Двойное гражданство и его правовые последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:57, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с вопросами двойного гражданства и некоторыми правовыми последствиями данного явления.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.История формирования права на двойное гражданство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.Отрицательные последствия двойного гражданства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2.1. Дипломатическая защита
2.2. Военная служба
2.3. Вопросы налогообложения
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Файлы: 1 файл

Двойное гражданство и прочЫЯ вешчы.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине

«Международное  публичное право» 

на тему

«Двойное  гражданство и его правовые последствия» 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК

2009 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1.История формирования права на двойное гражданство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2.Отрицательные последствия двойного гражданства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

      2.1. Дипломатическая защита

      2.2. Военная служба

      2.3. Вопросы налогообложения

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       В данной работе рассматриваются вопросы, связанные  с вопросами двойного гражданства и некоторыми правовыми последствиями данного явления.

       Следует отметить, что данные вопросы  широко освещены в доктринальной литературе, учебных пособиях, монографиях, статьях в периодических  изданиях, научных работах и т.п.

       Необходимость  исследования  данной тематики состоит  в том, что активизация интеграционных процессов, происходящих в настоящее время, усиливает интерес к проблемам множественного гражданства. Необходимо подчеркнуть, что данный институт может оказать особое влияние на ход интеграционных процессов.

       Множественное гражданство – это наличие у лица двух или более государств, поэтому термин «множественное гражданство» является более точным, чем широко распространенный термин «двойное гражданство». Оно порождается коллизиями законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве почвы и праве крови).1

       В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета. Согласно этому правилу государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного государства.

       Существует  ряд государств, поощряющих двойное гражданство. Регулируя  и развивая бипатризм, эти государства используют его в различных целях, в том числе для увеличения численности населения, развития и регулирования экономики, в мобилизационных целях.

       Двойное гражданство неизбежно порождает  ряж нежелательных последствий  как для государств, так и для  самих граждан. В качестве отрицательных последствий для государств обычно одним из самых распространенных называют сложность применения права к лицам, обладающим двойным гражданством, как государствами гражданства, так и третьими государствами. Это порождает и ряд других сложных моментов, например, в области контролирования шпионажа. Иногда во множественном гражданстве видят даже и ряд других серьезных угроз для национальной безопасности. Однако некоторые государства, признающие бипатризм, научились и продолжают учиться бороться с подобными угрозами.

       К числу часто упоминаемых негативных последствий для граждан следует отнести недостаточную эффективность дипломатической защиты лиц с множественным гражданством государствами гражданства данного лица и сложности с прохождением службы в вооруженных силах государств, исполнением аналогичных обязанностей.2

       Указанные нежелательные последствия являются основными аргументами, касающиеся необходимости взаимодействия и регулирования множественного гражданства в рамках  двусторонних соглашений либо на международному уровне.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.История формирования права на двойное гражданство

       Исторически множественное гражданство возникло почти одновременно с появлением гражданства. Дарование права гражданства  иностранцу было существенным нарушением национального культа. Вот почему религиозная и политическая ассоциация семей, родов и племен вначале была очень скупой. Смешение культур и народов не могло не привести к образованию множественного гражданства и необходимости его регулирования.4

       Регламентация вопросов множественного гражданства  известна еще Древней Греции. Как правило, под гражданином в Древней Греции признавался человек, наделенный некоторыми неотъемлемыми правами, составлявшими основу его жизнедеятельности, который обычно, переселившись в другой полис, не приобретал статус его гражданина. Предоставление гражданства и отношение к множественному гражданству в полисно разделенной Древней Греции во многом напоминает законодательство отдельных современных государств, в том числе стремящихся соблюсти национальную чистоту. Примечательно, что древним грекам был известен и такой особый вид связи между государствами, как правовой институт эпигамии (право заключения браков между гражданами двух греческих государств, утверждавшееся особым договором). Названный институт на ином уровне должен был решать отдельные проблемы натурализации и бипатризма. Закон об эпигамии 451 г. до н. э. требовал для обеих сторон, вступающих в брак, полных гражданских прав, гарантировав этим полноправный статус лица, поселившегося за пределами своего отечества.5

       Современная систематическая международно-правовая регламентация двуподданства (множественности гражданства), очевидно, начинается с 1868 г. с началом заключения США серии международных договоров, известных как Банкрофтовы договоры. Они получили такое наименование по фамилии посла США в Берлине, считающегося инициатором их заключения. При этом в том же году в США была признана и возможность экспатриации, которая также позволила несколько уменьшить число бипатридов.

       Следует отметить, что причина заключения этих договоров довольно примечательна и интересна. Обратимся к истории этого вопроса. Как известно, к этому времени уже около 90 лет в США приезжали иностранцы, становившиеся впоследствии их гражданами. По некоторым данным, со времени объявления независимости и до 1867 г. "Европа отдает Соединенным Штатам не менее 6,5 миллионов своих эмигрантов", но только после окончания в США Гражданской войны 1861—1865 гг. дипломатическое вмешательство для решения разногласий по вопросам двойного гражданства сменилось договорным закреплением правил об избежании двойного гражданства. Первый договор был заключен с Пруссией. Его необходимость была вызвана тем, что в США также уже давно существовала активная иммиграция прусских подданных, которые при возвращении на родину преследовались по причинам неисполнения ими воинской повинности на своей родине. При этом заслуги иностранцев, поступивших в годы Гражданской войны в ряды армии и флота Соединенных Штатов, наконец-то заставили власти обратиться к срочному решению проблем правового статуса таких лиц, силой оружия и боевого братства подтвердивших свое право на гражданство. Вопреки ожиданию многих американских дипломатов к 1866 г. Пруссия также согласилась не считать своими подданными лиц, натурализовавшихся в США после десятилетнего отсутствия в ней (причем, Бисмарк предлагал сократить этот срок до семи лет), и не привлекать их к ответственности за уклонение от отбытия воинской повинности, если они уехали из Пруссии до достижения семнадцатилетнего возраста. Два года переговоров, проведенных Банкрофтом, завершились заключением 22 февраля 1868 г. договора с недавно образованным Северо-Германским союзом. Договором предусматривалось, что граждане Северо-Германского союза, натурализовавшиеся в США и прожившие в них постоянно пять лет, будут считаться американским гражданами. Натурализованный, возвратившийся на родину и проживший в ней два года может (но не обязан) считаться отказавшимся от полученного им в результате натурализации гражданства.

       Договор 1868 г. явился важным историческим шагом, в том числе в вопросах регламентации бипатризма. Во многих государствах Европы получение гражданства США перестали считать на родине натурализовавшихся правонарушением. Тем самым, наметился более широкий отход от средневековых традиций несменяемости одного подданства. 6

       Вместе  с тем необходимо отметить, что  названную позицию необходимости  уменьшения числа случаев бипатризма и его устранения занимали далеко не все государства. Ряд европейских  стран не признали основных принципов  Банкрофтовых договоров. Франция, Италия, Турция и Россия сначала не считали допустимым приобретение их гражданами и подданными иного гражданства (подданства) без санкционирования государства, что нашло свое отражение в их законодательстве и дипломатической практике.

       На  протяжении первой половины ХХ столетия были предприняты попытки устранить бипатризм решениями дипломатических конференций и международных организаций. Так, в частности, попытка урегулирования проблем, возникающих в связи с двойным гражданством, была предпринята в Гаагской Конвенции 1930 года, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве. Однако ни она, ни ряд иных  принятых конвенций так и не дали значительных результатов в части устранения бипатризма. Он продолжал существовать, оставляя многие проблемы неурегулированными.7

       Кроме того, не дали своего результата и попытки  решить названный вопрос в рамках ООН. Это связано как с различными юридическими проблемами, например, сложностью определения понятия эффективного гражданства или иных вариантов "распределения" бипатридов между государствами, несогласованием ряда механизмов прохождения военной службы и т. п., так и с исключительными проблемами политического характера — отказом многих государств от запрещения бипатризма. Такое решение, в свою очередь, также может служить подтверждением наличия права на множественное гражданство.

       Негативная  позиция по отношению к двойному гражданству была закреплена в Венской  Конвенции 1963, главный тезис которой  – избежание двойного гражданства  как негативного явления в политико-правовой жизни государства.

       Необходимо  упомянуть Европейскую Конвенцию о гражданстве 1997 г., фактически продолжившую поступательное развитие Гаагской Конвенции 1930 г. и создающей новые условия для регулирования множественного гражданства. В Конвенции подчеркивается, среди прочего, что вопросы признания либо непризнания двойного гражданства должны разрешаться самим государством.8

       Для постижения сути того правового феномена, который обычно именуют двойным  гражданством (множественным гражданством), необходимо несколько слов сказать о причинах его возникновения. Как правило, множественное гражданство возникает из-за неурегулированности вопросов гражданства. Среди конкретных причин возникновения состояния двугражданства обычно называют следующие. "Первая — через рождение, когда государство места рождения признает гражданство по принципу jus soli (права почвы) и государство, к которому принадлежит один из родителей, предоставляет свое гражданство по принципу jus sanguinis (права крови). Вторая — через заключение брака, когда государство жены сохраняет ей гражданство, а государство мужа предоставляет ей гражданство. Третья — через эмиграцию, когда иммигрант приобретает новое гражданство, не теряя при этом старого".9

       Множественное гражданство зачастую возникает при недостаточно урегулированных территориальных цессиях — переходах части территории от одного государства к другому (обмене территориями) и осуществляемых при этом трансфертах (приобретении гражданства помимо желания) или при обычно не содержащих права оптации, одновременном притязании государств на какого-либо человека при создании, изменении и появлении новых правовых актов, что также иногда происходит при образовании новых государств. Эта проблема, например, до сих пор не урегулирована в странах, входивших в состав СССР, и ряде других. Также способствуют росту бипатризма массовые перемещения лиц и репатриации.

       Известны  случаи возникновения бипатризма и  на основании несогласованных действий властей в различных частях формально  единого государства, фактически разделенного на два и более (Китай — Тайвань, Молдова — Приднестровье, Кипр, ранее — ЮАР, Эфиопия). 10

       Несмотря  на все многообразие причин возникновения  бипатризма, представляется, что одной  из наиболее распространенных причин возникновения множественного гражданства является несогласованность действий государств при регулировании своего гражданства, проистекающих из их суверенитета и принципа равенства. Именно это чаще всего и приводит к правовым коллизиям и, очевидно, породило такую точку зрения, что бипатризм "возникает только в силу норм национального законодательства различных государств".11 

2.Отрицательные последствия двойного гражданства

2.1. Дипломатическая защита

Информация о работе Двойное гражданство и его правовые последствия