Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:44, научная работа

Описание работы

Международное транспортное право
Правовое регулирование международных морских перевозок
Правовое регулирование международных авиационных перевозок
Правовое регулирование международных автомобильных перевозок
Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.
Правовое регулирование международных комбинированных перевозок

Файлы: 1 файл

Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права.docx

— 113.40 Кб (Скачать файл)

- уведомление о том, что если  пассажир совершает поездку, при  которой место назначения или  остановка находятся не в стране  отправления, то к такой перевозке  применяются нормы Варшавской конвенции и эта Конвенция в большинстве случаев ограничивает ответственность перевозчика в случае смерти или причинения ущерба здоровью лица, а также при утере или повреждении багажа (п.1 ст.3).

Авиабилет является свидетельством заключения договора перевозки пассажира и  его условий. Отсутствие, неправильное оформление или утеря авиабилета не влияют ни на существование, ни на действительность договора перевозки. Однако если с согласия перевозчика пассажир принят на борт воздушного судна без выдачи ему  авиабилета или если билет не содержит уведомления, предусмотренного подп."в" п.1 ст.3, то перевозчик не имеет права ссылаться на предел его имущественной ответственности, упомянутый в ст.22 Конвенции (п.2 ст.3).

Воздушная перевозка багажа. При  перевозке зарегистрированного  багажа должна выдаваться багажная квитанция, которая, не будучи включенной в авиабилет, соответствующий положениям ст.3, должна содержать:

- указание места отправления  и места назначения;

- если место отправления и  место назначения находятся на  территории одного и того же  государства - участника Конвенции,  а одна или несколько предусмотренных  остановок находятся на территории  любого другого государства, указание  по крайней мере одной такой  остановки;

- уведомление о том, что если  совершается перевозка, при которой  место назначения или остановка  находятся не в стране отправления,  то к такой перевозке применяются  нормы Варшавской конвенции и эта Конвенция в большинстве случаев ограничивает ответственность перевозчика в случае утери или повреждения багажа (п.1 ст.4). Багажная квитанция является свидетельством о регистрации багажа и заключения договора перевозки багажа. Отсутствие, неправильное оформление или утеря багажной квитанции не влияют ни на существование, ни на действительность договора перевозки. Однако если перевозчик примет на себя попечение о багаже без выдачи багажной квитанции или если багажная квитанция не содержит уведомления, предусмотренного подп."в" п.1 ст.4, то перевозчик не имеет права ссылаться на предел его имущественной ответственности, упомянутый в ст. Конвенции (п.2 ст.4).

Центральное место в Варшавской конвенции отведено вопросам ограничения ответственности воздушного перевозчика за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, а также за ущерб, повлекший за собой утрату или повреждение багажа и груза. Перевозчик отвечает за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, если несчастный случай, повлекший ущерб, произошел на борту воздушного судна или во время операций по посадке и высадке (ст.17). Перевозчик отвечает за ущерб, причиненный в случае уничтожения, утраты либо повреждения зарегистрированного багажа или груза, если ущерб причинен во время воздушной перевозки.

Воздушная перевозка охватывает период времени, в течение которого багаж  или груз находятся под охраной  перевозчика, независимо от того, имеет  ли это место на аэродроме, на борту воздушного судна или в каком-либо ином месте в случае посадки вне аэродрома. Период времени воздушной перевозки не включает в себя никакой земной, морской или речной перевозки, осуществленной вне аэродрома. Однако если подобная перевозка осуществляется во исполнение договора воздушной перевозки в целях погрузки, сдачи или выгрузки, всякий ущерб считается вытекающим из вредоносного события, происшедшего во время воздушной перевозки (ст.18).

Перевозчик несет ответственность  за ущерб, происшедший вследствие опоздания  при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза (ст.19). Перевозчик не несет ответственности, если докажет, что им или его агентами были приняты  все необходимые меры для избежания причинения ущерба; что принятие таких мер было объективно невозможным; что причинение ущерба было вызвано виновными действиями или упущениями потерпевшего лица (ст.20 и 21).

Конвенция устанавливает следующие  пределы имущественной ответственности  воздушного перевозчика (ст.22):

- при перевозке пассажиров ответственность  перевозчика в отношении жизни  и здоровья каждого пассажира  ограничивается суммой в 250 тыс.  франков Пуанкаре. В случае особого  соглашения между перевозчиком  и пассажиром может быть установлен  и более высокий предел ответственности;

- при перевозке зарегистрированного  багажа или груза ответственность  перевозчика ограничивается суммой  в 250 франков Пуанкаре за 1 кг  веса брутто утраченного или  поврежденного багажа либо груза.  В случае объявления пассажиром  или грузоотправителем в момент  передачи перевозчику багажа  или груза его стоимости перевозчик  отвечает в пределах объявленной  суммы, если не докажет, что  эта сумма превышает реальную  стоимость перевозимых объектов;

- применительно к ручной клади  (предметов, оставляемых пассажиром  при себе) ответственность перевозчика  ограничивается суммой в 5 тыс.  франков Пуанкаре в отношении  каждого пассажира.

В случае утери, повреждения или  задержки в доставке части зарегистрированного  багажа или груза, а также какого-либо предмета, входящего в их состав, вес, который должен приниматься  во внимание при определении суммы  имущественной ответственности  перевозчика, должен быть общим весом  указанного места или мест. Однако когда утеря, повреждение или задержка в доставке зарегистрированного багажа или груза, а также какого-либо предмета, входящего в их состав, сказывается на стоимости других мест, включенных в ту же багажную квитанцию или в тот же воздушно-перевозочный документ, то общий вес такого места или мест должен также приниматься во внимание при определении предела ответственности перевозчика. Любая оговорка, включенная в договор перевозки и имеющая целью исключить или ограничить предел ответственности авиаперевозчика, предусмотренный в Конвенции, является недействительной и тем самым не порождает никаких правовых последствий. Однако недействительность такой оговорки не влечет за собой недействительности договора авиаперевозки (ст.23). Вместе с тем пределы ответственности перевозчика не будут применяться, если будет доказано, что ущерб причинен в результате действий и упущений перевозчика или его агентов, совершенных намеренно или неосторожно, с тем, однако, что перевозчик или его агент сознавали возможность причинения ущерба в результате таких действий или упущений (ст.25).

Получение багажа или груза без  заявления претензии предполагает их доставку в надлежащем состоянии  и согласно условиям перевозочного  документа. В случае причинения ущерба грузополучатель или получатель багажа должны заявить перевозчику  претензию немедленно после обнаружения  ущерба, но не позднее 7 дней со дня получения  багажа и 14 со дня получения груза. При обоснованной задержке в предъявлении претензии срок ее предъявления продлевается, но ни при каких условиях он не должен превышать 21 день с момент выдачи груза  или багажа получателю. Претензия  выражается в форме записи, включаемой в перевозочный документ или в  форме иного письменного документа, составленного в предусмотренный  Конвенцией срок. Незаявление претензии к перевозчику лишает получателя груза или багажа права предъявить иск к перевозчику в дальнейшем (ст.26).

Споры, вытекающие из договоров международной  воздушной перевозки грузов, пассажиров и багажа, подлежат рассмотрению в  судах государств-участников Варшавской конвенции 1929 г. по месту жительства перевозчика; по месту нахождения главного управленческого органа перевозчика; по месту нахождения предприятия перевозчика, посредством которого был заключен договор перевозки, или по месту назначения перевозки (ст.28). Срок исковой давности для возбуждения гражданского судопроизводства составляет 2 года с момента прибытия воздушного судна в место назначения (ст.29).

В случаях перевозок, совершаемых  несколькими последовательными  перевозчиками, каждый перевозчик подпадает  под действие норм Конвенции в  качестве стороны по договору перевозки, поскольку этот договор имеет  отношение к части перевозки, совершаемой под его контролем. В случае причинения ущерба жизни  и здоровью пассажира иск может  быть предъявлен только к тому перевозчику, который осуществлял часть перевозки  во время причинения ущерба, если только первый перевозчик не принял на себя ответственность за всю перевозку в целом. Если речь идет о причинении ущерба багажу или грузу, то отправитель имеет право предъявить иск к первому перевозчику, а получатель - к последнему. Кроме того, и тот, и другой могут предъявить иск к перевозчику, совершавшему часть перевозки, во время которой произошла утеря, повреждение или задержка в доставке либо порча багажа или груза. В этом случае все указанные перевозчики несут солидарную ответственность перед отправителем и получателем (ст.30).

Гватемальский протокол 1971 г. вводит ответственность воздушного перевозчика  за причинение вреда жизни и здоровью пассажира независимо от вины (ответственность  исключается, если вред вызван состоянием здоровья пассажира или его виной) и повышает предел ответственности  перевозчика перед пассажиром в  шесть раз по сравнению с Гаагским протоколом (до 1500 тыс. франков Пуанкаре). Предусмотрено последующее увеличение этого лимита через каждые пять лет примерно на 10 %. Ответственность за несохранность багажа возлагается на перевозчика независимо от его вины и исключается, когда она - результат внешних свойств багажа или вины потерпевшего. Для случаев ответственности за просрочку доставки пассажира введен особый предел ответственности авиаперевозчика - 62,5 тыс. франков Пуанкаре на пассажира.

Монреальские протоколы 1975 г. допускают при оформлении перевозок применение электронно-вычислительных устройств, а также устанавливают ответственность авиаперевозчика в случае несохранности груза независимо от его вины. Ответственность исключается, если перевозчик докажет, что уничтожение, утеря, повреждение или задержка в доставке груза произошли в результате присущего грузу дефекта качества или неправильной упаковки, акта войны или вооруженного конфликта, принятия акта органом государственной власти, связанного с ввозом, вывозом или транзитом груза. Пределы ответственности авиаперевозчика выражены в СДР и составляют за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, 100 тыс. СДР (Протокол N 4); за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза - 17 СДР (протоколы N 1, 3 и 4).

Гвадалахарская конвенция 1961 г., в которой участвует Россия как преемница СССР (ратифицирована в 1983 г.: Ведомости ВС СССР, 1983, N 34, ст.521), распространила действие Варшавской конвенции 1929 г. и Гаагского протокола 1955 г. на международные перевозки, выполняемые фактическим перевозчиком (а не перевозчиком по договору). Согласно нормам Конвенции как перевозчик по договору, так и фактический перевозчик подпадают под действие правил Варшавской конвенции: первый из них - в отношении всей перевозки, предусмотренной в договоре, второй же - лишь в отношении той перевозки, которую он осуществляет (ст. II). Действия или бездействие фактического перевозчика при исполнении своих обязанностей, относящихся к перевозке, считаются действиями или бездействием и перевозчика по договору. Действия или бездействие перевозчика по договору при исполнении своих обязанностей, относящихся к перевозке, считаются действиями или бездействием и фактического перевозчика (ст. III). Всякий иск об ответственности, относящийся к перевозке, осуществляемой фактическим перевозчиком, может по выбору истца быть возбужден либо против этого перевозчика, либо против перевозчика по договору, либо против обоих совместно или в отдельности (ст. VII).

Монреальская конвенция ИКАО 1999 г. (Московский журнал международного права, 2001, N 1, с.314-339. Текст Конвенции сопровождает пояснительная записка профессора Ю. Н. Малеева) применяется при всякой международной перевозке пассажиров, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна, а также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна авиатранспортным предприятием. Международной перевозкой называется всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника, при условии, что согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является государством-участником. Перевозка без подобной остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одного и того же государства-участника, не рассматривается в смысле Конвенции как международная (п.1 и 2 ст.1). Конвенция распространяется на перевозки, совершаемые государством или другими юридическими лицами публичного права. Применение Конвенции к перевозке почтовых отправлений ограничено случаями отношений между перевозчиками и почтовыми администрациями (п.1 и 2 ст.2).

При перевозке пассажиров выдается индивидуальный или групповой перевозочный документ, содержащий:

- указание пунктов отправления  и назначения;

- если пункты отправления и  назначения находятся на территории  одного и того же государства-участника,  а одна или несколько предусмотренных  остановок находятся на территории  другого государства, указание  по крайней мере одной такой  остановки.

Перевозчик предоставляет пассажиру  багажную идентификационную бирку  на каждое место зарегистрированного  багажа (п.1 и 3 ст.3). При перевозке  груза выдается авиагрузовая накладная. Вместо авиагрузовой накладной могут использоваться любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящей перевозке. Если используются такие другие средства, перевозчик по просьбе отправителя выдает ему квитанцию на груз, позволяющую опознать его и получить доступ к информации, содержащейся в записи, сохраняемой такими другими средствами (ст.4). Авиагрузовая накладная или квитанция на груз содержит (ст.5):

- указание пунктов отправления  и назначения;

- если пункты отправления и  назначения находятся на территории  одного и того же государства-участника,  а одна или несколько предусмотренных  остановок находятся на территории  другого государства, указание  по крайней мере одной такой  остановки;

- указание веса отправки.

Авиагрузовая накладная составляется отправителем в трех подлинных экземплярах. Первый экземпляр имеет пометку "для перевозчика" и подписывается  отправителем. Второй экземпляр имеет  пометку "для получателя" и  подписывается отправителем и перевозчиком. Третий экземпляр подписывается  перевозчиком, который передает его  отправителю по принятии груза. Подписи  перевозчика и отправителя могут  быть напечатаны или проставлены  штемпелем (п.1 и 3 ст.7). Авиагрузовая накладная  или квитанция на груз, до доказательства противного, являются свидетельством заключения договора, принятия груза  и условий перевозки, указанных  в них (п.1 ст.11).

Отправитель имеет право, при условии  выполнения всех обязательств, вытекающих из договора перевозки, распоряжаться  грузом, забирая его в аэропорту  отправления или назначения, задерживая его в ходе перевозки в любом  пункте посадки, давая указания о  выдаче его в пункте назначения или  в ходе перевозки иному лицу, чем  первоначально указанному получателю, или требуя возвращения груза  в аэропорт отправления. Отправитель не должен использовать право распоряжения грузом в ущерб перевозчику или другим отправителям и обязан возместить все расходы, вытекающие из применения этого права (п.1 ст.12). Право отправителя прекращается в момент, когда согласно ст.13 возникает право получателя. Однако если получатель отказывается принять груз или с ним невозможно связаться, отправитель снова приобретает свое право распоряжения грузом (п.4 ст.12).

Информация о работе Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права