Гражданство - как правовой институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: характеристика гражданства как правового института.
Задачи исследования:
- осуществить анализ понятия гражданства Российской Федерации;
- охарактеризовать порядок приобретения и прекращения гражданства
Российской Федерации;
- рассказать о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………С. 2
Глава 1. Общая характеристика гражданства Российской Федерации…...С. 4
1.1. Понятие гражданства Российской Федерации………………………....С. 4
1.2. Порядок приобретения и прекращения гражданства
Российской Федерации……………………………………………………….С. 6
Глава 2. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве
Российской Федерации…………..…………………………………………..С. 18
Заключение……………………………………………………………………С. 26
Список литературы…………………………………………………………...С. 28

Файлы: 1 файл

курсовая Гражданство 1.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

5) имеет отношение  к лицам без гражданства, постоянно  проживающим на территории России или на территории других республик бывшего Союза по состоянию на 1 сентября 1991 года, если до 6 февраля 1993 года они заявили о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

6) касается иностранных  граждан и лиц без гражданства  независимо от места их жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состоял в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

Таким образом, новым является приобретение российского  гражданства в порядке регистрации (ст. 18 Закона). Этот порядок требует  определенных действий со стороны лица, чем отличается от приобретения гражданства  в результате его признания. Но он существенно упрощен по сравнению с порядком приобретения гражданства по другим основаниям и предусматривает представление в органы внутренних дел или – при проживании за пределами России – в консульские учреждения по месту жительства: заявления, некоторых документов и уплаты государственной пошлины в размере 10 процентов от минимального размера оплаты труда (см. п. 8 разд. I, п. 4-6 разд. II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации; п/п 9 п. 6 ст. 4 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине» в редакции от 31 декабря 1995 г.). 
Право приобретения российского гражданства в порядке регистрации Закон о гражданстве также предоставлял в течение года после вступления его в силу, то есть до 6 февраля 1992 г., некоторым категориям лиц без гражданства и иностранных граждан (п. «д», «е» ст. 18). Такое же право в настоящее время имеют лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является российским гражданином, а также те, у кого на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению. Последние могут осуществить это право в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. То же относится к детям бывших российских граждан, родившихся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации (п. «а», «б», «в» ст. 18 Закона).

Следующим распространенным во всем мире способом приобретения гражданства  является прием в гражданство. Прием  гражданства иностранцем по его заявлению называется натурализацией. Натурализацией в силу Закона является такой вид приема в гражданство, который не основан на личном выборе лица. Так, в Италии иностранка, вступив в брак с итальянцем, автоматически приобретает гражданство Италии. Натурализация в силу закона может быть правовым следствием установления опеки, признания отцовства, поступления на государственную или военную службу в определенных государствах. В России заключение или расторжение брака с лицом, не являющимся гражданином РФ, не влечет за собой изменения гражданства одного из супругов.

Гражданство – это устойчивая правовая связь, и по российскому законодательству на него не влияют различные внешние обстоятельства, включая браки. Если россиянки или россияне вступают в брак с иностранцами, это не ведет к изменению их гражданства. 
Разумеется, если супруги того пожелают, им будут разрешено соответственно приобретение российского гражданства или выход из него. Есть международная Конвенция о гражданстве замужней женщины, она призывает государства давать женщине возможность в облегченном порядке приобрести гражданство государства своего супруга. Российский Закон идет дальше: как мы могли уже видеть, гражданство РФ любой из супругов может приобрести в облегченном регистрационном порядке, если второй супруг - гражданин РФ; соответственно и выход из гражданства происходит в порядке регистрации, если один из супругов – гражданин иностранного государства.

Индивидуальная натурализация  осуществляется на основе личного ходатайства  человека о предоставлении ему определенного гражданства. В Российской Федерации такое ходатайство подается на имя Президента РФ, и прием в гражданство оформляется в каждом отдельном случае актом главы государства. Любое дееспособное лицо, достигшее 18 летнего возраста, может ходатайствовать о приеме в российское гражданство, независимо от пола, языка, образования, национальности, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Прием в гражданство – это акция двухсторонняя. Одной стороной выступает лицо, ходатайствующее о предоставлении российского гражданства, другой - государство7. Любое государство не может безразлично относиться к предоставлению гражданства, поэтому Закон «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает случаи, когда прием в гражданство не допускается. Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ для лиц, которые:

а) выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ;

б) состоят в партиях  и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ;

в) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы  за действия, преследуемые по законам  РФ.

В отличие от некоторых  других стран, например США, где круг прав натурализованных граждан несколько  уже, чем у прирожденных, в России гражданство является единым и равным, независимо от оснований его приобретения ( ст.6 Конституции РФ ).

Прием в  гражданство Российской Федерации  осуществляется по ходатайству лица указом Президента Российской Федерации. Ходатайствовать может любое  дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в российском гражданстве (ст. 19 Закона «О гражданстве Российской Федерации»). Закон особо оговаривает, что при этом не играют никакой роли происхождение, социальное положение, расовая или национальная принадлежность, пол, образование, язык, отношение к религии, политические и иные убеждения.

Обычным условием приема в российское гражданство иностранных  граждан и лиц без гражданства  является их постоянное проживание на территории России в общей сложности  пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайством. Для беженцев, признаваемых таковыми Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О беженцах», договором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое.

Закон о гражданстве определяет и перечень обстоятельств, облегчающих прием в российское гражданство, т.е. дающих право на сокращение установленных для проживания сроков вплоть до снятия этих требований (ч. 3 ст. 19). В то же время определены основания отклонения ходатайств о приеме в российское гражданство. Они применяются к тем, кто выступает за насильственное изменение конституционного строя России; состоит в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации; осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по российским законам (ст 16).

Следующим способом приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по каким-то причинам утратило. По Закону «О гражданстве Российской Федерации» на восстановление российского гражданства прежде всего могут претендовать бывшие граждане России, которые были усыновлены иностранцами или над которыми была установлена опека или попечительство иностранными гражданами. К этой же категории относятся молодые люди, гражданство которых изменилось автоматически с гражданством родителей, переехавшими на постоянное место жительства в другое государство. Указанные лица по достижению совершеннолетия с 18 до 23 лет могут восстановить российское гражданство.

Гражданство может  быть возвращено бывшим гражданам России, лишенным гражданства как утратившим его без их свободного волеизъявления. Восстановление гражданства осуществляется по инициативе бывших граждан РФ в упрощенном, регистрационном порядке.

Оптация (выбор гражданства) как  способ приобретения гражданства известна нашему законодательству. Она имеет  место в случаях, когда какая-то территория переходит в соответствии с международным договором от одного государства к другому. Жителям  такой территории обычно предоставляется право выбрать гражданство того или другого государства. Различается позитивная оптация, то есть сохранение прежнего гражданства, и негативная оптация – отказ от бывшего гражданства и получение нового. В ст.12 Закона «О гражданстве Российской Федерации» указывается, что гражданство может быть приобретено по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом. Например, если возникает ситуация, что найден на территории России ребенок (даже если его цвет кожи не соответствует нашему суровому климату), родители которого неизвестны, то он регистрируется в органах ЗАГС как гражданин Российской Федерации, ибо предполагается, что его родители – граждане России.

Гражданство Российской Федерации может быть прекращено:

- вследствие выхода из гражданства;

- вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

- путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;

- по иным основаниям, предусмотренным законом. -проверить!!!

Делами  о гражданстве Российской Федерации ведают следующие государственные органы:

- Президент Российской Федерации;

- Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

- Министерство внутренних дел Российской Федерации;

- Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Порядок рассмотрения вопросов гражданства регулируется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации (в редакции от 27 декабря 1993 г).

Особую  категорию российских граждан составляют вынужденные переселенцы, статус которых, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 20 декабря 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»8.

С институтом гражданства тесно связано правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция Российской Федерации закрепляет важнейший принцип о том, что они пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иностранные граждане обладают всем комплексом личных и социально-экономических прав и свобод. Употребляемый в Конституции термин «каждый» означает, что эти права и свободы распространяются не только на российских граждан, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства. Они не пользуются рядом политических прав и не несут некоторые обязанности, которые Конституция прямо адресует только гражданам Российской Федерации.

Правовое  положение указанной категории  лиц регулируется также российским федеральным законодательством,

Конституционный принцип предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства (ст. 63) получил развитие в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г.

Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее иностранных граждан и  лиц без гражданства регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. с изменениями и дополнениями от 12 ноября 2012 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Закон устанавливает конкретные исчерпывающие основания, при которых въезд в Российскую Федерацию указанной категории лиц может быть не разрешен, ограничен либо не разрешается Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. о реализации отдельных норм этого Закона утверждены положения, конкретизирующие ряд вопросов, связанных с выездом и въездом.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предоставляет такое право лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации и законно находящимся на ее территории, которое осуществляется ими в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В соответствии с этим Законом постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. утверждены Правила регистрации граждан по месту их пребывания и жительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.

 

Полномочными  органами, ведающими делами о гражданстве  Российской Федерации, являются:

1. Президент Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы.

3. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Согласно  Конституции Российской Федерации  Президент Российской Федерации  решает вопросы гражданства и  предоставления политического убежища. Президент Российской Федерации решает вопросы:

- приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;

- восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке;

- выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке;

- отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации утверждает положение  о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Кроме того, президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, а также издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

Информация о работе Гражданство - как правовой институт