Европейский Союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:16, доклад

Описание работы

История официальных отношений между Москвой и Брюсселем насчитывает чуть больше двадцати лет: первым документом, регулирующим отношения сначала Советского Союза, а затем России как его продолжателя и ЕС, стало подписанное 18 декабря 1989 года Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР, с одной стороны, и Европейскими сообществами, с другой.

Файлы: 1 файл

россия ес.docx

— 23.83 Кб (Скачать файл)

История официальных отношений  между Москвой и Брюсселем  насчитывает чуть больше двадцати лет: первым документом, регулирующим отношения  сначала Советского Союза, а затем  России как его продолжателя и  ЕС, стало подписанное 18 декабря 1989 года Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР, с одной стороны, и  Европейскими сообществами, с другой. Тогда речь шла просто о налаживании  сотрудничества. Подписанное четыре с половиной года спустя - 24 июня 1994 года - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве стало существенным продвижением вперед, предусматривая развитие углубленных отношений в политической, торгово-экономической, правовой и гуманитарной областях. Следующим этапным событием в российско-есовских отношениях явилось утверждение на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. концепции формирования четырех общих пространств России и ЕС:

    • Общего экономического пространства,
    • Общего пространства свободы, безопасности и правосудия,
    • Общего пространства внешней безопасности и
    • Общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты.

 

Работа по реализации одобренных на саммите в Москве в мае 2005 г. «дорожных карт» по формированию Общих пространств остается ключевым треком взаимодействия России и ЕС.

На саммите в Лондоне  в октябре 2005 года Россия и Евросоюз заявили о необходимости очередного обновления договорно-правовой базы, объективно переставшей отвечать масштабу задач  формирования Общих пространств  и в целом уже не отражавшей достигнутый уровень сотрудничества.

На следующем саммите  в Сочи в мае 2006 года была достигнута политическая договоренность о начале работы над новым базовым соглашением, призванным наполнить дополнительной конкретикой само понятие стратегического партнерства и создать эффективные механизмы для его реализации. Процесс переговоров по будущему соглашению, запущенный в 2008 г., продолжается. Переговоры по Новому базовому соглашению ведутся в формате четырех рабочих групп по четырем основным разделам будущего документа: по взаимодействию в сфере политдиалога и внешней безопасности; сотрудничеству в сферах свободы, безопасности и правосудия; отраслевому экономическому взаимодействию; сотрудничеству в вопросах науки и техники, культуры, образования, СМИ, спорта и молодежной политики.

Сегодня форматы российско-есовского взаимодействия включают в себя саммитыс участием Президента России, с одной стороны, и Председателей Европейского совета и Еврокомиссии, с другой; встречи в формате «Правительство России - Еврокомиссия»; заседания Постоянного совета партнерства (на уровне министров иностранных дел и по отдельным секторальным вопросам, включая юстицию и внутренние дела, энергетику, транспорт, научные исследования); встречи на уровне политдиректоров; регулярные консультации Постпреда России при ЕС с председателем Комитета по внешней политике и политике безопасности ЕС. Нарастает интенсивность взаимодействия в рамках отраслевых диалогов (по энергетике, транспорту, промышленной политике, информационному обществу, сотрудничеству в области космоса и др.) и экспертных консультаций по отдельным внешнеполитическим вопросам (более 20 раундов ежегодно). На регулярной основе проводятся мероприятия по парламентской линии.

Ближайшие задачи по укреплению стратегического партнерства России и ЕС продиктованы самой логикой  развития отношений с Евросоюзом. Среди них и переход на безвизовый режим, и налаживание более эффективного и ориентированного на результат взаимодействия во внешнеполитической сфере, включая кризисное регулирование2, и начало диалога о сопряжении концепций социально-экономического развития России и ЕС на период до 2020 года.

Особое значение в условиях преодоления последствий глобального  финансово-экономического кризиса  приобретает одобренная на 25-м саммите  Россия-ЕС в Ростове-на-Дону 31 мая - 1 июня 2010 года инициатива об учреждении «Партнерства для модернизации», призванного служить гибкими рамками для продвижения реформ, укрепления экономического роста и повышения конкурентоспособности России и Евросоюза. В число приоритетных областей партнерства входят расширение возможностей для инвестирования в ключевые отрасли, стимулирующие рост и инновации; укрепление и углубление двусторонней торговли и экономического взаимодействия; содействие выравниванию технических регламентов и стандартов; развитие устойчивой низкоуглеродной экономики и энергоэффективности; укрепление взаимодействия в сферах инноваций и исследований; содействие развитию связей между людьми и укрепление диалога с гражданским обществом и предпринимательскими кругами. В ходе 26-го саммита Россия-ЕС в Брюсселе 7 декабря 2010 г. был дан старт реализации Плана действий в рамках «Партнерства для модернизации».

В духе стратегического партнерства  продолжается и уже начатое обсуждение с Евросоюзом двух крупных российских инициатив - о подготовке Договора о европейской безопасности 3и о выработке новой правовой базы международного сотрудничества в сфере энергетики, а также совместного российско-германского предложения об учреждении Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности (Мезебергский меморандум).

 

Евросоюз - крупнейший потребитель  российских энергоресурсов: порядка 63% экспорта нефти и 65% экспорта газа из России приходится на ЕС. В свою очередь  Россия как отдельно взятая страна является крупнейшим внешним поставщиком  нефти, на которого приходится 20% от общего импорта нефти в ЕС или 27% от общего потребления нефти ЕС. Россия обеспечивает 44% от общего объема импорта газа или  около 24% общего потребления газа в  ЕС.

энергетическое сотрудничество нацелено на решение задач «дорожной карты» общего экономического пространства России и ЕС, связанных с устойчивостью, надежностью производства, транспортировки  и потребления энергии, а также  с вопросами энергоэффективности, энергосбережения, развития возобновляемых и альтернативных источников энергии. Следует отметить, что по инициативе руководства Еврокомиссии в 2002–2003 годах неформально прорабатывался вопрос о возможности создания энергетического сообщества Россия–ЕС.

В настоящее время механизм консультаций государственных институтов и бизнеса  осуществляется в рамках трех тематических групп: по энергостратегиям, прогнозам и сценариям; развитию рынков и инфраструктуры; энергоэффективности. Для обеспечения взаимной энергетической безопасности стороны разработали основные элементы «механизма раннего предупреждения» (МРП) о возможных нарушениях функционирования энергетических систем. В ноябре 2009 года был подписан соответствующий меморандум, на базе которого этот механизм совершенствуется.

В связи с истечением срока действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), на развитие энергетических статей которого был нацелен энергодиалог, несколько лет проходят переговоры о новом базовом соглашении о стратегическом сотрудничестве России и ЕС в разных областях, в том числе в энергетической сфере.

1 саммиты проходят дважды в год: традиционно в первом полугодии в России, во втором – согласно практике, установившейся после вступления 1 декабря 2009 года в силу Лиссабонского договора – в Брюсселе (ранее – в стране, председательствовавшей в Совете ЕС).

2 Отношения между Россией и Европейским союзом в военной сфере являются одним из важных направлений работы в рамках «дорожной карты» по общему пространству внешней безопасности.

Впервые вопрос о налаживании  двустороннего диалога в области  безопасности и кризисного регулирования  был поднят на саммите Россия-ЕС в Париже в октябре 2000 года.

3 5 июня 2008 года Президент России выступил с инициативой о разработке Договора о европейской безопасности. Её суть - создать в области военно-политической безопасности в Евро-Атлантике единое, неразделённое пространство, чтобы окончательно разделаться с наследием «холодной войны». С этой целью Дмитрий Медведев предложил закрепить в международном праве принцип неделимости безопасности. Речь идёт о юридическом обязательстве, в соответствии с которым ни одно государство и ни одна международная организация в Евро-Атлантике не могут укреплять свою безопасность за счёт безопасности других стран и организаций.


Информация о работе Европейский Союз