Заключительные стадии законодательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность моей работы заключается в том, что круг общественных отношений, неурегулированных правом, достаточно широк. Данное обстоятельство влечет за собой нерешенность многих социальных, политических, экономических и иных проблем, актуальность которых ни у кого не вызывает сомнения. При этом необходимо вести речь не только о модернизации и корректировке действующего законодательства, но и о разработке новых правовых институтов, отвечающих веяниям времени.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
4
1 Понятие законодательного процесса………………………………………
6
2 Порядок рассмотрение законопроекта в Парламенте……………………
10
2.1 Порядок рассмотрения и принятия законопроекта в Палате представителей………………………………………………………………...

10
2.2 Стадия рассмотрения и одобрения в Совете Республики……….
14
3 Заключительные стадии законодательного процесса…………………….
20
3.1 Стадия подписание закона Президентом………………………...
20
3.2 Стадия опубликование Закона и вступление его в силу………….
25
Заключение……………………………………………………………………
29
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 59.18 Кб (Скачать файл)

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, вместе с текстом постановления Совета Республики в десятидневный срок представляется Президенту на подпись. Председатель Совета Республики удостоверяет своей подписью аутентичность принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики закона, направляемого на подпись Президенту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Заключительные стадии законодательного процесса

 

3.1 Стадия подписания закона Президентом

 

Заключительной стадией законодательного процесса является подписание и опубликование закона. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент не возвращает закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. В таких случаях законопроект заново рассматривается на очередной сессии Палаты представителей.

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей (так называемое право отлагательного «вето»), которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента в срок не позднее тридцати дней в период проведения сессии Палаты представителей. В том случае, если Президент возвращает текст закона со своими возражениями в Палату представителей в период между сессиями, тридцатидневный срок для рассмотрения закона с возражениями Президента исчисляется со дня открытия очередной сессии Палаты представителей. В таком же порядке рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае, до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики, закон подписывается и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

Возражения Президента рассматриваются в комиссии Палаты представителей, являвшейся головной по законопроекту. Комиссия готовит заключение по возражениям, причем, порядок подготовки такого заключения определяется ею самостоятельно. Но оно должно содержать одно из следующих предложений: или согласиться с возражениями Президента и направить возвращенный им закон на доработку, или внести закон на рассмотрение Палаты представителей для преодоления возражений Президента.

Вопрос о рассмотрении Палатой представителей закона, возвращенного Президентом с возражениями, вносится на рассмотрение Палаты представителей головной комиссией по законопроекту. Возвращенный Президентом закон может быть рассмотрен Палатой представителей в первоочередном порядке [9, гл.20].

Рассмотрение Палатой представителей закона, возвращенного Президентом с возражениями, начинается с заслушивания доклада головной комиссии, в котором излагаются возражения Президента и заключение головной комиссии. Затем проводится обсуждение предлагаемого головной комиссией проекта постановления Палаты представителей.

На голосование ставится проект постановления Палаты представителей, внесенный головной комиссией. Если от субъектов права законодательной инициативы поступило иное предложение, чем-то, которое содержится в проекте постановления головной комиссии, то первым на голосование ставится предложение головной комиссии, а если оно не принято –другое предложение.

Палата представителей может согласиться с возражениями Президента. Решение по данному вопросу считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей. В этом случае закон, возвращенный Президентом, направляется Палатой представителей для доработки в соответствующую постоянную комиссию Палаты представителей в качестве законопроекта.

Доработка такого законопроекта осуществляется головной комиссией по процедуре, предусмотренной Регламентом для подготовки законопроектов ко второму чтению, и не должна выходить за рамки возражений Президента Республики Беларусь.

Поправки к законопроекту, внесенные субъектом права законодательной инициативы, должны быть согласованы с Президентом или его уполномоченным представителем. Поправки направляются на согласование головной комиссией.

Принятые комиссией поправки, на которые получено согласие Президента или его уполномоченного представителя, включаются в текст законопроекта. Поправки, на которые получено согласие Президента, но отклоненные комиссией, включаются в таблицу поправок и ставятся на голосование Палаты представителей. Поправки к законопроекту, которые, по мнению Президента или уполномоченного им представителя, не согласуются с возражениями Президента, Палатой представителей не обсуждаются и на голосование не ставятся [9, гл.20].

Рассмотрение законопроекта, доработанного головной комиссией, осуществляется Палатой представителей в порядке, предусмотренном для рассмотрения законопроектов во втором чтении с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Палата представителей может принять решение о преодолении возражений Президента по закону.В этом случае внесение изменений и дополнений в закон не допускается. Голосование проводится по закону в целом. В этом случае закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Палаты представителей от полного состава Палаты представителей. Решение о принятии закона оформляется постановлением Палаты представителей, принимаемым большинством голосов от ее полного состава.

Принятый закон вместе с возражениями Президента и постановление Палаты представителей в пятидневный срок направляются в Совет Республики.

Палатой представителей может быть принято решение о согласии с возражениями Президента на отдельные положения закона, возвращенного Президентом для повторного голосования. Если Палатой представителей принято такое решение, отдельные положения закона, возвращенного Президентом для повторного голосования, направляются на доработку в головную комиссию. Такие положения после их доработки составляют самостоятельный законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, подписанный Президентом и вступивший в силу без указанных положений. Внесение в такой законопроект изменений и дополнений, не связанных с возражениями Президента, не допускается. В качестве субъекта права законодательной инициативы в данном случае выступает субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, отдельные положения которого были возвращены Президентом для повторного голосования.

Палата представителей может принять также решение о преодолении возражений Президента по отдельным положениям закона, возвращенным Президентом для повторного голосования. В случае внесения такого предложения отдельные положения закона, которые возвращены Президентом для повторного голосования, составляют самостоятельный закон о внесении дополнений в закон, подписанный Президентом и вступивший в силу без указанных положений. Закон голосуется Палатой представителей в целом, внесение изменении и дополнении в этот закон не допускается. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Палаты представителей от полного состава Палаты представителей. Решение о принятии закона оформляется постановлением Палаты представителей, принимаемым большинством голосов от ее полного состава. После принятия данного закона он вместе с возражениями Президента на отдельные положения закона в пятидневный срок направляется в Совет Республики [9, гл.20].

В свою очередь повторное рассмотрение Советом Республики принятого Палатой представителей закона с возражениями Президента осуществляется в срок не позднее двадцати дней.

Вместе с текстом закона, возвращенного Президентом со своими возражениями и принятого Палатой представителей в порядке, предусмотренном частью седьмой статьи 100 Конституции, на имя Председателя Совета Республики направляются также постановление Палаты представителей о повторном рассмотрении закона, возражения Президента Республики Беларусь, стенограмма заседания Палаты представителей, заключение постоянной комиссии Палаты представителей на возражения Президента Республики Беларусь [8, гл.17].

Текст закона направляется Председателем Совета Республики в постоянную комиссию, являющуюся ответственной за подготовку закона, и в структурное подразделение Секретариата Совета Республики, осуществляющее экспертно-правовую деятельность, а также при необходимости в другие постоянные комиссии и структурные подразделения Секретариата Совета Республики для подготовки заключений.

Постоянные комиссии Совета Республики рассматривают высказанные Президентом замечания, а также текст законопроекта, одобренного Палатой представителей при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и дают по ним заключения. Так же, как и головная комиссия в Палате представителей, постоянная комиссия Совета Республики, ответственная за подготовку закона, определяет порядок подготовки заключения самостоятельно. Данное заключение тоже должно содержать предложение согласиться с возражениями Президента или же преодолеть возражения Президента [8, гл.4].

По получении заключения постоянной комиссии Председатель Совета Республики вносит предложение о включении в повестку дня заседания Совета Республики вопроса о повторном рассмотрении закона.

В случае, если при повторном рассмотрении Палатой представителей закона, возвращенного Президентом, он принят в новой редакции, то законопроект рассматривается Советом Республики как вновь принятый.

При повторном рассмотрении закона, возвращенного и принятого Палатой представителей в ранее принятой редакции, Совет Республики вправе: не открывая обсуждения, поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции, открыть обсуждение по закону.

По окончании обсуждения председательствующий на заседании Совета Республики обязан поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой Палатой представителей редакции. Закон считается принятым, если он одобрен квалифицированным большинством Совета Республики. Но если при повторном рассмотрении закона за его одобрение проголосовало менее двух третей от полного состава Совета Республики, закон считается отклоненным Советом Республики.

В таком же порядке Совет Республики рассматривает возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращены для повторного голосования. В этом случае, до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики, закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

Закон, одобренный Советом Республики, вместе с постановлением Совета Республики об одобрении закона в пятидневный срок направляются Председателем Совета Республики на подпись Президенту [8, гл.15].

 

3.2 Опубликование Закона

 

Самостоятельным этапом законодательного процесса (некоторые исследователи не включают данный этап в законодательный процесс) является опубликование закона и вступление его в силу. Опубликование–это напечатание текста закона в установленном официальном издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона. Иногда срок вступления закона в силу (введения в действие) определяется датой опубликования закона. По общему правилу нельзя вводить закон в действие с момента его подписания (кроме законов, обращенных к государственным органам и не затрагивающих интересы, права и свободы человека и гражданина).

Порядок официального опубликования нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию. Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в периодическом печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронной версии и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется в электронной версии соответствующего номера периодического печатного издания Национального реестра правовых актов Республики Беларусь без официального опубликования этих актов в данном периодическом печатном издании.

Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется на том государственном языке, на котором они приняты (изданы).

Официальное опубликование нормативного правового акта на других языках допускается только при наличии его официального перевода на соответствующий язык, утвержденного соответствующим государственным органом (должностным лицом) в порядке, установленном для принятия (издания) этого акта.

Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт.

В случае разновременного опубликования нормативного правового акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования нормативного правового акта и срок вступления его в силу определяются по дате первоначального опубликования.

Не подлежат опубликованию нормативные правовые акты или отдельные их положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Заключительные стадии законодательного процесса