Заключительные стадии законодательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность моей работы заключается в том, что круг общественных отношений, неурегулированных правом, достаточно широк. Данное обстоятельство влечет за собой нерешенность многих социальных, политических, экономических и иных проблем, актуальность которых ни у кого не вызывает сомнения. При этом необходимо вести речь не только о модернизации и корректировке действующего законодательства, но и о разработке новых правовых институтов, отвечающих веяниям времени.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
4
1 Понятие законодательного процесса………………………………………
6
2 Порядок рассмотрение законопроекта в Парламенте……………………
10
2.1 Порядок рассмотрения и принятия законопроекта в Палате представителей………………………………………………………………...

10
2.2 Стадия рассмотрения и одобрения в Совете Республики……….
14
3 Заключительные стадии законодательного процесса…………………….
20
3.1 Стадия подписание закона Президентом………………………...
20
3.2 Стадия опубликование Закона и вступление его в силу………….
25
Заключение……………………………………………………………………
29
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 59.18 Кб (Скачать файл)

Введение……………………………………………………………………….

4

1 Понятие законодательного процесса………………………………………

6

2 Порядок рассмотрение законопроекта в Парламенте……………………

10

           2.1 Порядок рассмотрения и принятия законопроекта в Палате          представителей………………………………………………………………...

 

10

           2.2 Стадия рассмотрения и одобрения в Совете Республики……….

14

3 Заключительные стадии законодательного процесса…………………….

20

           3.1 Стадия подписание закона Президентом………………………...

20

           3.2 Стадия опубликование Закона и вступление его в силу………….

25

Заключение……………………………………………………………………

29

Литература………………………………………………………………………

31

   
   




Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важным признаком любого современного государства является наличие максимально ясного и простого, детального и качественного законодательства, закрепляющего основы построения и функционирования государства и общества. В мире нет двух одинаковых стран, так как для каждого государства характерны свои традиции, своя культура, свой уровень политического, экономического, социального и духовного развития. В этом смысле законы, принимаемые от имени народа, выражают дух нации, являются гарантией суверенитета и независимости государства. Вот почему так важна роль национального законодательства в формировании престижа страны и ее значимости на мировой арене.

Актуальность моей работы заключается в том, что круг общественных отношений, неурегулированных правом, достаточно широк. Данное обстоятельство влечет за собой нерешенность многих социальных, политических, экономических и иных проблем, актуальность которых ни у кого не вызывает сомнения. При этом необходимо вести речь  не только о модернизации и корректировке действующего законодательства, но и о разработке новых правовых институтов, отвечающих веяниям времени.

Цель моей работы – провести анализ развития законодательного процесса в Республике Беларусь, оценить его современное состояние, обобщить действующее по этому вопросу законодательство, рассмотреть методику законодательного процесса и законодательную технику, проанализировать теоретические основы законодательного процесса, а также выявить основные проблемы на пути совершенствования законодательного процесса.

Задачами курсовой работы являются:

- раскрыть  понятие законодательного процесса;

- рассмотреть  стадии законодательного процесса;

- более  детально рассмотреть законодательный  процесс в Республике Беларусь;

- изучить  стадии законодательного процесса  в Республике Беларусь.

В ходе исследований будет сделана попытка обобщить все имеющие наработки в области законопроектной деятельности на сегодняшний день, системно изложить ее нынешнее состояние.

В написании работы была использована учебная литература под авторством Демичева Д.М, Василевича Г.А., Тихомирова, Ю.А., Пиголкина,А.С., Вишневского М. И., Горбатока Н.А., Кучинского В.А., Кивеля В.Н. Правовую основу законодательного процесса в Республике Беларусь составляют: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», Закон Республики Беларусь «О национальном собрании Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О палате представителей».

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются понятия о законотворческом процесса. Во второй главе детально рассказано о каждой стадии законотворческого процесса. В третьей главе отражены заключительные стадии законодательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие законодательного процесса

 

Создание закона предполагает наличие определенной процедуры, стадий, т.е. существование определенного законодательного процесса. Понятие законодательного процесса призвано:

1)Установить систему взаимосвязанный институтов, обеспечивающих содержательную подготовку законов;

2)Закрепить стабильные демократические формы выражения и использования общественного мнения, народного волеизъявления;

3)Отразить применение различных форм деятельности высших органов государственной власти в процессе принятия законов.

Законодательный процесс является составной частью правотворчества, которое состоит в том, чтобы принимать, изменять или отменять общие правовые нормы. [ 1, с.636]

Законодательный процесс–это юридически установленный порядок последовательных, логически сменяющих друг друга организационных действий (стадий) по разработке и принятию законов. Законодательный процесс –важнейшая сторона функционирования парламента и в то же время в нем находят свое проявление взаимозависимость и взаимодействие государственных органов, определить роль каждого в котором имеет важное основополагающее значение не только для реализации принципа разделения властей, но и в силу того, что законодательный процесс –это основа всего процесса правотворчества. [ 1,с.637]

В литературе называется разное число стадий законодательного процесса. По мнению некоторых авторов, существует две основные стадии: предварительное формулирование воли законодательной власти и функциональное возведение этой воли в закон, закрепление ее в нормах права. [2,с.5-8 ] Другие выделяют следующие основные стадии (этапы) законотворческого процесса: законодательная инициатива, подготовка проекта закона и его предварительное рассмотрение, обсуждение проекта закона в законодательном органе в первом чтении; обсуждение проекта закона в законодательном органе во втором чтении; голосование по проекту закона и его принятие, опубликование закона[3,с.104].

Третьи выделяют шесть стадий такого процесса:

1) прогнозирование и планирование  законодательства;

2) внесение предложений об изменении  законов;

3) разработка концепции закона  и подготовка законопроекта;

4) специальное и общественное  обсуждение проекта закона;

5)рассмотрение и принятие закона;  
6) опубликование закона и вступление его в силу.[4,с.181]

По мнению же Г.А.Василевича, с которым следует согласиться, законодательный процесс состоит из следующих стадий:

1) прогнозирование и планирование  развития законодательства;

2) законодательная инициатива;

3) предварительное рассмотрение  проектов 

4) рассмотрение проекта на заседании  Палаты представителей;

5) принятие закона;

6) рассмотрение Советом Республики  принятых проектов законов;

7) подписание и обнародование  закона [1,с.640-671].

В целях данной работы представляется правильным выделить следующие стадии законодательного процесса, отражающие специфику подготовки и рассмотрения законопроектов в Национальном собрании Республики Беларусь:

1) законодательная инициатива.Право законодательной инициативы–это закрепленное в Конституции или законах правомочие государственного органа или депутата парламента вносить законопроекты непосредственно в законодательный орган, который, в свою очередь, обязан принять и рассмотреть его[5,с.482];

2) рассмотрение законопроекта в Палате представителей.В Республике Беларусь рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях. Регламентом Палаты Представителей предусмотрена возможность рассмотрения законопроекта и в одном чтении. Текст проекта закона, подготовленного к первому чтению и включенного в повестку дня сессии, материалы к нему, заключение головной комиссии по проекту направляются Секретариатом Палаты представителей депутатам Палаты представителей, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, а также заинтересованным органам не позднее, чем за три дня до его рассмотрения в первом чтении, если иное не предусмотрено Регламентом [6,ст.25];

3) рассмотрение Советом Республики принятых законов.В случае, если при повторном рассмотрении Палатой представителей закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь (далее Президент), он принят в новой редакции, то законопроект рассматривается Советом Республики как вновь принятый. При повторном рассмотрении закона, возвращенного Президентом и принятого Палатой представителей в ранее принятой редакции, Совет Республики вправе: не открывая обсуждения, поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции, открыть обсуждение по закону. По окончании обсуждения председательствующий на заседании Совета Республики обязан поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой Палатой представителей редакции. Закон считается принятым, если он одобрен квалифицированным большинством Совета Республики. Но если при повторном рассмотрении закона за его одобрение проголосовало менее двух третей от полного состава Совета Республики, закон считается отклоненным Советом Республики. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, вместе с текстом постановления Совета Республики в десятидневный срок представляется Президенту на подпись. Председатель Совета Республики удостоверяет своей подписью аутентичность принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики закона, направляемого на подпись Президенту [7,ст.59];

4)подписание и опубликование закона.Следующим и завершающим этапом законодательного процесса является подписание и опубликование закона. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент не возвращает закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. В таких случаях законопроект заново рассматривается на очередной сессии Палаты представителей [9,ст.11].

5)контроль принимаемого закона на предмет соответствия с Конституцией Республики Беларусь.Контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Конституционный Суд учреждается для обеспечения  соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и настоящим Законом [15,ст.1].

Законодательный процесс представляет особый вид деятельности, носящий сугубо интеллектуальный характер, сложный по своему содержанию, осуществляемый в присущих ему формах с использованием специального юридического «инструментария» (методов), регламентированный несколькими видами правил, определяющих порядок подготовки, обсуждения и принятия законопроекта. Сущность законодательного процесса составляет, как отмечалось, формирование государственной воли, выступающей содержанием правовых норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Порядок рассмотрения законопроекта в Парламенте

 

2.1 Порядок рассмотрения законопроекта в Палате представителей

 

Обсуждение (рассмотрение) законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты (но не в комиссии) считается чтением.

В Республике Беларусь рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях. Регламентом Палаты Представителей предусмотрена возможность рассмотрения законопроекта и в одном чтении. [6,ст.197 ]

Текст проекта закона, подготовленного к первому чтению и включенного в повестку дня сессии, материалы к нему, заключение головной комиссии по проекту направляются Секретариатом Палаты представителей депутатам Палаты представителей, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, а также заинтересованным органам не позднее, чем за три дня до его рассмотрения в первом чтении, если иное не предусмотрено Регламентом.

При рассмотрении законопроекта в первом чтении Палата представителей заслушивает доклад субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклад головной комиссии.

При рассмотрении в первом чтении обсуждаются концепция, направленность и структура законопроекта, основные институты и целесообразность принятия закона. При наличии альтернативных проектов. Палата представителей решает, какой проект принимается за основу для подготовки ко второму чтению.

По результатам обсуждения Палата представителей голосованием принимает или отклоняет законопроект. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей [6, ст.139].

Информация о работе Заключительные стадии законодательного процесса