Закон как источник конституционного права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования конституционного права как отрасли права Российской Федерации.
Предмет исследования нормативные правовые акты, регулирующие отношения конституционного характера.
Цель курсовой работы - комплексное структурно-логическое исследование основных источников конституционного права России как отрасли права.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды основных источников конституционного права Российской федерации.
2. Международные правовые акты – источники конституционного права России.
3. Федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного права России.
4. нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источники конституционного права России.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 51.68 Кб (Скачать файл)

Исключительно редко в системе источников российского конституционного права встречается конституционно-правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения основных субъектов конституционного права, нигде в официальных изданиях не записываемые в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые. Он имеет устный характер. Так в настоящее время сложился обычай при назначении Советом Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации учитывать согласие уже действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации по представленной кандидатуре.

Исходя их вышеизложенного определяем, что:

1. Источники конституционного  права – это факторы, на основе  которых формируется данное право, и осуществляется правовое регулирование  отношений конституционного характера.

2. Юридическими источниками  конституционного права являются  нормативные правовые акты, посредством  которых устанавливаются и получают  юридическую силу конституционно-правовые  нормы.

3. Существует особый порядок  не только принятия нормативных

правовых актов, но и их отмены, изменения и признания утратившими силу. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.

4. Нормативные правовые  акты, являющиеся источниками конституционного  права, многообразны и делятся  на виды.

5. Закрепление конституционно-правовой  нормы в нормативном правовом  акте подчинено объективным реалиям  и сложившимся на данный момент  общественным отношениям, что придает  норме высокий уровень юридической  значимости.

6. Закрепление конституционно-правовой  нормы в законе зависит от  размера территории, на которую  распространяется данная норма, от установленного порядка разграничения  компетенции органов, принимающих  конституционно-правовые нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ – ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ.

 

В последнее время идея о верховенстве международного права по отношению к национальному законотворчеству все больше проникает в конституционное нормотворчество демократических правовых государств. Именно международные правовые нормы определяют основные права и свободы человека.

Ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В Конституции Российской Федерации закреплены правила о том, что первое - общепризнанные нормы и второе - принципы международного права являются частью национальной правовой системы, тем самым становятся еще одним источником конституционного права.

1.Под общепризнанными  нормами в международной практике  понимаются нормы, которые «признаны  достаточно представительным большинством  государств. Форма их существования  – международный обычай и международный  договор.

2.Принципы носят универсальный  характер, поскольку составляют  фундамент мирового правопорядка. Они охватывают как традиционные, так и новые области международных  отношений, определяя направленность  и характер международно-правового  регулирования в целом. Отсылка  к международным договорам и  общепризнанным нормам международного  права содержится и в ряде  других конституционных статей. Так, гл.2 "Права и свободы человека  и гражданина" открывается положением  о том, что в Российской Федерации  признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина  согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права  и в соответствии с настоящей  Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.17). В этой же главе отсылка  к международным содержится также  в ст.62 и ст.63, регламентирующих вопросы гражданства и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В Российской Федерации вопросы договорной деятельности наряду с нормами международного права регламентируются специальным законом «О международных договорах Российской Федерации». Под международным договором, являющимся источником конституционного права, понимается соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), либо с международной организацией в письменной форме, регулируемое международным правом. Ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона.

Приоритет международных норм действует только в отношении обычных законов, а не конституционных норм. Органы государства и должностные лица не вправе заключать договоры, противоречащие Конституции Российской Федерации. Если же такой договор заключен, то действуют конституционные нормы, иначе это было бы равнозначно отказу от государственного суверенитета.

Среди межгосударственных договоров, имеющих важное значение для российской конституционной практики в силу признания их Конституцией Российской Федерации частью российской правовой системы, можно назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод[3], соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, договор о создании Союзного государства (России и Беларуси) и др.

Как уже говорилось выше о видах источников конституционного права как отрасли права, существуют также и «внутри федеральные» договоры. К группе внутригосударственных относятся Федеративный договор1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае несоответствия Конституции Российской Федерации Федеративного договора действуют опять же нормы Конституции Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, определяем:

1.Признание – ратификация  Российской Федерации международных  договоров означает принятие  российским законодательством международной  правовой нормы в качестве  источника конституционного права.

2.Такие юридические факты, как ратификация, выполнение, прекращение  и приостановление действия международных  договоров, закрепленные в виде  нормативных правовых актов также  являются источниками конституционного  права как отрасли права.

3.К числу источников  конституционного права относятся  правовые акты, принимаемые Содружеством  Независимых Государств, одним из  членов которого является Российская  Федерация, а также Договор о  создании Союзного государства  Российской Федерации и Республики  Беларусь и акты других объединений  части государств СНГ и Российской  Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ.

 

Все источники конституционного права различаются по юридической силе, которая определяется в зависимости от того, каким органом издана.

В данном разделе мы рассмотрим виды нормативных правовых актов общефедерального значения, поделенные на две группы:

I. Группа – законодательные акты Российской Федерации:

1. Конституция Российской  Федерации.

2. Федеральные конституционные  законы.

3. Федеральные законы  и законы Российской Федерации, законы РСФСР.

II. Группа – подзаконные  акты Российской Федерации:

1. Указы и распоряжения  Президента Российской Федерации.

2. Постановления и распоряжения  Правительства Российской Федерации.

3. Распоряжения, инструкции, приказы и другие нормативные  правовые акты законодательной, исполнительной и судебной власти  на общефедеральном уровне.

III. Группа – судебные  решения.

Конституция как источник конституционного права имеет первостепенное значение. Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г.

Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Осуществление конституционных норм в качестве источника конституционного права протекает в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является неактивное поведение, т. е. он не совершает действий, запрещенных Конституцией Российской Федерации). "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации).

Исполнение конституционных норм (в отличие от соблюдения) предполагает активную деятельность субъектов, требуемую нормами Конституции Российской Федерации и направленную на достижение выдвинутых ею задач и целей: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации); "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы" (ст. 57 Конституции Российской Федерации). В ней установлены три способа исполнения:

1. Все субъекты права  обязаны точно и единообразно  исполнять Конституцию Российской  Федерации и законы Российской  Федерации

2. Государство обязано  исполнять международные договоры  Российской Федерации

3. Граждане обязаны исполнять  свои конституционные обязанности

Использование связано с процессом реализации конституционных прав и свобод, т.е. субъект своими действиями осуществляет предоставленные ему права данным источником. "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации" (ч.2 ст.27 Конституции Российской Федерации); "Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения" (ч.3 ст. 35 Конституции Российской Федерации).

Применение конституционных норм в качестве основного источника конституционного права предполагает властное вмешательство государства, его органов и других субъектов в реализацию непосредственно Конституции Российской Федерации. Выделяют три способа применения конституционных норм[4]:

1. Обособленное от других, самостоятельное применение субъектами  норм Конституции Российской  Федерации

2. Применение норм Конституции  Российской Федерации совместно  с иными нормами права

3. Использование конституционных  норм для мотивировки судебных  актов и толкования других  правовых норм.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации и служащие также источниками конституционного права.

Второй вид источников конституционного права, имеющих особое значение в системе федеральных нормативных правовых актов, составляют федеральные конституционные законы. Согласно ст. 108 Конституции Российской Федерации они обладают следующими специфическими (присущими только им) чертами:

1. Развивают и дополняют  Конституцию Российской Федерации

2. Принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией  Российской Федерации

3. Обладают большей юридической  силой, чем обычный закон

4. Подготавливаются в  особом сложном порядке

5. Не могут быть отклонены  Президентом Российской Федерации.

По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам").

На сегодняшний день у нас действуют 22 федеральных конституционных закона. Таким образом, законодатель реализовал свою обязанность принять предусмотренные Конституцией федеральные конституционные законы только наполовину. Действуют федеральные конституционные законы “О референдуме Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”, “О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации”, “О Правительстве Российской Федерации”, “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” и другие ФКЗ. Таким образом, остаются не урегулированными правом важнейшие конституционно-правовые отношения, касающиеся символов власти, устройства Федерации, статуса органов государственной власти, порядка пересмотра Конституции, непосредственно затрагивающие положение человека в государстве.

Информация о работе Закон как источник конституционного права Российской Федерации