История международной защиты прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:00, реферат

Описание работы

Цель заключается в раскрытие изучаемой темы, а именно "Международная защита прав ребенка".
В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:
1.Раскрыть историческое развитие концепции прав ребенка;
2.Отразить программу ЮНИСЕФ направленные на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей;
.Описать взаимосвязь программы сотрудничества с приоритетами Республики Беларусь и ЮНИСЕ

Файлы: 1 файл

123.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

·защита молодежи от факторов, угрожающих здоровью и развитию (ВИЧ-инфекция/СПИД, алкоголизм, наркомания, домашнее насилие, подростковая беременность, от самоубийства);

·создание такого законодательного и практического климата, который ставил бы интересы детей на первый план, обеспечивая права детей и молодежи, закрепленные в Конвенции ООН о правах ребенка.

Опыт реализации программ и извлеченные уроки

Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах ребенка в 1991 году и выполняет предусмотренные Конвенцией обязательства по своевременному представлению необходимых отчетов. В 2002 году Комитет ООН по правам ребенка обсудил Второй периодический отчет Республики Беларусь. Обязанность по разъяснению целей Конвенции и контроля над выполнением ее положений, осознается еще не в полной мере. ЮНИСЕФ должен шире привлекать неправительственные организации в качестве партнеров в обеспечении реализации прав и интересов детей и содействовать их участию в диалоге с Правительством по вопросам выработки соответствующей политики и мониторинга прав ребенка[17].

 

III. ВЗАИМОСВЯЗЬ  ПРОГРАММЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С ПРИОРИТЕТАМИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЮНИСЕФ

 

Приоритетные области сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и ЮНИСЕФ были определены посредством анализа данных, полученных в результате официальных и проведенных при поддержке ЮНИСЕФ аналитических исследований, работы в рамках системы ООН в Беларуси, опыта реализации предыдущих программ. Направлений деятельности, обозначенных в президентской программе "Дети Беларуси" 2006-2010гг., Среднесрочном плане стратегических действий ЮНИСЕФ и Целях ООН в области развития.

Когда разрабатывалась программа сотрудничества, то учитывались приоритеты, обозначенные Правительством в Национальном докладе Республики Беларусь о выполнении решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей (далее - Национальный доклад), президентской программе "Дети Беларуси" на 2006-2010 годы и других документах, таких, как Второй периодический доклад Республики Беларусь, представленный Комитету ООН по правам ребенка, в котором обозначена основа и ключевые элементы национальной политики в отношении детей. Таковыми приоритетами являются: пропаганда здорового образа жизни, обеспечение качественного образования, оказание помощи неблагополучным семьям, реализация права детей-инвалидов на всестороннее развитие своего потенциала, профилактика институциализации детей и детской преступности, повышение качества услуг детям, проживающим на территориях, и обеспечение реализации прав всех детей на выживание, развитие, защиту и участие.

Три основных компонента предлагаемой программы сотрудничества направлены на решение приоритетов ЮНИСЕФ, обозначенных в Среднесрочном стратегическом плане:

·развитие детей в раннем детстве;

·борьба с ВИЧ/СПИДом;

·усиление защиты детей от насилия, жестокого обращения, эксплуатации и дискриминации[16].

По нашему мнению, опыт ЮНИСЕФ и его партнеров однозначно продемонстрировал необходимость дальнейших масштабных усилий по переориентации политики и практической работы в решении проблем детей и семей таким образом, чтобы постепенно переходить от систем государственной опеки в сторону семейного воспитания. Государственная система институциализации во многих случаях продолжает оставаться единственной альтернативой для неблагополучных детей, невзирая на высокие затраты и, зачастую, неэффективные результаты.

 

IV. МЕЖДУНАРОДНЫЙ  УРОВЕНЬ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЗАЩИТУ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ФОРМАХ, ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ И РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Проблема защиты прав ребенка для Беларуси всегда была болезненной. Нарушения прав этой конкретной категории населения стали особенно распространенными за последние несколько лет.

В ситуации, когда сам ребенок или его юридические представители ничего не могут сделать для защиты его прав на национальном уровне, единственным выходом остается обращение в наднациональные институты защиты прав человека. Данное право установлено в ч. 3 ст. 46 Конституции Республики Беларусь, которая предусматривает право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны. Отсюда следует, что функционирование правовой системы в Беларуси основывается не только на принципах, установленных во внутреннем законодательстве, но и на общепризнанных стандартах, принятых международным сообществом, ибо "институт прав человека стал тем центром, который сфокусировал в себе все основные проблемы современности как глобального, так и национального уровня".

Одним из самых важных достижений международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, но и признание детей самостоятельными субъектами права.

Наиболее перспективным в функционировании механизмов обеспечения защиты прав человека, является "не замыкание прав человека на национальном уровне, а разработка более эффективных мер по оптимизации взаимодействия международных, региональных и национальных усилий в деле поощрения и развития уважения к ним. Многоуровневое обеспечение и развитие прав человека будет содействовать их утверждению в качестве реального стержня современного миропорядка" [21, с.87-93].

Все международные органы по правам человека, но и участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне (т.е. в рамках ООН) и на региональном уровне (т.е. в пределах конкретного региона).

Универсальные органы в зависимости от их юридической природы подразделяются, в свою очередь, на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и договорные (конвенционные) контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека. С другой стороны, универсальные органы могут быть общей и специальной компетенции.

Внедоговорные механизмы - это органы ООН. Ее Устав 1945г. как документ не относится, строго говоря, к категории инструментов, напрямую посвященных правам человека. Тем не менее, выполняя роль "Конституции ООН", он лежит в основе международного правопорядка. Так, согласно ст. 55 (с) Устава ООН призвана содействовать "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии".

В целях реализации этой задачи ст. 57 Устава предусматривает создание различных вспомогательных специализированных учреждений ООН. Среди таких учреждений, которые занимаются и правами детей, можно назвать:

а) Международную организацию труда (МОТ);

б) Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ);

в) Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

г) Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ);

д) Фонд ООН по народонаселению;

е) Программу Развития ООН;

ж) Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

Из внедоговорных органов ООН прямое отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют:

a)Генеральная Ассамблея  ООН

b)Совет Безопасности ООН)Экономический  и Социальный совет (ЭКОСОС))Комиссия  ООН по правам человека[11, с 141-146].

Генеральная Ассамблея ООН выполняет ряд функций в отношении прав человека. В частности, она организует исследования, дает рекомендации в целях содействия осуществлению прав человека, принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Так, в отношении прав ребенка она приняла Декларацию прав ребенка и Конвенцию о правах ребенка. Кроме того, Генеральная Ассамблея создает различные вспомогательные органы (например, ЮНИСЕФ), назначает специальных докладчиков в сфере защиты прав ребенка (в частности Специального докладчика по изучению прав ребенка в период вооруженных конфликтов).

Деятельность Совета Безопасности ООН имеет большое значение для защиты детей в период вооруженных конфликтов, так как он уполномочен предпринимать действия по поддержанию международного мира и безопасности.

ЭКОСОС по вопросам, входящим в его компетенцию, может подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты резолюций и конвенций, созывать международные конференции по правам человека.

Комиссия ООН по правам человека полномочна принимать сообщения от любых лиц и изучать ситуации нарушений прав человека. Однако крайне политизированная природа этого органа и некоторые иные факторы не позволяют Комиссии осуществлять высокоэффективную защиту прав человека в целом и прав ребенка в частности.

Действующая в настоящее время система договорных (конвенционных) органов, т.е. органов, учрежденных международными конвенциями, конкретными договорами по правам человека ради обеспечения выполнения именно их положений, состоит из шести комитетов.

1)Комитет по правам  человека, который создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966г. с целью имплементации его норм;

2)Комитет по ликвидации  расовой дискриминации - Международной  конвенцией о ликвидации всех  форм расовой дискриминации 1965 г.;

)Комитет по ликвидации  дискриминации в отношении женщин - Конвенцией о ликвидации всех  форм дискриминации в отношении  женщин 1979 г.;

)Комитет против пыток - Конвенцией против пыток и  других жестоких, бесчеловечных  или унижающих достоинство видов  обращения и наказания 1984 г.;

)Комитет по экономическим, социальным и культурным правам - Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

)Комитет по правам ребенка - Конвенцией о правах ребенка 1989 г.

Особый интерес представляет Комитет ООН по правам ребенка, поскольку именно этот орган напрямую занимается защитой прав ребенка. Остальные же пять комитетов могут осуществлять защиту прав ребенка лишь косвенно - посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов, которые включают всех лиц или определенную группу лиц, которые, в свою очередь, могут включать или не включать в свое число детей.

Комитет по правам ребенка учрежден в 1989г. Конвенцией о правах ребенка. В соответствии со ст. 43 Конвенции Комитет состоит из десяти экспертов из числа граждан государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства - участники Конвенции могут выдвигать кандидатов. Комитет заседает три раза в год (в январе, мае-июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает прогресс, достигнутый государствами-участниками в исполнении обязательств, установленных Конвенцией 1989г.

Каждые два года Комитет представляет Генеральной Ассамблее доклад о своей деятельности.

Государства-участники должны подавать в Комитет через Генерального секретаря доклады о мерах, предпринятых для реализации прав, признанных в Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав; первый доклад должен быть представлен не позже чем через два года после вступления в силу Конвенции соответствующим государством-участником, и далее каждые пять лет.

В периодических докладах об осуществлении Конвенции должна содержаться информация за охватываемый период, включая меры, принятые государством-участником, в том числе заключение двусторонних и многосторонних соглашений в области прав ребенка и присоединение к ним, а также изменения в законодательстве и практике на национальном, региональном и местном уровнях, такие, как:

) создание механизмов  и структур для координации  и контролирования усилий по  осуществлению Конвенции;

) разработка общей или  секторальной политики, программ  и контролирования усилий по осуществлению Конвенции;

) прогресс, достигнутый в  осуществлении прав ребенка;

) факторы и трудности  на пути полного осуществления  прав, изложенных в Конвенции, и  меры по их преодолению;

) планы, намечаемые в целях  дальнейшего совершенствования  реализации прав ребенка.

Периодические доклады должны включать информацию о рассмотрении заключительных замечаний Комитета по предыдущему докладу. К докладам должны прилагаться упоминавшиеся в них тексты основных законов и судебных решений, подробная статистическая информация и показатели, а также соответствующие исследования.

Первый доклад страны был представлен в Комитет ООН по правам ребенка в 1995 году.

Комитет по правам ребенка, кроме официального доклада, собирает сведения от неправительственных и межправительственных организаций, которые могут представлять свои собственные доклады независимо от правительства. Для этого в его работе согласно ст. 45 принимают участие ЮНИСЕФ и специализированные учреждения, которые по просьбе Комитета:

а) представляют доклады и оценки относительно осуществления Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности;

б) рассматривают передаваемые им комитетом доклады государств, содержащие просьбы о технической консультации. Кроме того, Комитет предлагает Генеральному секретарю ООН проводить исследования по определенным вопросам, касающимся прав ребенка. Все компетентные организации могут быть приглашены к участию в дискуссиях Комитета, представлять свои взгляды и консультироваться.

Комитет предлагает государству-участнику представить доклад до даты, установленной в соответствии с Конвенцией для представления доклада, т.е. до 14 сентября 2012г. Этот доклад будет представлять собой объединенные доклады[12].

На региональном уровне (для европейского региона) наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека, и детей в том числе, является Европейский Суд по правам человека, решения которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены.Возможность обращения в Европейский Суд по правам человека появилась у белорусских граждан. Эта Конвенция позволяет детям подавать жалобы в Европейский Суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных представителей.

Информация о работе История международной защиты прав ребенка