Историю и перспективы развития ЕврАзЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:08, реферат

Описание работы

Актуальность. На постсоветском пространстве, несмотря на все исторические и культурные различия, сохраняется немало общего, что и служит основой для формирования различных межгосударственных объединений. К таковым относится и Евразийское Экономическое сообщество. Однако, несмотря на объективную необходимость, конкретная практика объединения сталкивается с целым рядом трудностей, решение которых возможно только при условии предварительного научного анализа как проблем, так и перспектив развития.

Содержание работы

1. История создания ЕврАзЭС…………………………………………………...5
2. Характеристика пространства сотрудничества……………………………....9
3. Мотивация участия стран в ЕврАзЭС……………………………………….15
4. Перспективы и проблемы эволюции ЕврАзЭС……………………………20

Заключение…………………………………………………………………….....28

Список использованной литературы……………………………………….......30

Файлы: 1 файл

Реферат Богдан МТП.docx

— 63.43 Кб (Скачать файл)

Вместе  с тем тлеющий конфликт в газовой  сфере между Россией и Белоруссией  ставит под сомнение надежность белорусского транспортного коридора в целом.

Россия  сама стремится получить выигрыш  от транзита, осуществляемого через ее территорию странами Сообщества. В связи с этим она пока не готова ввести железнодорожный транзит по внутренним тарифам или принять единый транзитный тариф ЕврАзЭС с преференциальными тарифами для стран-участниц, тем более, что это противоречит принципам ВТО.

Для России сегодня, и особенно в будущем, большое  значение имеет привлечение рабочей  силы из стран Сообщества. В России, по некоторым оценкам, работает 300 тыс. граждан Киргизии и около 800 тыс. граждан Таджикистана.

Однако  неконтролируемый приток мигрантов  создает напряженность на региональных рынках труда.

Соглашения  о безвизовом въезде-выезде, заключенные Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном с Китаем, Ираном, Пакистаном, Турцией и рядом других государств, с которыми Россия не имеет таких соглашений, создают широкие предпосылки для нелегальных пересечений границы. Так, на российско-казахстанскую границу приходится 2/3 ввозимых в Россию наркотиков.

Города  Троицк, Карталы, Омск, Самара, Новосибирск, Барнаул превратились в крупные  транзитные пункты по переправке наркотиков из Центральной Азии вглубь России и другие страны. Необходимость обеспечения безопасности южных рубежей сегодня в известной мере понижает экономическую и геополитическую эффективность участия России в ЕврАзЭС.

4. Перспективы и проблемы эволюции ЕврАзЭС

 

Динамика  ЕврАзЭС в ближайшие годы будет  во многом определяться предстоящей  волной вступления его членов в ВТО. В этой связи весьма важно согласие стран – участниц Сообщества принять за основу российскую переговорную позицию по вступлению в ВТО.

Сохранение  преференций во взаимных отношениях стран «пятерки», изъятое из принятого  в ВТО режима наибольшего благоприятствования, придется специально оговаривать с партнерами по ВТО, причем нет никакой гарантии, что удастся отстоять все действующие преференции.

Вступление  в ВТО, означает унификацию торговых норм и либерализацию экономики, в результате которой возрастает активность корпоративных структур. Членство в ВТО расширяет возможности для взаимопроникновения бизнеса в экономику. Применение принципа «национального режима», ограничение двусторонних преференций, унификация законодательства качественно изменяют правовую основу региональных интеграционных процессов. Это особенно важно в связи с ускорившимся в последние годы формированием транснациональных предпринимательских структур стран Сообщества – международных финансово-промыш-ленных групп, корпораций, совместных предприятий. В рамках этих структур заметно упрощается регулирование цен и расчетов, достигается однородность экономических условий, что содействует общему выравниванию в странах-партнерах13.

Членство  в ВТО, безусловно, усилит внешнюю  экспансию национальных компаний, но совершенно не обязательно, что ее главным направлением будут страны ЕврАзЭС. Здесь неизбежно возникают вопросы соотношения прибыли и рисков, которое может быть значительно благоприятнее вне пространства Сообщества14.

Важным  фактором, влияющим на динамику ЕврАзЭС, безусловно, является ЕС. Его влияние  прослеживается по нескольким направлениям. Первое связано с развитием сотрудничества стран Сообщества с ЕС, который является крупнейшим торговым партнером России, Казахстана и Киргизии и главным источником для всех стран-участниц иностранных инвестиций.

Членство  в ВТО позволит активизировать работу по созданию зоны свободной торговли товарами и услугами ЕС и тех стран, которые имеют с ним соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Если  стремление к углубленному партнерству  с ЕС будет оказывать дифференцирующее действие на страны ЕврАзЭС и СНГ  в целом с точки зрения паспортно-визового и таможенного режимов трансграничного  движения и национальных правовых систем, то вступление в ЕС причерноморских стран СНГ будет оказывать консолидирующее воздействие на страны, не имеющие перспективы на вступление в ЕС15.

На деятельность ЕврАзЭС значительное влияние может  оказать появление новой региональной группировки в составе Белоруссии, Казахстана, России и Украины. Еще в 2003 г. президентами этих стран было подписано соглашение о поэтапном формировании Единого экономического пространства, в рамках которого предусматривается создание независимой межгосударственной Комиссии по торговле и тарифам. Предполагается, что в ее компетенции будут вопросы либерализации торговли товарами, установление импортных и экспортных пошлин, формирование режима торговли услугами в отдельных секторах и унификации конкурентной политики, основанных на принципах и правилах ВТО.

В экономическом  плане эта организация более  предпочтительна для Белоруссии, России и Казахстана, чем ЕврАзЭС. Но она может начать действовать только после подписания системы соглашений, регулирующих гармонизацию национальных законодательств, проведение согласованной таможенной, финансовой и экономической политики, деятельность зоны свободной торговли, транспортные и транзитные тарифы и т. д.16

Судьба  нового образования зависит от позиции  Украины, которая заинтересована лишь в зоне свободной торговли со своим важнейшим торговым партнером – Россией (и в меньшей степени с Белоруссией). Не вполне однозначна позиция Белоруссии, которая не готова к такому углублению сотрудничества, которое может ограничить ее независимость.

В рамках ЕврАзЭС также не могут быть решены проблемы безопасности стран-участниц. Россия, Казахстан и другие центральноазиатские участники Сообщества ужесточают режим пограничного и миграционного контроля с целью укрепления безопасности. Но в этом отношении их возможности ограничены, поскольку безвизовый режим и мягкий таможенный режим являются главными инструментами деятельности этой группировки. Дальнейшее ужесточение режима трансграничного движения поставит под сомнение целесообразность существования ЕврАзЭС.

Важную  роль в обеспечении безопасности в центрально-азиатском регионе играет ОДКБ. Однако потенциал угроз в данном регионе превосходит материальные и политические возможности этой организации и России как ее главного звена. В связи с этим вполне закономерно появление в странах региона сил антитеррористической коалиции и активная деятельность по формированию ШОС. Если ОДКБ чисто военно-политическая организация, то ШОС, изначально нацеленная на укрепление безопасности в центре Евразии, согласно принятым программным документам, будет постепенно диверсифицировать свою деятельность17.

Китай более  чем солидный партнер России в  вопросах укрепления центрально-азиатской безопасности. Но от него в силу его глобального веса, безусловно, исходит угроза сокращения геополитического влияния России в регионе Центральной Азии. Аналогичная угроза исходит также от США и других стран Запада.

Параллельная  деятельность организаций со сходными целями и с близким составом участников неизбежно будет создавать неопределенность в деятельности ЕврАзЭС. В нашем представлении судьбу Сообщества будут определять успехи или неудачи интеграционного проекта «большой четверки» и ШОС. При успешном развитии проекта ЕЭП потеряет актуальность формирование таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В этом случае ЕврАзЭС будет эволюционировать в региональную организацию с чертами «мягкого регионализма». В этом случае также вполне возможно вступление Киргизии и Таджикистана в ЕЭП на правах ассоциированных членов.

Если  при этом будет успешно развиваться  экономическая составляющая деятельности ШОС, то это может вылиться в создание ЗСТ в составе ЕврАзЭС, Китая и Узбекистана. В этом случае ЦАС и ЕврАзЭС как бы растворятся в ШОС.

При неудаче  проекта ЕЭП и медленном наращивании  деятельности ШОС, сохранится задача формирования в рамках ЕврАзЭС таможенного  союза. Но при ее решении следует  иметь в виду, что формирование на пространстве «пятерки» единого таможенного пространства и унификация национального законодательства неизбежно вызовут рост социально-экономических различий и связанных с этим проблем.

Более развитый северный субрегион Сообщества при  равенстве нормативно-правовых условий будет увеличивать спектр своих преимуществ по сравнению с южным субрегионом. Так, предполагаемая унификация инвестиционного законодательства и создание нормативно равных условий для предпринимательской деятельности, для доступа на рынки стран иностранных инвестиций на крайне неоднородном пространстве Сообщества будет означать, что риски и эффективность предпринимательской и инвестиционной деятельности в его разных частях будут неодинаковы. Капитал будет стремиться в те страны и регионы стран, где риски ниже, а ожидаемая прибыль выше, где более образованная и квалифицированная рабочая сила, где лучше инфраструктурные условия и стабильнее политический режим.

Иными словами, весьма вероятным результатом создания единого экономического пространства в нормативно-правовом понимании станет усиление социально-экономических контрастов в рамках Сообщества. В этих условиях неизбежен рост нежелательной миграции с юга на север, торговой контрабанды и оборотов наркоторговли. Для противодействия этому необходимо обеспечить стабильное увеличение числа рабочих мест на юге. Но национальные финансовые ресурсы недостаточны для решения этой проблемы18.

Рост  социальной дифференциации между странами и их регионами существенно затруднит реализацию таких мероприятий, как гармонизация национальных систем обеспечения минимальных социальных стандартов, обеспечение взаимодействия национальных валютно-финансовых систем, проведение согласованной структурной перестройки экономики. В условиях роста социальной дифференциации будет сложно соблюдать принцип взаимной выгоды, который записан в документах ЕврАзЭС.

В современных условиях достижения науки и технологий в значительной степени определяют динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности  государств, степень обеспечения  их независимости и суверенитета, национальной безопасности и эффективности  интеграции в мировую экономику. Развитые страны перешли к качественно  новой стадии социально-экономического развития основным содержанием, которого является создание экономики, основанной на знаниях, которая базируется на высокоэффективных национальных инновационных системах.

Межгосударственная политика в области развития новейших отраслей экономики (инновационная политика) в государствах-членах ЕврАзЭС должна быть ориентирована на исполнение международных  норм и правил, определяющих развитие национальных инновационных систем, создание условий их интеграции в  единое экономическое пространство.

Анализ инновационного и  инвестиционного потенциалов стран  Сообщества показывает, что у каждого  из государств-членов ЕврАзЭС есть свои особенности и национальные приоритеты. Однако имеются присущие каждому государству-члену ЕврАзЭС  проблемы инновационного развития.

По показателю конкурентоспособности  по оценкам экспертов Давосского форума Россия, Белоруссия и Казахстан  занимают 58 - 61 места, а Армения, Таджикистан  и Кыргызстан 93, 117 и 119 места соответственно. По индексу "инновации и факторы  развития" Россия имеет 77 место, Казахстан - 84, а Армения, Таджикистан и Кыргызстан занимают 103, 108 и 121 места.

Это свидетельствует о  том, что инновационная деятельность в государствах ЕврАзЭС отстает  от стран с развитой экономикой.

Возможности преодоления  указанных тенденций возможны лишь при условии интеграции научно-технического, инновационного и кадрового потенциалов  государств ЕврАзЭС.

Основа интеграции должна быть ориентирована на более эффективное  использование ресурсного, инвестиционного, научно-технического, инновационного и образовательного потенциала определяющего  уровень достижений в области  научных исследований, опытно-экспериментальных  разработок, иных видов деятельности, связанных с развитием технологий.

Российская Федерация  располагает значительным научным  инновационным потенциалом, имеет  существенные результаты и достижения в области нано-, биотехнологий, атомной  энергетики, аэрокосмических технологий, средств связи и информационных технологий. Формируется национальная инновационная система, обеспечивающая меры государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности.

Масштабы российского  потребительского рынка потенциально позволяют развивать систему  производств, ориентированных на потребление  конкурентоспособной инновационной  продукции и создавать необходимые  заделы для "точек роста" конкурентоспособности.

Потенциал Республики Казахстан  обеспечивает условия для развития инновационной предпринимательской  деятельности, имеются в наличии  квалифицированные кадры. Реализуется  Программа создания инновационной  системы Республики Казахстан, ориентированная  на развитие инновационной системы  инфраструктура, обеспечивающая необходимые  условия для привлечения инвестиций.

Республика Беларусь в  настоящее время располагает  развитым транспортно-коммуникационным потенциалом, имеет в своем распоряжении высокотехнологичные производственные мощности, в том числе в нефтехимической  промышленности и машиностроении, обеспеченные квалифицированной рабочей силой, обладает значительным научным и  кадровым потенциалом в области  высоких технологий. Активно развивается  сфера применения биотехнологий, информационных технологий, современных компьютерных и программно-технических средств.

Информация о работе Историю и перспективы развития ЕврАзЭС