Избирательные права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:48, реферат

Описание работы

Действующее законодательство и практика предоставляют широкий круг форм для осуществления через муниципальные органы и их должностных лиц. Среди этих форм выделяются муниципальные выборы.

Содержание работы

1. Введение
2. Гарантии избирательных прав граждан РФ при назначении и проведении муниципальных выборов 4
3. Средства обеспечения гарантий избирательных прав граждан РФ при назначении и проведении муниципальных выборов 12
4. Заключение 21
5. Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

Гарантии избирательных прав.docx

— 32.14 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Омский государственный  университет путей сообщения»-

«Омский техникум железнодорожного транспорта»

(ОТЖТ – филиал ОмГУПСа)

 

 

Специальности 190701 Организация  перевозок и управление  на

 транспорте (по видам)

 

 

 

 

 

Доклад

______________________________________________________________

(название доклада)

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Дисциплина ____________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

 

                             Студент гр._____________

                                                                             (номер группы, курс)

                                                       ____________          __________________

                                                                  (подпись студента)                       (Ф.И.О. студента)

          ____________

(дата)

          Преподаватель 

                                                         _____________           ___________________

                                                                                            (подпись преподавателя)                   (И.,О., Фамилия преподавателя)

           _____________

(дата)

 

 

 

   _______________________

                             (оценка)

 

 

2013

Содержание

 

 

  1. Введение 
  2. Гарантии избирательных прав граждан РФ при назначении и проведении муниципальных выборов 4
  3. Средства обеспечения гарантий избирательных прав граждан РФ при назначении и проведении муниципальных выборов 12
  4. Заключение 21
  5. Список используемой литературы 22

 

  1. Введение

Действующее законодательство и практика предоставляют широкий  круг форм для осуществления через  муниципальные органы и их должностных  лиц. Среди этих форм выделяются муниципальные  выборы.

В ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан РФ» сказано, что демократические, свободные и периодические выборы в органы местного самоуправления референдум является высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Свободные выборы - важнейшая, широко применяемая форма непосредственной демократии, в итоге которой граждане формируют выборные органы местного самоуправления, в своей деятельности осуществляющие представительную демократию.

Свобода выборов выражается в том, что граждане-избиратели обладают полной возможностью по собственной  воле, без всякого принуждения  участвовать в выборах, включая  выдвижение кандидатов, сбор подписей в их поддержку, агитацию и голосование  за или против кандидатов, в общественном контроле за работой избирательных  комиссий, за определением результатов  голосования, во всех других избирательных  процедурах в соответствии с законом.

Гарантии избирательных  прав граждан - правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан.

Избирательные права – права на участие в референдуме конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и органы местного самоуправления.

  

  1. Гарантии избирательных прав граждан РФ при назначении и проведении муниципальных выборов

 

Основными документами, регулирующими  проведение муниципальных выборов, а также обеспечивающими гарантии избирательных прав граждан РФ при  назначении и проведении муниципальных  выборов, являются следующие:

  1. ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 11.12.2004г.);
  2. ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 19.06.2004г.);
  3. уставы муниципальных образований;
  4. законы о выборах в органы местного самоуправления, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации.

ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 23 ФЗ) ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 19.06.2004г.).

Федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  гарантируют проведение муниципальных  выборов. Это означает, что названные  органы создают необходимые правовые, материально-технические, финансовые и иные условия для таких выборов, не препятствуют их проведению и защищают избирательные права граждан.

Субъекты Российской Федерации  принимают законы о порядке проведения муниципальных выборов. Данный вопрос отражается в уставе муниципального образования. При этом формулируемые  в названных актах положения  не могут противоречить Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», но в них могут устанавливаться  дополнительные гарантии избирательных  прав граждан.

Закон слишком одномерно, без необходимой дифференциации регулирует избирательный процесс  применительно ко всем видам федеральных, региональных и муниципальных выборов, «забывая» о специфике последних. Некоторые из норм действующего Закона не только не обеспечивают гарантии избирательных  прав, но и не позволяют законодателям  субъектов Федерации создавать  дополнительные условия и процедуры  их реализации, наиболее эффективно и  качественно регулировать избирательный  процесс на местах при проведении региональных и муниципальных выборов.

Итак, гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного законом и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, -- быть избранным в выборные органы местного самоуправления. Устанавливаемый  минимальный возраст кандидата  при выборах главы местной  администрации не может превысить 21 года. Гражданин Российской Федерации  может избирать и быть избранным  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы  по приговору суда.

Избиратели участвуют  в выборах в органы местного самоуправления на равных основаниях, голосуют за или  против кандидатов непосредственно. Голосование  на выборах является тайным, т. е. исключающим  возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей  составляется участковой избирательной  комиссией отдельно по каждому избирательному участку. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию  на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные  сведения направляются в соответствующие  избирательные комиссии сразу после  назначения дня выборов.

Основанием для включения  гражданина Российской Федерации в  список избирателей на конкретном избирательном  участке является его проживание на территории этого избирательного участка. Гражданин Российской Федерации  может быть включен в список избирателей  только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее  чем за 30 дней до дня выборов Кутафин  О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право  Российской Федерации: Учебник. М., 2002, с. 158.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным  правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении  его в список избирателей, а также  о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная  комиссия обязана проверить заявление  и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с  изложением мотивов отклонения заявления.

Решение участковой избирательной  комиссии может быть обжаловано в  вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны  рассмотреть жалобу в трехдневный  срок, а в день выборов -- немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Периодичность муниципальных  выборов призвана служить гарантией  против узурпации власти в одних  руках и препятствовать не легитимному  продлению срока обладания властными  полномочиями на муниципальном уровне. Любые попытки продлить пребывание представительных и исполнительных органов местного самоуправления у  власти сверх сроков установленных  федеральными законами субъектов Российской Федерации, являются не легитимными  и не должны рассматриваться как  правомерное осуществление муниципальной  деятельности.

Вместе с тем, до недавнего  времени федеральное законодательство юридически далеко не безупречно обеспечивало периодичность выборов.

Обусловлено это было тем, что в отношении региональных и муниципальных органов законодательство устанавливало лишь правило, согласно которому сроки полномочий депутата органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления не могут быть меньше двух лет (ст. 18 Федерального Закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления Российской Федерации»).

Такое положение послужило  одной из предпосылок появления  выборных органов со сверхпродолжительными  сроками полномочий, не характерными для российских условий и традиций. Поэтому в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (ст. 8).

Прямо зафиксировано, что  максимальный срок полномочий не должен превышать пяти лет.

При проведении муниципальных  выборов должен учитываться принцип  альтернативности муниципальных выборов.

Федеральный закон не содержит исчерпывающего ответа на вопрос, можно  ли и при каких условиях проводить  выборы на безальтернативной основе, а тем самым допускается голосование  в условиях отсутствия в избирательных  бюллетенях альтернативных кандидатур как на общих выборах, так и  при повторном голосовании.

Безальтернативная основа выборов  прямо признается и законодательством  целого ряда субъектов Российской Федерации (Кабардино-Балкария, Калмыкия, Татарстан, Курганская область, Ленинградская  область и др.).

Граждане  добровольно принимают участие  в муниципальных выборах.

 

    1.  Средства обеспечения гарантий избирательных прав граждан РФ при назначении и проведении муниципальных выборов

 

Для проведения муниципальных  выборов образуются избирательные  округа на основании данных, представляемых органами местного самоуправления. Границы  избирательных округов и число  избирателей в каждом избирательном  округе определяются соответствующей  избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Для проведения голосования  и подсчета голосов избирателей  создаются избирательные участки. Они образуются главой местного самоуправления по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий из расчета  не более 3000 избирателей на каждом участке  и не позднее чем за 45 дней до дня  выборов. Границы избирательных  участков не должны пересекать границ избирательных округов.

Информация о работе Избирательные права