Гражданство - как правовой институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: характеристика гражданства как правового института.
Задачи исследования:
- осуществить анализ понятия гражданства Российской Федерации;
- охарактеризовать порядок приобретения и прекращения гражданства
Российской Федерации;
- рассказать о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………С. 2
Глава 1. Общая характеристика гражданства Российской Федерации…...С. 4
1.1. Понятие гражданства Российской Федерации………………………....С. 4
1.2. Порядок приобретения и прекращения гражданства
Российской Федерации……………………………………………………….С. 6
Глава 2. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве
Российской Федерации…………..…………………………………………..С. 18
Заключение……………………………………………………………………С. 26
Список литературы…………………………………………………………...С. 28

Файлы: 1 файл

курсовая Гражданство 1.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Предусматривается право Президента Российской Федерации  в порядке исключения рассмотреть  вопрос о приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях, отказано. Это лица, которые:

- в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

- использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

- состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

- имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом;

- преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

- осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Естественно, при  этом данные лица должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым при приеме в гражданство и восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Если эти лица подпадают под категорию лиц, на которых распространяется упрощенный порядок приема в гражданство, это обстоятельство будет учтено.

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства  и предварительного рассмотрения заявлений  Президент Российской Федерации  образует совещательный и консультативный  орган – Комиссию по вопросам гражданства  при Президенте Российской Федерации.

Деятельность  органов внутренних дел в решении  вопросов, связанных с гражданством Российской Федерации регулируется инструкцией по рассмотрению органами внутренних дел Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации9.

Статья 35 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает, что Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

а) принимают  от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;

б) проверяют  факты и документы, представленные в обоснование заявлений и  ходатайств по вопросам гражданства  Российской Федерации;

в) направляют ходатайства  по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

г) определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;

д) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях.

Распределение компетенции по вопросам гражданства  Российской Федерации внутри системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.  Приказом МВД РФ от 30 июня 1994 г. N 330 утверждена Инструкция об организации работы органов внутренних дел России при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации.

Порядок представления  соответствующих документов, а также  исполнения решений установлен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации10, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

Принятое заявление  и прилагаемые к нему документы  подлежат соответствующему учету в  подразделении паспортно-визовой  службы органа внутренних дел Российской Федерации, осуществившем прием  такого заявления.

О принятии заявления  к рассмотрению заявителю выдается соответствующая справка.

При рассмотрении заявления об изменении гражданства  в общем порядке в соответствии с частями первой, второй и четвертой  статьи 13, статьей 15, частью первой статьи 19, частью первой статьи 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» материалы группируются в дело об изменении гражданства, состоящее из двух отдельных частей.

Каждая часть  дела помещается в мягкую обложку, на которой указывается фамилия, имя, отчество, заявителя. При этом на обложке каждой части дела проставляется пометка «Для служебного пользования». На каждую часть дела составляется опись документов, заверяемая подписью сотрудника подразделения ПВС, оформляющего дело.

Оформленные материалы  направляются соответственно в Главное управление внутренних дел Российской Федерации на режимных объектах Службы общественной безопасности МВД России или в подразделение ПВС министерства внутренних дел, главного управления, управления внутренних дел субъекта Российской Федерации.

Поступившим делам  присваивается регистрационный  номер, проставляемый в левом  верхнем углу каждой части дела.

ГУВДРО СОБ  МВД России, ПВС МВД, ГУВД, УВД  субъекта Российской Федерации при  получении материалов в установленном  порядке запрашивает заключение или согласовывает решение в территориальном органе Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Первый экземпляр  заявления об изменении гражданства  в общем порядке и заключение территориального органа безопасности приобщаются к первой части дела.

Результаты проверок, проводимых органами внутренних дел  Российской Федерации в порядке, установленном Инструкцией по организации  проверки сведений, сообщаемых лицами при обращении с заявлениями  об изменении гражданства, утвержденной настоящим приказом, приобщаются ко второй части дела об изменении гражданства в общем порядке или к единственной части дела об изменении гражданства в упрощенном порядке.

Главное паспортно-визовое  управление МВД России, ГУВДРО СОБ  МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации изучают обстоятельства, с которыми применяемый международный договор или Федеральный закон связывает возможность изменения гражданства, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы и по результатам рассмотрения оформляют заключение об изменении гражданства в общем порядке или решение об изменении гражданства в упрощенном порядке, в том числе в соответствии с международным договором.

ГУВДРО СОБ  МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов  Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных статьей 16 или статьей 20 Федерального закона:

- указывают в заключении данные основания и направляют материалы для дальнейшего рассмотрения в ГПВУ МВД России;

- оформляют решение об отклонении заявлений.

Решения МВД  России, ГУВДРО СОБ МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации по заявлению об изменении гражданства в упрощенном порядке оформляются в одном экземпляре и приобщаются к единственной части дела.

В решениях по заявлениям, принимаемым в соответствии с  международными договорами об упрощенном порядке приобретения гражданства, указываются пункт, часть и статья соответствующего договора.

После получения  сообщения о приеме в гражданство  Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации  и вынесения решения об оформлении наличия у ребенка гражданства Российской Федерации осуществляется оформление паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, и/или внесение сведений о ребенке в паспорта гражданина Российской Федерации его родителей (единственного родителя).

При приобретении по заявлению родителя, проживающего на территории Российской Федерации, гражданства Российской Федерации его ребенком, проживающим за пределами Российской Федерации, выдача паспорта гражданина Российской Федерации ребенку осуществляется в порядке, установленном пунктом 39 Положения.

При принятии решения о выходе из гражданства Российской Федерации и после вручения справки паспорт гражданина Российской Федерации, в том числе заграничный (при его наличии), или паспорт гражданина СССР образца 1974 года, или/и вкладыш в свидетельство о рождении, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, изымается и производится оформление соответствующего вида на жительство.

Изъятые паспорта и вкладыши в свидетельство о  рождении, подтверждающие наличие гражданства  Российской Федерации, подлежат уничтожению в установленном порядке.

При проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии  либо отсутствии гражданства Российской Федерации, устанавливаются сведения о:

- постоянном проживании на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 г. и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного факта;

- прибытии на территорию Российской Федерации на жительство после 6 февраля 1992 г.;

- приобретении гражданства Российской Федерации;

- месте (местах) и дате прописки по месту жительства (регистрации по месту жительства) на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 г., а также дате и основаниях снятия с регистрационного учета (выписки) и месте убытия;

- прохождении военнослужащими (офицерами, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, министерств и ведомств, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащими, проходящими обучение в военных учебных заведениях) военной службы в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств на 6 февраля 1992 г., а также прибывшими для прохождения военной службы на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г.; для курсантов военных учебных заведений – о зачислении в 1991 г.; для членов семей военнослужащих, выехавших с территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 г. и возвратившихся в Российскую Федерацию после указанной даты, - о регистрации на жилую площадь других лиц или воинских частей до получения жилой площади в установленном порядке;

- наличии волеизъявления о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации либо решения о выходе из гражданства Российской Федерации;

- месте прописки по месту жительства на территории РСФСР до 6 февраля 1992 г. – в отношении лиц, отбывавших наказание в местах лишения свободы (если проверяемое лицо осуждено до указанной даты);

- месте прописки по месту жительства на территории РСФСР на 6 февраля 1992 г. – в отношении лиц, отбывавших наказание в местах лишения свободы за пределами Российской Федерации (если проверяемое лицо осуждено после указанной даты).

При выявлении  обстоятельств, свидетельствующих  об отсутствии гражданства Российской Федерации у проверяемого лица, и вынесении соответствующего заключения, ГПВУ МВД России, ГУВДРО СОБ МВД России, ПВС МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации выдает заявителю в порядке, установленном пунктом 59 Положения, справку, подтверждающую отсутствие у него гражданства Российской Федерации, оформляемую в произвольной форме.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, гражданство  есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство может быть приобретено следующими способами: по рождению (филиация) – в силу общих принципов и норм международного права каждый ребенок имеет право на гражданство. Филиация может иметь место на основе двух принципов: национальный принцип, или «право крови» (jus sanguinis), определяет гражданство ребенка гражданством его родителей независимо от места рождения; принцип «права почвы» (территориальный принцип – jus soli) – определяет гражданство по месту рождения независимо от гражданства родителей; в порядке натурализации (укоренение) – это добровольный акт волеизъявления натурализуемого лица, который выражается как в подаче заявления о натурализации по собственной воле, так и в молчаливом согласии при территориальных изменениях. Однако без согласия государства натурализация невозможна. Односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданину другого государства или апатриду, с точки зрения международного права считаются противоправными. Принудительная натурализация является ничтожной; натурализация на основании закона, которая не основана на личном выборе лица, имеет место как правовое следствие усыновления, установления опеки, признания отцовства, поступления на военную или государственную службу; приобретение гражданства на основании международного договора имеет место при заключении мирных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам: в связи с образованием новых государств в результате объединения двух или нескольких государств в одно (объединение ГДР и ФРГ) или разделения одного государства и образования нескольких (распад СССР).

Информация о работе Гражданство - как правовой институт