Налоговое право Российской Федерации, его источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение правоотношений, возникающих при налогообложении, а также изучение субъектов налогообложения.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 49.55 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Финансы как экономическая  категория существуют наряду с такими «неправовыми» понятиями, как «прибыль»  «стоимость», «деньги». В праве же эти категории не имеют самостоятельного значения и используются только для  обозначения предмета правового  регулирования. Поэтому все определения  «финансов», предлагаемые юридической  наукой, одинаково правомерны, и  споры об их истинности носят в  основном теоретический характер. Государственные  финансы имеют богатую историю. Одним из главных признаков государства  теория права называет наличие единой денежной системы и сбор налогов, т.е. формирование государственных  денежных фондов, которые являются не чем иным, как государственными финансами.

Развитие финансов тесно  связано с товарно-денежными отношениями. Именно в денежной форме происходит формирование национального дохода и его распределение. Но финансы  охватывают далеко не все виды денежных отношений. Они касаются только формирования денежных фондов государства (включая  его субъекты). В Российской Федерации  в качестве субъектов выступают  республики, края, области, другие территориальные  образования, а также государственные  предприятия, учреждения, организации. Организации иных форм собственности  также принимают активное участие  в создании государственных денежных фондов, например, уплачивая налоги и другие обязательные платежи и  сборы. Таким образом, финансы —  это система экономических отношений  по созданию, распределению и использованию  денежных фондов государства, его территориальных  подразделений, предприятий, учреждений, организаций,

создаваемых для обеспечения  функций и задач названных  субъектов.

В ситуации интенсивного развития права наука финансового права  должна еще раз оценить преимущества и недостатки налогообложения как  такового, а также - проанализировать место налогообложения в системе  финансового права. Положительный  же результат оценки теоретической  и догматической конструкции налогообложения в финансовом праве должен дать повод для корректировки законодательства этой подотрасли.

Налогообложение является одной  из старейших финансово-правовых подотраслей, в которой сконцентрированы множество  основополагающих правовых идей - налоговые  правоотношения (их содержание, виды, объект), характеристика субъектов налогообложения, правовое положение налоговых представителей и т.п.

 Целью настоящей работы  является изучение правоотношений, возникающих при налогообложении, а также изучение субъектов налогообложения.

 Объектом исследования  являются общественные отношения,  возникающие в процессе налогообложения, а также отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами и Российской Федерацией в системе этих правоотношений. Предметом исследования являются нормы финансового права, регулирующие налоговые правоотношения, соответствующие доктринальные воззрения, а также практика (в том числе, судебная) их применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоговое право Российской Федерации, его источники.

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением в действие и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей) — налоговое право. Эти отношения являются предметом налогового права.

Таким образом, налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц. Естественно, что налоговое право существует и как соответствующая часть финансово-правовой науки.

Вместе с тем встречается  применение термина «налоговое право» и в других аспектах:

а) как отрасли законодательства, включающей в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и нормы других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и иных), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере;

б) как соответствующей  учебной дисциплины, изучаемой обособленно от финансового права, например, в рамках спецкурса.

Налоговому праву свойственны  все принципы финансового права  в целом, как его подотрасли. Вместе с тем налоговое право характеризуется  и присущими именно ему специфическими принципами. Они находят отражение в налоговом законодательстве, определяя его исходные позиции.

Существенное значение для  развития налогового права имеет  закрепление его принципов в  НК РФ в качестве основных начал  законодательства о налогах и  сборах (ст. 3). Они исходят из конституционных положений о правах человека и гражданина, принципах рыночных экономических отношений, государственной целостности России, разграничении полномочий между органами государственной власти Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

 К таким принципам,  впервые обобщенно сформулированным в российском законодательстве, относятся следующие:

Обязанность каждого лица уплачивать только законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). При этом законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения при учете фактической способности налогоплательщика к уплате налогов.

В процессе развития современного российского налогового права в  качестве подотрасли финансового права  обозначилась тенденция к выделению норм общего характера, относящихся к сфере налогообложения в целом, и норм, регулирующих отношения, связанные с уплатой конкретных видов налоговых платежей.  Эта тенденция четко проявилась и законодательно оформилась с принятием Налогового кодекса РФ

Состав источников налогового права определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.

Главными источниками  налогового права являются федеральные законодательные акты, в том числе Налоговый кодекс РФ, а также принятые на их основе законы субъектов РФ, акты представительных органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти. В пределах, предусмотренных федеральным законодательством, вопросы налогообложения на своей территории регулируются субъектами РФ. Акты органов местного самоуправления, принимаемые на основе законодательства РФ и субъектов РФ, действуют на территории соответствующего муниципального образования.

 

  1. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права, их права и обязанности

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций.

Правоотношения по поводу установления и введения в действие налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием  налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления и введения в действие налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Установленные и введенные  в действие в законном порядке  налоги реализуются через налоговые  правоотношения, которые возникают  по поводу взимания этих налогов с  физических лиц и организаций.

Основным содержанием  налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов — обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками  своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству или муниципальному образованию, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей.

В рассматриваемых налоговых  правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные  организации — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права.

В Законе РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» впервые был дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Причем при характеристике налогоплательщиков Закон не разделил их на юридические и физические лица, закрепив их статус общими нормами. Конкретизировались же права и обязанности налогоплательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу.

Налоговый кодекс (часть  первая) уточнил состав участников налоговых правоотношений, а также  содержание их прав и обязанностей.

Так, помимо налогоплательщиков, названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст. 24 и 25).

 Налоговые агенты — это лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников).

Сборщиками налогов могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи). Права и обязанности сборщиков налогов подлежат дальнейшему правовому урегулированию. Кроме того, Кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений представителя налогоплательщика (гл. 4).

Налогоплательщики — это физические лица или организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ). Соответственно определяется и понятие плательщика сборов.

НК РФ (часть первая) содержит перечень прав и обязанностей налогоплательщиков.

Согласно Кодексу филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Следует заметить, что до принятия НК РФ они признавались налогоплательщиками со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В перечне обязанностей налогоплательщиков кодекс выделил две группы:

а) общие для организаций  и физических лиц обязанности;

б) дополнительные к ним  обязанности налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 23 НК РФ).

В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков:

1) уплачивать законно  установленные налоги;

2) встать на учет в  налоговых органах, если такая  обязанность предусмотрена Кодексом;

3)  вести в установленном  порядке учет своих доходов  (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

4)  представлять в налоговый  орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять налоговым  органам и их должностным лицам  в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления  и уплаты налогов;

 См. Комментарий к Налоговому  кодексу Российской Федерации.  Ч. 1. Статьи 1—79. / Руководитель авторского  коллектива А.В. Брызгалин. Екатеринбург, 1998. С. 105.

6)  выполнять законные  требования налогового органа  об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не

препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому  органу необходимую информацию  и документы в случаях и  порядке, предусмотренных Кодексом;

8)  в течение четырех  лет обеспечивать сохранность  данных бухгалтерского учета  и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов,  а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности,  предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Вторую группу налогоплательщиков составляют организации и индивидуальные предприниматели, которые помимо выполнения общих обязанностей, должны сообщать в налоговый орган по месту учета:

—   об открытии или  закрытии счетов — в десятидневный  срок;

—   обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

—   обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

—   об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

—   об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Учитывая различия между  налогами и сборами, Кодекс не отождествляет  обязанности налогоплательщиков с  обязанностями плательщиков сборов, о которых говорится особо: они должны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах (п. 3. ст. 23).

Информация о работе Налоговое право Российской Федерации, его источники