Анализ мирных договоров 1947 г. в Европе и Сан-францисского договора 1951 г. с точки зрения современного международного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

На пороге XXI в. мировое сообщество столкнулось с огромным количеством конфронтаций которые, к сожалению, не остались в прошлом веке. Несмотря на огромные усилия правительств, направленные на мирное урегулирование конфликтов, первое десятилетие XXI века были ознаменовано противоречиями международного масштаба, повлекшими за собой колоссальные человеческие и материальные потери.

Содержание работы

Введение 3
1. Краткий обзор содержания парижских мирных договоров 1947 г. 4
2. Краткий обзор Сан-францисского мирного договора 1951 г. 7
3. Характеристика современного международного положения 9
4. Анализ парижских и Сан-Францисского мирных договоров 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

kontra.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

 

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Дисциплина: Международное право

 

 

Вариант  125

Тема: Анализ мирных договоров 1947 г. в Европе и Сан-Францисского договора 1951 г. с точки зрения современного международного положения.

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка факультета юриспруденции 

заочной формы обучения

1542 учебной группы

Добронравова  Леокадия Александровна

Зачетная книжка № 125/1542/ЗФО

 

 

 

 

 

 

 

Санкт - Петербург

2010

 

Содержание

 

 

Введение

 

На пороге XXI в. мировое сообщество столкнулось с огромным количеством конфронтаций которые, к сожалению, не остались в прошлом веке. Несмотря на огромные усилия правительств, направленные на мирное урегулирование конфликтов, первое десятилетие XXI века были ознаменовано противоречиями международного масштаба, повлекшими за собой колоссальные человеческие и материальные потери.

Наибольшее политическое осложнение получают конфликты, основанные на притязаниях соседних государств на какую-либо территорию по этническим соображениям, а так же военные интервенции коалиции западных стран в мусульманские страны Африки и Ближнего Востока.

II Мировая война развязанная гитлеровской Германией и ее союзниками, а так же опыт решения послевоенных вопросов, имеют огромное значение в международном праве. Так, например, участниками всех мирных договоров в Париже были Украинская и Белорусская ССР. После 1991 г. Этот, казалось бы, малозначительное обстоятельство, упростило правительствам независимых Украины и Белоруссии договорно-правовое оформление их границ с сопредельными государствами.

Освещение вопроса «Анализ мирных договоров 1947 г. в Европе и Сан-Францисского договора 1951 г. с точки зрения современного международного положения» предполагает изложение краткого обзора содержания международных договоров II мировой войны, и освящения главных особенности современного международного положения. На основе этого материала была сделана попытка оценить Парижские мирные договоры по тем последствиям, которые имели место в последующие 60 лет развития международного права. Кроме того проведено сравнение опыта решения военных конфликтов последнего десятилетия с мирными договорами II мировой войны.

 

1. Краткий обзор содержания парижских мирных договоров 1947 г.

 

Эти договора подписаны  в Париже 10 февраля 1947 государствами — победителями во Второй мировой войне 1939—1945, с одной стороны, и бывшими союзниками фашистской Германии в Европе — Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией — с другой. Проекты договоров в соответствии с решениями Потсдамской конференции 1945  были подготовлены в ходе работы 1-й сессии Совета министров иностранных дел, совещания министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в Москве (декабрь 1945), совещания заместителей министров иностранных дел в Лондоне (февраль — апрель 1946), 2-й сессии Совета министров иностранных дел (апрель — июль 1946, Париж) и рассмотрены на Парижской мирной конференции 1946. Вступили в силу 15 сентября 1947. Договор с каждым из пяти государств подписан теми государствами-победителями, которые находились с ним в состоянии войны.1

Парижские мирные договоры 1947 построены по одному типу. Они  состоят из Преамбулы и постановлений: территориального, политического, военного, экономического, о репарациях и реституциях. Заключительные постановления касаются выполнения и толкования договора, порядка его ратификации и вступления в силу. В приложениях к каждому договору содержатся разъяснения по некоторым важным вопросам к статьям договора и специальные положения, относящиеся к промышленной, литературной и художественной собственности, контрактам, заключённым до войны, срокам давности и др. Договоры с Болгарией, Венгрией и Румынией содержат также специальные положения, относящиеся к Дунаю (статус Дуная окончательно был определён на конференции в Белграде в июле — августе 1948). Все Парижские мирные договора, кроме мирного договора с Финляндией (которая не была оккупирована), имеют постановления о сроках вывода союзных войск.

Мирный договор с  Италией подписан СССР, Великобританией, США, Китаем, Францией, Австралией, Бельгией, БССР, Бразилией, Грецией, Индией, Канадой, Нидерландами, Новой Зеландией, Польшей, УССР, Чехословакией, Эфиопией, Южно-Африканским  Союзом (с 1961 ЮАР) и Югославией. Договор изменил границы между Италией и Югославией в пользу последней: к Югославии отошли полуостров Истрия и часть Юлийской Крайны, г. Фиуме (Риека), коммуна Зара с прилегающими островами, остров Пелагоза с прилегающими островами. Триест был превращен в так называемую Свободную территорию (позднее, по итало-югославскому соглашению от 5 октября 1954, Триест и зона с населением около 290 тыс. чел. были переданы под управление Италии, а зона с населением около 70 тыс. чел.— под управление Югославии). К Греции отошли Додеканесские острова. Франко-итальянская граница была изменена в пользу Франции на четырёх участках (перевал Малый Сен-Бернар, плато Мон-Сени, Мон-Табор-Шабертон и небольшие участки в верховьях рек Тине, Везубия и Ройя). Италия отказалась от Сомали, Эритреи, Ливии, признала независимость и суверенитет Албании и Эфиопии.

Договор обязал Италию предоставить всем гражданам основные свободы (свободу  слова, печати, религиозного культа, политических убеждений и публичных выступлений), не разрешать возрождения фашистских организаций, обеспечить задержание и предание суду военных преступников, а также граждан союзных и соединённых держав, сотрудничавших с врагом во время войны.

Постановления о вооруженных  силах предусматривают сокращение численности итальянских военно-морских сил до 25 тыс. чел. (Италия сохраняла 2 линейных корабля, 4 крейсера, 4 эсминца, 16 миноносцев, 20 корветов и др.; иметь авианосцы, подводные лодки и торпедные катера Италии запрещено), армии — до 250 тыс., чел. (при этом не разрешается иметь более 200 тяжёлых и средних танков) и военно-воздушных сил — до 25 тыс. чел. (военно-воздушные силы были ограничены: 200 истребительных и разведывательных самолётов и 150 транспортных и др. самолётов). Италия обязывалась не производить и не испытывать любые виды атомного оружия, самодвижущиеся и управляемые снаряды (за исключением торпед), орудия, способные вести огонь на дистанцию свыше 30 км, морские мины и торпеды неконтактного типа, действующие от чувствительных механизмов, и др.

Договор определил размеры репараций, которые Италия обязывалась выплатить Советскому Союзу (100 млн. долларов), Албании (5 млн. долларов), Эфиопии (25 млн. долларов), Греции (105 млн. долларов), Югославии (125 млн. долларов). Претензии др. стран удовлетворялись за счёт итальянских активов, находящихся в пределах их юрисдикции.2

Мирный договор с  Финляндией подписан СССР, Великобританией, Австралией, БССР, Индией, Канадой, Новой  Зеландией, УССР, Чехословакией и  Южно-Африканским Союзом. Договор  устанавливает границы Финляндии по состоянию на 1 января 1941; подтверждает возвращение Финляндией Советскому Союзу области Петсамо (Печенга), уступленной Финляндии Советским государством по мирным договорам от 14 октября 1920 и от 12 марта 1940; подтверждает предоставление Финляндией Советскому Союзу сроком на 50 лет территории в районе Порккала-Удд для создания советской военно-морской базы с ежегодной уплатой Советским Союзом 5 млн. финских марок (в 1955 СССР досрочно отказался от своих прав на аренду Порккала-Удд); закрепляет демилитаризацию Аландских островов. Договор ограничивает размер вооруженных сил и вооружений Финляндии (численность армии — 34400 чел., личного состава военно-морского флота — 4500 чел.; общий тоннаж военного флота — 10 тыс. т, состав военно-воздушных сил — 60 самолётов с общей численностью личного состава 3 тыс. чел.). Финляндия обязалась возместить убытки, нанесённые Советскому Союзу (300 млн. долларов), и возвратить ценности, вывезенные с советской территории.3

Мирные договоры с  Болгарией4, Венгрией5, Румынией6 подписаны СССР, Великобританией, США, Австралией, БССР, Чехословакией, Индией, Новой Зеландией, УССР, Южно-Африканским Союзом, а также Канадой (с Румынией и Венгрией), Грецией (с Болгарией), Югославией (с Болгарией и Венгрией). Договоры установили границы Болгарии по состоянию на 1 января 1941, границы Венгрии с Австрией, Югославией и Румынией по состоянию на 1 января 1938 (решения Венских арбитражей 1938 и 1940 (См. Венские арбитражи 1938 и 1940) объявлены несуществующими); граница между Венгрией и Чехословакией была незначительно изменена в пользу Чехословакии в районе Братиславы. Границы Румынии устанавливались по состоянию на 1 января 1941, за исключением румыно-венгерской границы, которая была восстановлена по состоянию на 1 января 1938 (эта граница менялась в соответствии с решениями Венского арбитража 1940).

Политические постановления  договоров совпадают в основном с соответствующими постановлениями  мирного договора с Италией (роспуск  фашистских организаций, восстановление демократия, свобод и т.д.). Военные постановления договоров регулируют вопросы о составе вооруженных сил этих государств. Договоры установили объём репараций, выплачиваемых Болгарией, Венгрией и Румынией. Болгария обязалась выплачивать репарации Югославии и Греции, Венгрия — Советскому Союзу, Чехословакии и Югославии, Румыния — Советскому Союзу. Было признано право подвергшихся агрессии стран на реституцию имущества, вывезенного с их территории, а также — право Советского Союза на все германские активы в Болгарии, Венгрии и Румынии (позже Советский Союз, содействуя экономическому развитию Болгарии, Венгрии и Румынии, отказался от значительной части компенсаций за нанесённый ему ущерб).7

 

2. Краткий обзор Сан-францисского  мирного договора 1951 г.

 

Мирный договор с Японией подписан 8 сентября 1951 на конференции в Сан-Франциско 49 государствами. Договор был подготовлен, вопреки Потсдамской декларации 1945 и ряду союзнических соглашений, правительствами США и Англии без привлечения других участвовавших в войне с Японией держав. Китай, Монголия и Северный Вьетнам не получили приглашения на конференцию. Индия и Бирма отказались в ней участвовать.

Договор состоит из 7 глав (27 статей): мир, территория, безопасность, политические и экономические постановления, претензии и собственность, разрешение споров, заключительные постановления.

Советская делегация предложила поправки, а также 8 новых статей.

    • признание Японией суверенитета КНР над Маньчжурией, а также Тайванем и рядом других островных территорий;
    • признание суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами;
    • признание суверенитета Японии над островами Рюкю, Бонин и другими островами;
    • вывод вооруженных сил союзных держав из Японии в течение 90 дней после подписания договора;
    • справедливое решение проблемы репараций;
    • демократизация политической и общественной жизни Японии и гарантии против возрождения японского милитаризма.

Однако председательствовавший на конференции американский представитель  Д. Ачесон отказался поставить на обсуждение поправки и предложения СССР, заявив, что конференция предназначена только для подписания договора.

Ввиду серьезных недостатков Сан-Франциского мирного договора представители СССР, Польши и Чехословакии отказались его подписать. Договор также не был подписан не представленными на конференции Бирмой, ДРВ, Индией, КНДР, КНР и МНР.8

с 1945 года Япония претендует на острова в южной части Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и  Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат  о торговле и границах 1855 года. Возвращение  этих островов Токио поставил условием заключения мирного договора с Россией, который по окончании Второй мировой войны так и не был подписан. Позиция Москвы состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и что российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.

Многолетний спор России и Японии о территориальной принадлежности островов южной Курильской гряды  в очередной раз обострился после  поездки 1 ноября 2010 года президента РФ Дмитрия Медведева на Кунашир. Японское правительство резко отреагировало на посещение президентом России острова.

Надежды России на то, что двусторонний конфликт по поводу территориальной принадлежности Курильских островов будет легче разрешить на фоне солидарности и поддержки, которую Токио получает после ударившего по стране стихийного бедствия, рухнули. «Трагическая ситуация, в которой оказалась Япония из-за разрушительного землетрясения и цунами не повлияет на решение территориального спора. Это совсем другая тема», - заявил посол Японии в Москве Масахару Коно, которого цитирует «Интерфакс». Ранее представители российского внешнеполитического ведомства выразили надежду, что стихия поможет приглушить территориальный спор и сблизить Токио и Москву так же, как теракт 11 сентября сблизил Россию с США или авиакатастрофа под Смоленском - Россию с Польшей.

 

3. Характеристика современного  международного положения

 

Современное международное  положение характеризуется рядом  особенностей. Первая особенность заключается в радикальных изменениях в мире и ряде влиятельных государств, вызвавших нестабильность международных отношений на глобальном, региональном и субрегиональном уровнях.

Во-первых, эта нестабильность стала следствием разрушения прежней  системы мироустройства, созданной после Второй мировой войны, когда противостояние двух гигантов - США и СССР - фактически являлось главной осью, вокруг которой вращалась вся международная жизнь.

Информация о работе Анализ мирных договоров 1947 г. в Европе и Сан-францисского договора 1951 г. с точки зрения современного международного положения