное право. Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С. Кривчикова, М., изд-во «Международные отношения», 2005.

      9.     Международное право. Учебник для вузов. Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. - 3-е изд., перераб. и доп. М., изд-во «Норма»,2008. 

      10.Устав  ООН 1945г.

      11.Волова  Л.И. Принцип территориальной  целостности и неприкосновенности  в современном международном  праве. – Ростов-на-Дону, 1981г.

      12.Волова  Л.И. Принцип нерушимости границ – новый принцип международного права. - Ростов-на-Дону, 1986г.

      13.Всеобъемлющая  международная безопасность. Международно-правовые  принципы и нормы: Справочник. – М., 1990. – С. 128-171.

      14.Ступишин  В. Свобода выбора и право  наций на самоопределение // Международная жизнь. – 19991. - №2. – с. 12-17.

      15.Ушаков  Н.А. Правовое регулирование использования  силы в международных отношениях, М., 1997.

Информация о работе Юридическая природа основных принципов международного права