Виды ответственности государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:04, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Основная цель настоящей работы заключается в комплексном и всестороннем анализе с политико-правовых позиций теоретических и практических аспектов деятельности государственных служащих в современной России, дающих основание для привлечения к юридической ответственности, разработке предложений по совершенствованию механизма привлечения к ответственности государственных служащих.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, содержание и основные признаки ответственности7
Ответственность, как комплексный правовой институт 7
Цели, функции, стадии ответственности 21
Виды ответственности 34
2.Виды ответственности государственных служащих 43
Дисциплинарная ответственность 43
Административная ответственность 55
Уголовная ответственность 60
Заключение 68
Список использованной литературы 71

Файлы: 1 файл

Виды ответственности государственных служащих.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

Дисциплинарное взыскание  применяется непосредственно после  обнаружения дисциплинарного проступка, ноне позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание  не может быть применено позднее  шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной  деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка, в течение которых представитель нанимателя может привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

Днём обнаружения дисциплинарного  проступка, с которого исчисляется срок применения дисциплинарного взыскания, считается день, когда непосредственному руководителю гражданского служащего стало известно о совершённом проступке. Надо иметь в виду, что непосредственный руководитель может быть не наделён правом налагать дисциплинарные взыскания, однако это не имеет значения для исчисления срока.

При исчислении срока  не учитываются периоды отсутствия гражданского служащего на службе по уважительным причинам. Таковыми могут  быть болезнь, отпуск (ежегодный, учебный, без сохранения заработной платы), командировка, использование отгулов, прохождение повышения квалификации и т.п. Не учитывается при исчислении срока и время служебной проверки, которая не может превышать одного месяца.

В отдельных случаях  день обнаружения дисциплинарного  проступка определяется по особым правилам. Так, если гражданский служащий увольняется с гражданской службы по п. «г» п.З ст. 37 Закона, днём обнаружения проступка считается день вступления в законную силу приговора суда, которым гражданский служащий признан виновным в хищении чужого имущества, растрате, умышленном уничтожении или повреждении имущества либо постановления компетентного органа о наложении за одно из указанных правонарушений административного нарушения.

В случае увольнения гражданского служащего за прогул днём обнаружения  проступка, как правило, является первый день выхода на службу, а не первый день отсутствия на службе, так как тогда становится возможным установить причину отсутствия на службе и квалифицировать его как прогул.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в пятидневный срок. Если гражданский служащий отказался от подписи, этот факт удостоверяется специальным актом. В этом случае, когда подвергшийся наказанию гражданский служащий отсутствует на  службе  в  период  издания  приказа,  распоряжения в силу болезни, нахождения в командировке и т.п., копия акта вручается ему в первый день выхода на службу.

Гражданский служащий, полагающий, что дисциплинарное взыскание применено к нему неправомерно, имеет право обжаловать его в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд общей юрисдикции.

Дисциплинарное взыскание  действует в течение одного года со дня его применения, если в  этот период гражданский служащий не подвергался новым взысканиям. Гражданский служащий, который не подвергнут в течении одного года новому дисциплинарному взысканию, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. По истечении года взыскание снимается автоматически, то есть без издания специального акта. С этого момента гражданский служащий считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Однако, если в течение года со дня применения взыскания гражданский служащий совершил дисциплинарный проступок и на него вновь наложено дисциплинарное взыскание, первоначальное взыскание сохраняет силу и учитывается вместе с последним. Данный факт учитывается при увольнении за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей.

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего  дисциплинарное взыскание по собственной  инициативе, по письменному заявлению  гражданского служащего или по ходатайству  его непосредственного руководителя. Досрочное снятие дисциплинарного  взыскания возможно по истечении любого периода с момента его наложения, поскольку закон не устанавливает чётких правил и минимальных сроков действия дисциплинарного взыскания. Оно оформляется актом государственного органа (приказом, распоряжением, постановлением).

При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности  гражданской службы в порядке  дисциплинарного взыскания он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

В системе государственно-правовых отношений, в рамках ее отраслевой и функциональной направленности, дисциплинарная ответственность подразделяется на дисциплинарную ответственность в органах исполнительной власти, в правоохранительных органах (прокуратура, МВД, ФСБ) и военной службы (МО РФ).

К сожалению, исследования по вопросам, какие виды взысканий  дают наибольшую гарантию предупреждения рецидивов дисциплинарных нарушений, и как общественное мнение распределяет меры дисциплинарного воздействия  по значимости и силе воздействия  не проводились, хотя они могли бы повысить эффективность дисциплинарной ответственности50.

Анализ дисциплинарной ответственности государственных должностных лиц и служащих РФ и сравнение ее с дисциплинарной ответственностью некоторых зарубежных государств, позволяет сделать вывод, что средствами повышения эффективности дисциплинарной ответственности государственных должностных лиц и служащих в современных условия являются:

  • совершенствование законодательства о дисциплинарной ответственности, в частности, установление в нем базовых дефиниций, соотнесение его с другими нормативно-правовыми актами;
  • законодательное разграничение служебных отношений и трудовых отношений, с последующим четким определением о приоритете нормативно-правовых актов регулирующих систему государственного управления над нормами трудового права;
  • изучение оценки эффективности мер дисциплинарного принуждения в государственном управлении в структурных звеньях и по России в целом. Представляется, что реализация названных мер могла бы в известной степени способствовать повышению действенности механизма дисциплинарной ответственности, как среда совершенствования работы государственного управления.

2.2 Административная ответственность

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных должностных лиц.

Известно, что отраслевые виды ответственности находятся  в постоянном развитии. Так, до недавнего  времени в научных исследования отсутствовало единое понятие административной ответственности. В 60-80-е годы прошлого столетия учеными - административистами была проделана существенная работа, посвященная изучению института административной ответственности и подготовке научной базы.

Административной ответственности  посвящено немало довольно крупных  научных разработок. В научной литературе под административной ответственностью нередко понимают форму реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающуюся в применении к нарушителю карательных административных санкций51.

Более полное понятие дает такое определение административной ответственности, как реагирование государства на административное правонарушение, проявляющееся в реализации компетентным органом (должностным лицом) право подвергнуть противоправное деяние официальной оценке и, в случае доказанности проступка, возложить на виновное лицо административное взыскание52.

Административная ответственность, как и дисциплинарная ответственность, является одной из форм обеспечения  эффективности деятельности государственного управления.

Нормативно-правовой основой административной ответственности является совокупность актов, которые содержат правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Ответственность государственных  должностных лиц регулируется административным законодательством, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основным федеральным  кодификационным актом административного  права Российской Федерации служит Кодекс РФ об административных правонарушениях, введенный в действие с 1 июля 2002 г. Однако, положения и нормы, учреждающие административную ответственность, содержатся не только в КоАП РФ, но и в ряде других законов РФ, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ, изданных в пределах их компетенции.

Необходимым условием для привлечения к административной ответственности служит противоправность деяния - нарушение норм административного права.

Виновность (в форме  умысла или неосторожности) важное условие административного правонарушения. Распространенным считается мнение, что административные правонарушения должностных лиц совершаются, как правило, по неосторожности.

Должностные лица могут  совершать административные правонарушения различными способами: во-первых, при  нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, при непринятии мер по обеспечению соблюдения подчиненными им лицам правил, если обеспечение соблюдения их входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица53.

В связи с этим, высказывалось  мнение, что в случаях, когда на должностное лицо возложена обязанность  обеспечивать соблюдение определенных правил, на него зачастую возлагается  юридическая ответственность за правонарушения, о которых ему неизвестно напрямую, и не существует связи таких правонарушений с поведением должностного лица, следовательно, на него возлагается «ответственность за чужую вину»54. Например, установление обязанности руководителя государственной организации контролировать противопожарную безопасность, предполагает его ответственность за ее несоблюдение. В случае же нарушения противопожарной безопасности его подчиненным, к административной ответственности будет привлечен руководитель, за то, что не принял меры по обеспечению соблюдения правил подчиненными. А непосредственный правонарушитель за нарушение правил противопожарной безопасности будет привлечен не к административной, а к дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности. Из этого примера видно, что субъекты одних и тех же правоотношений нарушают разные обязанности. И в дальнейшем происходит трансмиссия одного вида ответственности в другой.

Обязательным признаком  административного правонарушения в сфере государственного управления служит общественная вредность, выражающаяся в нарушении установленных в обществе и государстве дисциплины, в посягательстве на охраняемые правом общественные отношения по осуществлению функций государства.

Как правило, административная ответственность наступает независимо от того, имеются ли конкретные материальные последствия от данного правонарушения или нет. Наличие события правонарушения является достаточным. Например, нарушения общеобязательных правил, предупреждающих вредные последствия (техники безопасности, противопожарных правил и др.), влекут за собой применение мер административной ответственности и при отсутствии конкретных вредных последствий.

Невыполнение ряда служебных  обязанностей государственными должностными лицами и служащими может одновременно выступать и как административное правонарушение, и как дисциплинарный проступок55. Сложная правовая природа этих деяний позволяет некоторым авторам говорить о наличии «должностных административных проступков»56. В результате возникает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух взысканий: дисциплинарного и административного. В законодательстве ответа на этот вопрос пока нет. Зато среди научных работников существуют различные мнения по рассматриваемой проблеме. Одни считают указанное сочетание не только возможным, но и взаимодополняемым. Так, В.И. Манохин полагает, что за одно и то же нарушение нельзя привлекать дважды или более лишь к аналогичному виду ответственности. Что же касается разных видов ответственности, то привлечение к одному из них не освобождает должностное лицо от другого вида ответственности. Причем, по мнению В.И. Манохина, этот принцип является всеобщим в российском праве57.

Интересная по данной проблеме и другая точка зрения, согласно которой административные и дисциплинарные санкции носят карательный характер, и, в соответствии с принципом «экономии карательных средств», несправедливо подвергать должностное лицо за одно противоправное деяние, содержащее признаки и дисциплинарного и административного проступка, двойному наказанию. Сторонники такого подхода предлагают следующее решение: при кумуляции административных и дисциплинарных правонарушений в каждом конкретном случае следует налагать те санкции, которые с большим результатом будут действовать плодотворному развитию охраняемых ими отношений.

При этом вопрос о сочетании  административной и материальной ответственности  должностных лиц за административный проступок, в результате которого был  причинен какой-то ущерб, предлагается решать иначе: считается в указанной ситуации возможным применение за одно и то же деяние и административной ответственности, поскольку материальная ответственность выполняет не карательную, а восстановительную функцию.

Информация о работе Виды ответственности государственных служащих