Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

С изобретением денег как эквивалента производимым товарам появляются две стороны, одна из которых должна передать товар, а другая уплатить цену. Это приводило к тому, что продавец был лучше защищен, в отличие от покупателя он мог удостовериться в подлинности денег, правильности взвешивания передаваемого товара и т.д., покупатель мог обнаружить недостатки лишь спустя какое-то время.

Файлы: 1 файл

Арутюнян.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)
  1. История развития потребительских отношений за рубежом

История развития института защиты прав потребителя берет начало в  древности – в период перехода от натурального хозяйства к промышленному.

В этот период начали заключаться  сделки, направленные на удовлетворение собственных потребностей. Это явилось движущейся силой развития экономики и права как неотъемлемых элементов цивилизации. В дальнейшем начинается развиваться стадия обмена, когда каждая из сторон одновременно выступала и продавцом и покупателем.

С изобретением денег как эквивалента  производимым товарам появляются две  стороны, одна из которых должна передать товар, а другая уплатить цену. Это  приводило к тому, что продавец был лучше защищен, в отличие  от покупателя он мог удостовериться в подлинности денег, правильности взвешивания передаваемого товара и т.д., покупатель мог обнаружить недостатки лишь спустя какое-то время.

Тогда стали разрабатываться нормы, направленные на защиту прав потребителей и регулировавшие лишь некоторые  виды сделок.

В источниках древнерусского права создавались не общие правила защиты прав потребителей, а нормы, регулирующие продажу какого-нибудь конкретного товара. Одним из способов защиты прав покупателя при продаже некачественного ему товара было возвращение сторон  в исходное положение:

Покупатель был обязан возвратить вещь, продавец - возвратить деньги. Ответственность  продавца наступала лишь тогда, когда  он обещал отсутствие недостатков проданной  вещи, а на самом деле недостатки присутствовали.

Развитие взаимоотношений потребителя и продавца сопровождалось законодательными актами на протяжении всей истории человечества.

Нормы, защищающие права потребителей, были определены в сводах томов еще  с древнейших времен.

В Индии законы 200 г. До н.э. содержали  нормы, запрещающие продажу некачественных продуктов, особенно масла и зерна.

В Англии законы 1202 г. Запрещали продажу  некачественного хлеба, а также  хлеба весом меньше установленного.

Отношения между потребителями  и продавцами регулировались также  обычаями. В истории человечества на протяжении длительного времени основным способом торговли являлся публичный рынок, где нормы регулирования естественным образом дополняли стихийно сложившиеся традиции.

Таким образом, первые законодательные  акты закрепляли обычаи, сложившиеся  на рынке. Некоторые из этих традиций живы до сих пор.

Однако с расширением рынка (географически  и по числу продаваемых товаров), а также с появлением новых  форм производства и торговли, для  которых старые обычаи оказались  непригодны, неравноправие потребителя и продавца усилилось. Оно могло быть преодолено только при помощи формальных законодательных норм.

До начала ХХ в. в большинстве  стран нормы, затрагивающие взаимоотношения  потребителей и продавцов, были интегрированы  в общегражданское, административное и торговое законодательство. С начала века стали появляться специальные законы, регулирующие отдельные потребительские вопросы. Так в США в 1906 г.  Были приняты законы о продовольствии и лекарствах и об инспекции мяса, во Франции 1905 г.- закон об обманах и фальсификации в области торговли при оказании услуг, в Дании в 1906 г. – закон о договоре купли-продажи, в Греции 1926г. – о запрещении торговли по системе «пирамиды» и т.п.

Развитие движения в  защиту прав потребителей можно разделить на три этапа.

Первый этап приходит на начало ХХ в., когда появились первые законодательные акты в защиту населения от обмана производителей и торговых корпораций.

Второй этап – на конец 20-х начало 30-хгг., он связан с взвинчиванием цен на товары производителями.

Третий этап начался в 60-ые гг., когда президент США Джон Кеннеди заложил основы потребительской политики в своем специальном Послании о защите прав потребителей (1962г).

В этом послании Конгрессу США он выделил четыре основных правила:

1. Право на безопасность товаров и услуг – на защиту в случае продажи товаров, опасных для жизни и здоровья.

2. Право на информацию

3.  Право на выбор - иметь  по возможности доступ к разным  товарам и услугам по конкурентоспособным  ценам.

4.  Право быть  услышанным - быть уверенным, что  интересы потребителей будут полностью и благожелательно учтены при разработке политики правительства, а их жалобы будут своевременно рассмотрены административными органами. Позднее эти права были дополнены правом на потребительскую грамотность и правом на здоровую окружающую среду.

Однако с расширением  рынка старые законы переставали  в достаточной мере защищать права потребителей.

 

  1. Понятие потребителя, изготовителя, исполнителя, продавца в законе "О защите прав потребителей".

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, потребитель должен обладать следующей совокупностью юридических признаков:

- физическое  лицо,

- имеющий намерение  заказать или приобрести либо  заказывающий, приобретающий или  использующий товары (работы, услуги),

-  эти товары  работы, услуги приобретаются, заказываются или используются исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

К существенным недостаткам товара, работы или услуги закон относит:

- неустранимый недостаток,

- или недостаток, который не  может быть устранен без несоразмерных  затрат времени, 

- или выявляется неоднократно,

- или проявляется вновь после  его устранения,

- или другие подобные недостатки.

На практике к таким недостаткам  могут относиться, например, не закрывающаяся дверка холодильника или неисправный агрегат в двигателе мотоцикла.

Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

При этом под безопасностью понимается как собственно неопасность товара, так и защита его опасных свойств или компонентов от воздействия на потребителя, окружающих его третьих лиц и на окружающую среду в целом.

При этом под опасностью понимается не опасность вообще, а опасность, связанная с его использованием, хранением, транспортировкой и утилизацией при обычных условиях использования.

Что касается работы или услуги, то, так как ее выполняет конкретное лицо или лица, то безопасной она будет считаться как в случаях непосредственного действия исполнителя, то есть не должно проявлять себя при ее выполнении или оказании, так и впоследствии. Только тогда работа или услуга может считаться безопасной.

 

  1. Институт защиты прав потребителей в российском законодательстве XIX – начала XX вв. и в советский период.

В российском законодательстве XIX - начала XX вв. институт защиты прав потребителей входил в систему норм, регулирующих договор купли-продажи. Продавец нес ответственность за продажу вещи, если она не соответствовала той цели, ради которой приобреталась, а также за ее качество: требовалось, чтобы "качества проданной вещи были средние, не выше и не ниже обычных". Основным способом защиты потребителя было расторжение договора купли-продажи и возврат сторон в состояние, в котором они находились до заключения договора. На покупателя возлагалась обязанность возвращения вещи со всеми ее приращениями за время от передачи, а на продавца возлагалась обязанность возвращения полученной суммы денег и возмещения покупателю вреда, какой мог быть ему причинен не осуществившимся расчетом.

Дальнейшее развитие законодательства в области защиты прав потребителей в период с 30-х по 50-е гг. XX в. происходило по пути создания подзаконных актов, регулирующих правила торговли, контроля, а также требования к качеству товаров народного потребления.

В советский период институт защиты прав потребителя претерпел некоторые изменения, которые были связаны с изменениями всего права. В этот период наряду с общими нормативными актами, какими являлись Гражданский кодекс, Основы гражданского законодательства, был издан целый ряд подзаконных актов, которые регулировали продажу отдельных видов товаров, правила торговли и т. д. Но единого законодательного акта, регулирующего защиту прав потребителей, принято не было.

В 60-е гг. институт защиты потребителей получил дальнейшее развитие с принятием Основ гражданского законодательства СССР и соответствующих гражданских кодексов союзных республик.

В этот период начало уделяться большое  внимание договору купли-продажи. В связи с этим было принято большое количество норм, которые составляли основу института защиты прав потребителя. Они были созданы на базе Основ и Гражданского кодекса, а также содержались в различных Правилах и Инструкциях.

В СССР правовое регулирование отношений в области  прав потребителей по удовлетворению материальных потребностей осуществлялось нормами гражданского законодательства. Права, обязанности и ответственность субъектов этих отношений отражались в договорах и регулировались Гражданским кодексом 1964 года.

22 сентября 1991 года  Комитет Конституционного надзора  признал нормативные акты министерств и ведомств, касающиеся защиты прав потребителей, незаконными и не обеспечивающими реальной защиты прав потребителя.

Таким образом, в  советский период развития права  были заложены основы начала института  защиты прав потребителя, были сформулированы и действовали многие правовые нормы. Однако в этот период не был выработан единый базовый документ, который бы регулировал данные правоотношения, - правовое регулирование осуществлялось огромным количеством подзаконных актов.

Действовавшее законодательство того периода не вполне соответствовало и нормам международного права. Проявлялось это прежде всего в том, что не все права, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Кроме того, отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей. Между тем необходимость создания такой системы уже диктовалась с конца 80-х - начала 90-х гг. прежде всего переходом изготовителей товаров народного потребления, сферы торговли и обслуживания населения к рыночным отношениям.


Информация о работе Защита прав потребителей