Источники конституционного права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Источники конституционного права –это различные формы выражения конституционно-правовых норм.
Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать.

Содержание работы

Введение 3
1.Общая характеристика источников конституционного права зарубежных стран 5
2.Особенности и структура источников конституционного права 8
Заключение 19
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Источники конституционного права зарубежных стран.docx

— 49.98 Кб (Скачать файл)

Источниками конституционного права зарубежных стран выступают нормативные  акты, содержащие регулирующие конституционно-правовые нормы. Основным источником конституционного права являются конституции. Однако в конституциях часто содержатся только общие положения, и некоторые  важные вопросы решаются правительством и администрацией, в частности, в  первой писаной Конституции –  Конституции США 1787 года. В силу невозможности  рассмотрения всех возможных случаев  конституционные нормы не могут  охватить все многообразие отношений, складывающихся в процессе осуществления  государственной власти. Конституционные  нормы дополняются другими нормативными актами.

По  структуре конституции делятся на консолидированные, неконсолидированные и комбинированные. По юридическому характеру различают инструментальные (регулирующие структуру государства) и социальные конституции (содержащие положения, касающиеся социальной сферы). Большинство действующих конституций являются социальными.

В зависимости от способа изменения конституции подразделяются на «гибкие» и «жёсткие». Изменения в «гибкие» конституции могут быть внесены в обычном для законов порядке. Изменить же положения «жёстких» конституций возможно только при выполнении определённых условий, в частности, утверждение на референдуме, квалифицированное большинство голосов. Многие современные конституции являются смешанными: некоторые их статьи изменению не подлежат, другие же изменяются в обычном порядке.

По  форме конституции делятся на писаные и неписаные. Писаной конституцией является официально провозглашённый основным законом акт. Неписаная конституция представляет собой совокупность различных законов и обычаев, формально не провозглашённых в качестве основных законов (например, в Новой Зеландии). Данное различие со временем стирается; даже неписаная Конституция Великобритании имеет в своём составе писаные акты.

По  периоду действия конституции бывают постоянными и временными. Постоянной считается конституция, в которой не указаны сроки действия и события, при наступлении которых она прекратит своё действие. Во временной конституции установлены хронологические сроки её действия и оговорены условия, при которых она должна быть заменена постоянной (например, временная конституция ЮАР 1994 года). Временные конституции провозглашаются главой государства без участия учредительного собрания.

Поскольку конституция  обладает высшей юридической силой, то во многих странах является основным источником государственного права. Остальные  нормативные акты не должны противоречить  конституции, иначе они теряют силу. В некоторых государствах конституционный  характер носят как изданные государством нормы, так и другие нормы, в частности, в Великобритании такой статус имеют  нормы обычаев.

Также выделяют другие источники государственного права:

- конституционные законы, дополняющие конституцию, либо вносящие в неё изменения. Конституционные законы не являются частями конституции, но играют важную роль в регулировании государственно-правовых вопросов. К таким законам относятся, в частности, законы об избирательном праве и избирательной системе и о полномочиях правительств и парламентов, например – закон об избирательных правах в США 1965 и 1970 годов. В некоторых странах конституционных законов, в широком понимании, нет, в частности, в Румынии, согласно Конституции, конституционным законом признаётся «закон о пересмотре Конституции». То есть в них закрепляется новая редакция статей Конституции и вводятся или упраздняются её положения. Таким образом, конституционные законы в этих странах не являются законами, действующими наряду с Конституцией. Также существуют страны, конституции которых состоят из совокупности конституционных законов. В этом случае конституционные законы имеют наивысшую юридическую силу.

- органические законы, регулирующие институт конституционного права в целом. Юридическая сила таких законов меньше конституционных, но больше просто законов. Органические законы принимаются в усложнённом порядке (по сравнению с простыми законами) и относятся к наиболее важным государственным вопросам. В ряде стран, в частности, во Франции органическими законами считаются строго законы, предусмотренные Конституцией. Например, согласно Конституции Франции 1958 года «парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом» (ст. 47). Такие бланкетные нормы представлены в Конституции Франции в большом количестве.

- обыкновенные законы, регулирующие отдельные вопросы в пределах, установленных конституционными законами. К обыкновенным законам относится, например, закон о выборах президента.

- чрезвычайные законы, которые, согласно Конституции, могут противоречить её положениям, однако принимаются только на короткий срок (несколько месяцев) с правом продления срока Парламентом. В частности, указы о введении чрезвычайного положения обычно сопровождаются прекращением действия прав и свобод человека и гражданина.

- внутригосударственные публично-правовые  договоры, например Конституционный договор 1996 года между Молдавией и самопровозглашенной Приднестровской республикой о том, что та остаётся республикой в составе Молдавии.

- акты главы государства и исполнительной  власти (декреты президента, постановления правительства). К ним относятся акты, имеющие силу закона, которые издаются на основе делегирования полномочий парламентом (например, в Великобритании) или в соответствии с исключительными полномочиями президента (как происходит во Франции).

- регламенты парламентов, устанавливающие внутреннюю организацию парламентов и их работу. При двухпалатном парламенте регламенты принимаются в форме постановления каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты, при однопалатном (в частности, в Китае) – регламенты принимаются в форме закона.

- акты конституционных судов, дающие официальные толкования конституции, признающие какие-либо законы соответствующими или не соответствующими конституции.

- судебные прецеденты – ранее вынесенные решения судов, являющиеся образцом при разбирательстве аналогичных дел в дальнейшем – имеют немалое значение в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод граждан. Судебные прецеденты широко распространены в Великобритании, где множество важных вопросов государственно-правового характера решается с использованием судебных прецедентов, которым более ста лет. Однако в некоторых странах судебные прецеденты не считаются источниками конституционного права. В частности, Гражданский кодекс Франции запрещает судам формулирование норм административного права.

- религиозные источники распространены в монархических государствах. В мусульманских странах Коран считается высшим актом (имеет большую юридическую силу, чем Конституция).

 

- конституционный обычай получил широкое распространение в англосаксонских странах. Вопросы государственной сферы решаются с помощью обычаев, не закреплённых в нормативных актах и не обеспечиваемых судебной защитой, но регулирующих правовое положение многих государственных органов и определяющих их значение в механизме государства. Роль обычаев в государственном праве велика: обычаями регулируются порядок полномочий конституционного монарха и многие вопросы законодательной процедуры.

- международные правовые акты, ссылки на которые содержатся в конституциях. В частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, принятая Организацией объединённых наций

- правовая доктрина – работы выдающихся специалистов – используется судами как основа для решений крайне редко. Встречаются суждения о том, что источниками государственного права являются мнения и высказывания известных учёных в области государства и права Данная концепция распространена в Великобритании, где труды Блэкстона и Лоу иногда рассматриваются как доктринальные источники. Акты, издаваемые при толковании конституционных правовых норм, тоже могут быть источниками государственного права. Толкование законов может осуществляться либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут выступать как целые статьи конституции, так и отдельные положения конституционных и органических законов, содержащих в себе нормы государственного права. Толкование законов имеет серьёзное влияние на правовую систему государства. Например, толкование президентом США актов конгресса является деятельностью по установлению норм.

Следует отметить, что на локальном уровне – в  субъектах федерации – имеют  место свои источники государственного права, например, конституции кантонов в Швейцарии. В городах действуют  собственные городские уставы, которые  регулируют порядок местного самоуправления.

Список использованной литературы

 

 

  1. Боботов С.В., Васильев Д.И. Модель правового государства во Франции // Советское государство и право, № 1, 1990, С. 105—112.
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 26 августа 1789 года // Конституции зарубежных государств. - М., БЕК, 1997. С. 135—137.
  3. Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. - М., 1996.
  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Особенная часть. Страны Европы / Под ред. Б.А. Страшуна. - М., БЕК, 1997.
  5. Конституционное право зарубежных стран / Под общ.ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М., 1999.
  6. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 1996.
  7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М., Юристъ, 1997.

Информация о работе Источники конституционного права зарубежных стран