Движение за независимость Курдистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Если евреям повезло, что их интересы на какой-то момент совпали с интересами Советского Союза и Соединенных Штатов и было создано государство Израиль, то курдам повезло меньше. Хотя проблема была та же, и решить ее было проще, чем в случае с Израилем, поскольку курдское население в своем большинстве продолжало жить на территории исторического Курдистана. Но территория эта оказалась в центре борьбы за выживание и самоопределение народов, а если без высоких слов, то, по сути, это борьба за нефть, воду, энергетические ресурсы. Богатые природные ресурсы, находящиеся на территории Курдистана, и внутренние интересы стран, на чьей территории находится Курдистан (Сирия, Ирак, Турция, Иран), не способствовали решению курдской проблемы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2-4
1 История курдов с древнейших времен до XIX века……………………………5-10
2 Культура и искусство курдов…………………………………………………..10-13
2.1 Религиозные взгляды курдов ……………………………………………………10
2.2 Обряды и игры курдов………………………………………………………...10-12
2.3 Культура курдов……………………………………………………………….12-13
3 Этапы борьбы за независимость………………14-21
4 Современное состояние курдов…………21-22
5 Право народов на самоопределение в международном праве и положение иракских курдов…………………………………………………………….22-24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………25-26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………27-28

Файлы: 1 файл

сама работа.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2-4

1 История курдов с древнейших времен до XIX века……………………………5-10

2 Культура и искусство курдов…………………………………………………..10-13

2.1 Религиозные взгляды курдов ……………………………………………………10

2.2 Обряды и игры курдов………………………………………………………...10-12

2.3 Культура курдов……………………………………………………………….12-13

3 Этапы борьбы за независимость………………14-21

4 Современное состояние курдов…………21-22

5 Право народов на самоопределение в международном праве и положение иракских курдов…………………………………………………………….22-24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………25-26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………27-28

 

ВВЕДЕНИЕ

Если евреям повезло, что их интересы на какой-то момент совпали с интересами Советского Союза и Соединенных Штатов и  было создано государство Израиль, то курдам повезло меньше. Хотя проблема была та же, и решить ее было проще, чем в случае с Израилем, поскольку курдское население в своем большинстве продолжало жить на территории исторического Курдистана. Но территория эта оказалась в центре борьбы за выживание и самоопределение народов, а если без высоких слов, то, по сути, это борьба за нефть, воду, энергетические ресурсы. Богатые природные ресурсы, находящиеся на территории Курдистана, и внутренние интересы стран, на чьей территории находится Курдистан (Сирия, Ирак, Турция, Иран), не способствовали решению курдской проблемы.

К тому же курдское национальное движение было и остается разобщенным, многочисленные курдские партии выясняют отношения между собой, да и мировое  сообщество, в свою очередь, не заинтересовано в создании независимого курдского государства. Сейчас речь уже не идет о создании единого курдского государства, курды претендуют лишь на создание автономий внутри тех четырех стран, где они исторически проживают.

Ситуация в каждой из четырех частей Курдистана различна. В Иране ведутся локально радио- и телепередачи на курдском языке, существует возможность издавать литературу на курдском языке, но у курдов нет права быть представленными в иранском парламенте, хотя такую возможность имеют иранские армяне, ассирийцы и евреи.

В Сирии также отрицают как существование самой курдской проблемы, так и право курдов на самоопределение. Хотя Дамаск умело  использует курдов в решении проблем  своих взаимоотношений с соседями – Турцией и Ираком.

Курдские же партии продолжают соперничество между собой. Патриотический союз Курдистана (ПСК) и Демократическая партия Курдистана (ДПК) делят между собой влияние в Иракском Курдистане.

Рабочая партия Курдистана (РПК), то есть турецкие курды, обвиняет эти партии в реализации своих узких "феодальных" интересов за счет интересов народа в целом. Представители РПК утверждают, что временное благополучие иракских курдов зависит лишь от помощи западных государств, которые не дают правительству страны, как это уже не раз бывало, полностью уничтожить видимость курдской автономии.

Разумеется, что в этих обвинениях есть доля правды, без защиты западных государств курдский анклав в Ираке не смог бы существовать, а тем более процветать. РПК  же взяло на себя защиту интересов  курдов не по территориальному, а по общественному признаку. В свою очередь, другие курдские партии оспаривают право РПК быть рупором курдского народа – хотя влияние этой партии, особенно среди турецких и сирийских курдов, заложило основы общенационального курдского движения. Однако партизанская борьба РПК на территории Турции также не привела к реализации идеи национальной автономии. А после ареста турками ее лидера Абдуллы Оджалана позиции РПК пошатнулись.

Многочисленные курдские партии призывают к помощи и Россию, поскольку этот регион входит в зону наших геостратегических интересов.

Научная значимость темы определяется тем, что на сегодняшний день одной из острых проблем на Ближнем и Среднем Востоке является вопрос о предоставлении самоуправления (частичного или полного) районам компактного проживания курдов в этнографическом Курдистане, разделенном в годы первой мировой войны между четырьмя странами региона - Турцией, Ираком, Сирией и Ираном.

Актуальность данной работы определяется тем, что курдская проблема представляется слишком заметным и важным геополитическим фактором, чтобы ее не стремились использовать в своих интересах многие страны - как региональные, так и не относящиеся географически к ближневосточному региону. Важным фактором, определяющим повышенное внимание Запада к курдской проблеме, являются экономические интересы, возможность под предлогом защиты курдов вплотную приблизиться к нефтяным богатствам Ирака.

В связи с этим в данной работе поставлены следующие цели и задачи в данной работе:

1. Рассмотреть культуру и искусство курдского народа. Какова степень самосознания курдов? Существует ли единая идея и цель, которая бы сближала курдов не только в культурном и религиозном планах, но и в политическом?

2. Определить степень  национальной консолидации курдов. Рассмотреть историю развития и становления этого народа. Рассмотреть этапы борьбы курдов за независимость.

3. Рассмотреть правовые  основы и возможность создания  независимого курдского государства. 

В данной работе использовались труды таких отечественных и зарубежных исследователей данной проблемы как Хаки Длер Исмаил, М.А. Гасратян, А.А. Исаев, Ш.Х. Мгои, М.С. Лазарев, О.И. Жигалина, В. Никитин, В. Данилов, Г. Шахбазян, Б. Расул, Ш. Ашири, Н.З. Мосаки. Помимо этих трудов в работе были использованы периодические издания "Азия и Африка сегодня", "Восток=Oriens", "Этносфера" и Интернет ресурсы с сайтов http://world.ng.ru и http://www.kurdistan.ru.

 

1 История курдов с древнейших времен до XIX века

Курды - это один из древнейших народов Передней Азии. Они утверждают, что являются потомками Ноя. Их этногенез и история изучены недостаточно. На протяжении трех тысячелетий они сохранили свою культуру и язык, хотя никогда не объединялись под единым правительством.

Курды - изначально "потаенный", скрытный народа, имеющий не менее десятка названий: гуран, бабан, джелали, джаф, милан, зилан, заза, мукри, езиди, али-илахи, шамсики – это прозвища одного народа.

История курдов читается как захватывающий приключенческий  роман. Первое упоминание — в клинописи  в одном ряду с хеттами, сузийцами и аккадцами. Но где теперь хетты? Хетты так и остались в клинописи, а курды – числом не менее сорока миллионов — по-прежнему на устах человечества.

О выдающихся особенностях курдов впервые поведал миру греческий  историк Ксенофонт. В своем пространном сочинении "Анабазис", повествующем о нелегком возвращении из Малой Азии десяти тысяч греков, он упоминает о "кардухах" (гордианах), которые были особенно настойчивы в преследовании греческой колонны. Географы Страбон и Птолемей описали "страну Кордуэну", по всем признакам напоминающую очертания современного Курдистана.

По жестокой логике истории  курды должны были погибнуть, слиться, ассимилироваться, как это произошло  с десятками других, не менее древних  народов. Однако этого не произошло. Так, в Ш веке до н.э. после распада государства Селевкидов возникло Парфянское царство — то самое, что столь удачно воевало с Римом. Если же внимательно изучить историю парфян, то окажется, что важнейшую часть этого общества составляли знатные курдские династии, которые рекрутировали в парфянское войско своих бесстрашных воинов.

То же положение сохранилось  и при Сасанидах (226-651 гг.), когда  самостоятельные курдские династии – Базикани, Дайамй, Химдани, не смешиваясь с персами, играли ключевую роль в государстве.

С 30-х годов VII века курды вместе с другими народами Западной Азии подверглись массированной арабо-мусулъманской экспансии, которая круто изменила их историческую судьбу. Тогдашний Курдистан был целиком включен в состав арабских халифатов, а сами курды в своем подавляющем большинстве исламизированы. Тем самым для них надолго и прочно оказался перекрытым путь к самостоятельному национальному и государственному развитию. Однако в отличие от многих народов Западной Азии и Северной Африки, покоренных и исламизированных арабами, курды не были ассимилированы завоевателями и сохранили этническую самобытность, а стало быть, и способность к дальнейшему этно-национальному развитию. И это несмотря на то, что они обитали в непосредственной близости от главных центров арабских халифатов Дамаска и Багдада.

В успешном сопротивлении  ассимиляции важную роль сыграли  иноязычие курдов (курдский язык, принадлежащий  к западно-иранской группе, показал  завидную стойкость и жизнеспособность перед лицом приоритетного во всех отношениях арабского языка) и их географическая среда обитания (родные горы и тогда, и во все последующие времена, служили надежным убежищем для народа, помогая сопротивляться поработителям). Организующим фактором освободительной борьбы служила сложившаяся к тому времени мощная военно-племенная система, характеризовавшая социальный строй курдского общества и оказавшая сильнейшее воздействие на формирование типично курдского менталитета.

Столкновение с арабами  – это переломный момент в их национальной истории. Последствия этого события до сих пор сказываются на взаимоотношениях курдов как с исламским, так и с остальным миром. Курды приняли ислам суннитского толка, но своеобразно интерпретировали его, разбавив многочисленными доисламскими обрядами и обычаями. Впрочем, последствия этого сказались много позднее. Первоначально же курды весьма содействовали арабским завоеваниям и внесли решающий вклад в отражении крестовых походов, следствием чего стало создание курдом Салахад-Дином (Саладином) мощной династии Эйюбидов (1169 — 1250).

Период феодальной раздробленности, через который прошли большинство  цивилизованных народов мира, курды  пережили в особо неблагоприятных  условиях. Бесконечные междоусобные войны, кроме этого, волны опустошительных тюрко-монгольских нашествий, неоднократно захлестывавшие Западную Азию в период с XI по XV века. Всё это не только причиняло неисчислимые людские потери и наносило громадный материальный урон, но и делало существование только что возникавших курдских политических сообществ эфемерным и непродолжительным, создавало непреодолимые преграды для становления сколько-нибудь прочной курдской государственности. Большинство курдских эмиратов были недолговечными раннефеодальными племенными объединениями, и поэтому ни один из них не мог стать центром национально-государственной консолидации курдов.

Эту задачу не ставили  перед собой даже знаменитые владетельные дома Курдистана, основавшие свои династии. Население их владений было весьма разнородно, курды иногда не составляли и относительного большинства. Более или менее курдскими по этническому составу можно считать владения династии Хасанвайхидов (959-1015) в Юго-Восточном Курдистане и Марванидов (983-1085) в Юго-Западном. Однако "курдизм" этих и некоторых других полусуверенных или даже фактически суверенных (на короткое время) эмиратов выражался только в происхождении династий и в наличии, наряду с другими этносами, курдского населения. Никакой политической идеи насчет курдского национального государства, хотя бы на части территории расселения курдов, не возникало.

Тем более это относится  к тем династиям, которые правили  в некурдских по преимуществу землях, как например Шаддадиды в Закавказье (XI-ХП века) и Эйюбиды, покорившие почти  весь Арабский Восток (с 1169 года до середины ХШ века, а в Юго-Восточной Анатолии - до середины XV века).

Один из самых знаменитых курдов в мировой истории Салахаддин Эйюби (Саладин), прославившийся победами над крестоносцами и освобождением  Иерусалима, происходил из племени  раванд (равади) конфедерации хазбани. Этот герой мусульманского мира был, однако, основателем не курдской, а арабской империи, непосредственно правил в Египте и Сирии, а его войско состояло главным образом из тюрков, но было в нем немало и курдов, как и среди непосредственного окружения султана.

Дальнейший ход исторических событий в Западной Азии был столь же неблагоприятен для осуществления векового стремления курдского народа к самостоятельному государственному развитию. Опустошительный вал монгольских нашествий в ХШ веке и завоевательных походов Тимура в XIV и начале XV века привел не только к невиданному прежде разрушению производительных сил и поголовному террору против мирного населения, но и к новой перекройке политической географии региона. Она продолжалась и в послетимуровский период, во время господства там тюркских династий Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу (XV - начало XVI века). Спасаясь от полного истребления, курды укрывались в родных горах, что, с одной стороны, способствовало их сохранению как этноса, с другой, определенной изоляции от социально-экономического и культурного прогресса, консервации пережиточных родо-племенных отношений и соответствующих им экстенсивных форм хозяйственной деятельности.

В начале XVI века вся Западная Азия была поделена между новой великой  державой - Османской империей и сефевидским Ираном, оплотом шиизма в мусульманском мире. В 1514 году часть Курдистана вошла в состав Османской империи. С этого момента и до нынешних времен продолжается многовековое курдско-турецкое противостояния. Большая часть Курдистана (Северный, Западный и Южный) досталась туркам, меньшая (Восточная) - персам. Казалось, наступило долгожданное успокоение, благоприятствующее национально-государственному развитию курдского общества, несмотря на раздел страны.

Однако, этого не произошло. Напротив, турецко-иранская граница, она же линия раздела Курдистана, стала границей войны, и все последующие четыре века курдской истории не дали курдам ни свободы, ни независимости. И на этот раз исторические обстоятельства обернулись против них. Уже при Аббасе I (1587-1628) начинает проводиться политика «выживания» курдов. Наиболее непокорные курдские семьи выселяли в иранский Хорасан, используя в качестве заслона от нападений туркмен и узбеков.

Информация о работе Движение за независимость Курдистана