Избирательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Избирательное право употребляется в двух смыслах. Во-первых, избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) — это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Содержание работы

1.Понятие принципов избирательного права в конституционном 2
праве зарубежных государств
1.1. Принципы избирательного права 2
1.2. Универсальные международные избирательные стандарты 3
2. Конституционно-правовое регулирование принципов избирательного права. Гарантии их реализации 4
Анализ Конституции Испании 4
Анализ Конституции Великобритании 7
Анализ Конституции КНР 10
3. Особенности реализации принципов избирательного права по зарубежному законодательству 12
Литература 17

Файлы: 1 файл

Конституционно-государственное право зарубежных стран.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1.Понятие принципов избирательного права в конституционном   2            

праве   зарубежных государств

           1.1. Принципы избирательного права                                2

           1.2. Универсальные международные избирательные стандарты   3

2. Конституционно-правовое регулирование принципов избирательного права. Гарантии их реализации        4

    1. Анализ Конституции Испании      4
    2. Анализ Конституции Великобритании     7
    3. Анализ Конституции КНР              10

3. Особенности реализации принципов избирательного права по зарубежному законодательству               12

Литература                   17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие принципов избирательного права в конституционном праве зарубежных государств

1.1. Принципы избирательного права

Избирательное право употребляется в двух смыслах. Во-первых, избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) — это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления1.

Принципами избирательного права являются:

1) всеобщность, т.е. избирательное право признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами, но оно ограничено рядом требований. Общие требования регламентируют активное избирательное право – право избирать, состоят из цензов:

возрастной; ценз оседлости; ценз пола; имущественный ценз; профессиональный ценз; «моральный ценз»; расовый ценз.                                       К дополнительным требованиям, которые относятся к пассивному избирательному праву – т.е. праву быть избранными, относят: более высокий возрастной ценз (25-35 лет – в нижнюю палату, 30-40 – в верхнюю); значительно чаще применяется ценз оседлости и носит более жёсткий характер; неизбираемость – возможность для определённых должностных лиц выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста; несовместимость (запрещается одновременно занимать выборную и иную другую государственную должность); образовательный ценз (умение читать и писать на государственном языке, владеть государственным языком); избирательный залог (пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь тот кандидат, кто внёс залог); кандидаты должны исповедовать определённую религию.

2) свободное участие в выборах, т.е. избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается тем, что проведение агитации за день до выборов не допускается2.

3) это равное избирательное право, при котором законом установлены равные права, возможности принимать участие и влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранными в соответствии с условиями закона.

1.2. Универсальные международные избирательные стандарты

Под международными избирательными стандартами понимают принципы международного права, относящиеся  к избирательным правам граждан, к организации и проведению выборов3.

К числу основных источников международных стандартов в области избирательных прав и свобод российских граждан следует  отнести, прежде всего, всеобщие или  универсальные избирательные стандарты. Универсальными они являются в силу того, что они действуют в отношении государств любого континента Земли. Одним из таких универсальных документов является Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.4, в статье 21 которой записано: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Если во время ее принятия декларация рассматривалась в качестве заявления о намерениях, то сегодня права и свободы, провозглашенные в ней, многие государства воспринимают как общепризнанный стандарт, воплощающийся во внутреннем законодательстве5.

Таким образом, документы универсального характера, посвященные выборам, принимаются не только в рамках ООН, но и некоторых других всемирных международных организаций. Одной из старейших международных организаций является Межпарламентский Союз, который действует уже более ста двадцати лет. На 154-й сессии Совета Межпарламентского Союза в Париже в 1994 г. единогласно (в сессии принимали участие представители 112 государств-членов данной организации) была принята Декларация о критериях свободных и справедливых выборов12, а на 161-й сессии Совета в 1997 г. без голосования была одобрена Всеобщая декларация о демократии 13, в пункте 12 которой говорится: “Ключевым элементом в осуществлении демократии является проведение свободных и честных выборов через регулярные интервалы времени, которые обеспечивали бы возможность выражения воли народа”.

2.Конституционно-правовое регулирование принципов        избирательного права. Гарантии их реализации.

2.1. Анализ Конституции Испании

Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали  конституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808 г.

В декабре 1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция  была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц - автономных сообществ и демократический политический режим. Права, свободы и обязанности граждан регулируются значительным числом статей конституции и серией органических и простых законов. Первая часть конституции включает 45 статей, разделенных на пять глав. Названная цифра показывает значение, которое учредители хотели придать институту прав и свобод. В конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общая философская концепция прав и свобод: «Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира». Эта норма основывается, таким образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В конституции принята ее широкая конструкция, - все испанцы пользуются правами и свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то они пользуются правами и свободами, содержащимися в конституции «на основании условий, установленных договорами и законами» (п. 1 ст. 13). Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и нравственную неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовую свободу; право на личную свободу и безопасность; на честь, личную и семейную тайну и доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения по национальной территории; политические свободы - выражение и распространение своих идей и мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание объединений; право голоса и петиций; социально-экономические права - на образование, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий, право частнопредпринимательской деятельности, право на трудовой конфликт. Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно разделить на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а на характере их конституционного признания и юридической системе их защиты.

Первая группа - основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 - статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство  перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14). Статья 23 закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства:

«1. Граждане имеют право  участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, свободно избираемых на периодических выборах на основе всеобщего избирательного права»6.

2. Граждане имеют также  равный доступ к государственной  службе и к государственным  должностям, в соответствии с  законами.

Вторая группа - права  и обязанности граждан (секция 2 той  же главы - статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и свободу предпринимательской деятельности. Третья группа - права и свободы главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части конституции «Об основных принципах социальной и экономической политики». Первая группа прав и свобод действует непосредственно в отношении граждан и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53)7.

Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются, таким  образом, в трех формах: обращение  в обычные суды, обращение в  Конституционный суд и обращение  к Народному защитнику - разновидности  омбудсмана (ст. 54 конституции). Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами и имеет своей задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан. Его полномочия ограничиваются лишь их частью, хотя и значительной, а именно теми правами, которые закреплены в первом разделе конституции, и исключают другие возможности для граждан, вытекающие из норм основного закона. Он только «охраняет» указанные права и свободы граждан, но не является гарантом соблюдения для граждан всех норм основного закона. Народный защитник может по долгу службы или по чьему-либо требованию (физического или юридического лица) начать и проводить расследование в отношении действий и решений публичной администрации и ее представителей по отношению к гражданам.

    1. Анализ Конституции Великобритании

В Великобритании не существует Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя. Правовая система функционирует на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них – Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи. Британское право состоит из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства. Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В ее состав входит 650 депутатов. В свою очередь, право заседать в верхней палате лордов, приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы. Среди наиболее важных функций Парламента – принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Приоритет принадлежит правительственным законопроектам: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю, в то время как члены правительства – в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем – в Палате лордов. Контроль за деятельностью правительства осуществляет Парламент в таких формах: направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства. По результатам парламентских выборов формируется Правительство. Соответственно Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. Королева по его совету назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18–25 человек, то в правительстве около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть8. Делами местного значения в каждом графстве, округе, области занимаются выборные советы. В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части Королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. Правда степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе - ассамблея является лишь совещательным органом. Наряду с английским правом, действующим в Англии и Уэльсе, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии. Также определенными особенностями отличается и английское право, действующее в Северной Ирландии9.

Таким образом, отличительной характеристикой британской Конституции является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции.

Выделяют три составляющих Конституции: статутное право (Statute Law); общее право (Common Law) и конституционные  соглашения (Constitutional conventions), которым  соответствуют следующие источники  права: статуты, судебные прецеденты и конституционные соглашения.

Конституция Великобритании, в отличие от многих других документов конституционного и иных отраслей британского  права, является единой для всего  Соединенного Королевства: для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

    1. Анализ Конституции КНР

Главным источником государственного права Китая является конституция 1982 г., состоящая из введения и четырех глав.

Документ – сравнительно небольшой по объему (138 статей).

Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы  является закрепление в ней роли отдельных личностей в истории  Китая: в настоящее время аналогичные нормы имеются в конституциях очень небольшого числа стран (Куба, КНДР). Данное еще в 1957 г. Мао Цзэдуном указание о необходимости деления общества на «народ» и «врагов» нашло отражение в следующем фрагменте введения: «Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй». Конституция настраивает на ведение борьбы с врагами» в течение длительного времени», но сам образ врага дан достаточно неопределенно, так как там же и указывается, что эксплуататоры, как класс, ликвидированы. Это положение можно рассматривать и как рецидив прежних представлений о мире, и как резервное конституционное оправдание возможных репрессий.

Первая глава  конституции («Общие положения») содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, экономической системы, функций государственных органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деления КНР. В этой же главе урегулирован один из аспектов правового положения человека в КНР: содержатся положения об охране законных прав и интересов иностранцев, обязанность иностранцев соблюдать законы КНР, а также возможность предоставления убежища иностранцам, вынужденным эмигрировать по политическим причинам. Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. Третья глава («Государственная структура») наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов. Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») состоит из трех статей, посвященных соответствующим символам государства и столице10.

Информация о работе Избирательное право