Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 09:34, реферат

Описание работы

Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов и имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Законодательство о защите прав потребителей………………..……………..4
Безопасность товаров (работа, услуги) …………………………………..…...7
Срок службы(годности). Гарантийный срок ………………………………..11
Последствия продаж товаров с недостатками ……………………………...14
Список литературы (правовые источники)

Файлы: 1 файл

Защита прав потребителей.docx

— 36.59 Кб (Скачать файл)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»


 

 

ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА

 

 

Кафедра сварочного производства

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Правоведение»

Специальность 150202.65 «Оборудование и технология сварочного производства»

 

на тему «Защита прав потребителей»

Выполнил студент гр. ЗК9251

__________ А.В.Перевертайло

Проверил(а)  

__________

_________________________

          (зачтено/ не зачтено)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Владивосток

2013 г.

Содержание

 

      Введение…………………………………………………………………………….3  

  1. Законодательство о защите прав потребителей………………..……………..4
  2. Безопасность товаров (работа, услуги) …………………………………..…...7 
  3. Срок службы(годности). Гарантийный срок ………………………………..11    
  4. Последствия продаж товаров с недостатками ……………………………...14  

      Список  литературы (правовые источники)

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Закон о  защите прав потребителей один  из первых рыночных законов и имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что   все   действовавшее   ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы   ведомственными   нормативными актами и практически не действовали.  Теперь закон значительно повысил ответственность производителей продавцов и исполнителей за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установить для них ряд новых обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Законодательство о защите прав потребителей

 

      Закон об охране прав потребителей появился во многих   западноевропейских странах еще в 70-е годы.  Монополизация производства   торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.

      Основным  нормативным актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ “О защите прав потребителей” введённый в действие 7 апреля 1992 года.

      Закон регулирует отношения, возникающие   между   потребителями   и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ и оказания услуг, то есть в области в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.

      Закон не  содержит каких-либо общих критериев разграничения компетенции по регулированию упомянутых отношений между РФ и республиками в ее составе.

      Закон не  распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей -  физических лиц (граждан), если   они   используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для предпринимательской деятельности.

      Под личными  бытовыми нуждами следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия непосредственного приобретателя, прежде всего члены семьи.

      Под предпринимателями  понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке как предприятия, организации или учреждения, т.  е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности их имущества.

      Одним из  важнейших   прав потребителя является право на получение товаров, результатов   работ   и   услуг, соответствующих   обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям а также информации о продукции (ст. 4 Закона).

       Гражданский кодекс РСФСР (ст.  245 Гек) устанавливает, что качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым требованиям.

       Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и   Законе, некоторые различия все же есть.

      1. Закон  в отличие от ГК не первое место поставил не договор, а обязательное требование стандартов.

      Законом  РФ от 28 мая 1992г.  ” О поставках продукции и товаров для государственных нужд” установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая   по   государственным   контрактам, должна   соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о   требованиях   к   качеству   товаров, поставляемых   не   для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и “Закона о защите прав потребителей”.

      В законе  РФ “О поставках продукции  и товаров для государственных  нужд” зафиксированы два критерия: обязательные требования   ГОСТ   и   условия договора. Два других критерия (обычные требования, информация о товаре) также должны учитываться при определении качества товара, поставляемых для государственных нужд с цель   дальнейшей   реализации   населению.   Один принципиальный момент зафиксированный Законом от 28 мая 1992г.:   для определения требований к качеству продукции   может   применяться   лишь нормативная документация установленная законодательством.  Правовая форма этих документов приобретает существенное значение, поскольку она связана с компетенцией соответствующего органа.

      2. ГК отсылает  обычно предъявляемым требованиям  в тех случаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены (существенное условие).

      Закон предал   обычно   предъявляемым   требованиям   самостоятельное значение, независящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве.

      3. Закон  дополнительно ввел новый критерий - информация о продукции -критерий качества.

      Специфическим правом потребителя в сфере торгового   обслуживания является право на обмен товаров ненадлежащего качества. Оно действует лишь в области торгового обслуживания и не применимо к отношениям, возникающим в других сферах оказания услуг.

      Согласно  Закону (ст.23) обмену подлежат не все доброкачественные товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и республик в составе РФ.

       Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного, может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен.

 Потребитель может  осуществить свое право на  обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При несогласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Безопасность товаров (работ, услуг).

 

      Введённый в действие на территории РФ законы “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”, “О защите прав потребителей” ужесточают требования   к   качеству   и   безопасности    производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг.

      Указанные  законы предусматривают обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан, в том числе при их импорте в РФ.

      Закон “О защите прав   потребителей” (ст.5)   устанавливает   что потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имущества.   В   целях   обеспечения   упомянутого   права   в    стандартах устанавливаются обязательные требования которые должны это обеспечивать.

      Безопасность должна обеспечиваться при разработке и изготовлении товаров, путем обеспечения возможности   его   ремонта   и   технического обслуживания. Ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил несет изготовитель (исполнитель).  Это обстоятельство важно, поскольку   распределение   обязанностей   между   государственными органами, исполнителями (изготовителями) и   продавцом   может   иметь существенное значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том случае, если специальные правила   не   были   разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безопасности.

      Закон требует  не только довести до сведения потребителя специальные правила использования, транспортировки, хранения и утилизации   товаров результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного срока), необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в случае не выполнения этих действий.  Предупреждение должно быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для предоставления потребителю информации о   продукции.   В   случае, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствии со статьей 12 Закона.

      Каждый  из органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные ему полномочия в закрепленной области или по определенной группе товаров (работ, услуг) в соответствии со своей   компетенцией, установленные законодательством.

      Длительное время существовала практика, когда все требования по безопасности, утвержденные    специальными    контролирующими    органами, переносились в государственный стандарт на соответствующую продукцию (или на них делалась ссылка), который утверждался Госстандартом.  Определенный шаг в этом направлении   сделан   Положением   о   Госстандарте   России, утвержденным постановлением правительства России   от   25.12.95г.   Этим документом установлено, что разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации между Госстандартом   России   и   другими   центральными   органами    федерально исполнительной власти регулируются   положениями   об   этих   органах   и соглашениями между ними и Госстандартом России.

      Закон “О  защите прав потребителей” не ограничивается установлением порядка и формы правового регулирования требований к безопасности товаров (работ, услуг). Одновременно устанавливается порядок проверки соответствия изготовленной продукции упомянутым требованиям, а также меры, направленные на предотвращение поступления опасной продукции   к   потребителю.   Для указанной цели   предусматривается   введение   обязательной   сертификации продукции на соответствие требованиям безопасности.

      На сертифицированные товары   в   установленном   порядке   выдается сертификат. Номенклатуру товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, согласно Закону определяет Госстандарт России.

      Продукция  прошедшая сертификацию и выпускаемая предприятиями может оказаться   фактически   не   соответствующей   установленным    требованиям безопасности. На этот случай Закон предусматривает: если установлено, что при использовании, транспортировке или хранении товаров (результатов работ) с соблюдением установленных правил они причиняют или могут причинить вред - принять меры по изъятию их из оборота, приостановить их производство.

      Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителей (исполнителя) и продавцов в случае выпуска   продукции   с   нарушением требований к безопасности. Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем   установлены   эти   факты   и   обстоятельства.

Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т.  е.   до   устранения   нарушений производственного происхождения или других недостатков.

      Законом  установлено, что за нарушение требований по безопасности товаров (работ, услуг) предусмотренных п.5 ст.5, а также за необоснованную выдачу сертификата ответственность определяется п.2 ст.41 Закона (до 3-х должностных окладов на руководителей и органов сертификации).

       Изготовитель обязан:

  • Обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными         требованиями к ее качеству;
  • Представить продукцию на сертификацию;
  • Разработать специальные правила использования продукции;
  • Установить срок службы (годности) продукции;
  • Обеспечить разработку и доведение до потребителя   необходимой         информации;
  • В установленных случаях приостановить производство и реализацию         продукции либо снять ее с производства, принять меры по изъятию из         оборота и у потребителей опасной продукции;
  • В установленных случаях возместить в полном объеме причиненный         ущерб;

Информация о работе Защита прав потребителей