Виды ответственности государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:04, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Основная цель настоящей работы заключается в комплексном и всестороннем анализе с политико-правовых позиций теоретических и практических аспектов деятельности государственных служащих в современной России, дающих основание для привлечения к юридической ответственности, разработке предложений по совершенствованию механизма привлечения к ответственности государственных служащих.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, содержание и основные признаки ответственности7
Ответственность, как комплексный правовой институт 7
Цели, функции, стадии ответственности 21
Виды ответственности 34
2.Виды ответственности государственных служащих 43
Дисциплинарная ответственность 43
Административная ответственность 55
Уголовная ответственность 60
Заключение 68
Список использованной литературы 71

Файлы: 1 файл

Виды ответственности государственных служащих.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

Дисциплинарный проступок нарушает установленный в государственном органе служебный распорядок. Противоправность неисполнения или ненадлежащего исполнения означает, что они совершены вопреки требованиям законов, иных нормативных правовых актов, должностного регламента, служебного распорядка, служебного контракта. Это может проявляться в нарушении сроков предоставления документов, небрежном их оформлении, ошибках и прочем; нарушении установленного служебного распорядка (прогул - отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течении служебного дня), появлении на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, опоздании, отсутствии на рабочем месте в течение служебного дня и т.п.) ; разглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; нарушении гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; предоставлении гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта и др. Неисполнение законных распоряжений представителя нанимателя также является противоправным деянием. Так гражданский служащий не вправе отказаться от прохождения аттестации (ст.48)47 или квалификационного экзамена (ст.49)48. Одним из видов дисциплинарных проступков является несоблюдение требований Закона в части ограничений и запретов на гражданской службе.

Реализация гражданским  служащим представленных ему прав не может рассматриваться как дисциплинарный проступок. Например, гражданский служащий имеет право отказаться приступить к работе при незаконном переводе на другую должность. Такие действия не могут рассматриваться как прогул.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей признаётся дисциплинарным проступком, если совершено виновно, то есть гражданский  служащий действовал умышленно или  по неосторожности. Не может считаться  виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей по причинам, не зависящим ор гражданского служащего.

За совершение дисциплинарного  проступка к государственному служащему  применяется дисциплинарное взыскание. Перечень взысканий, предусмотренных ч.1 ст.57 ФЗ №79 является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Иные нормативные правовые акты не могут предусматривать дисциплинарные взыскания, применяемые к гражданским служащим.

Закон устанавливает  следующие виды взысканий:

1. замечание;

2. выговор;

3. предупреждение о неполном должностном соответствии;

4. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5. увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2, пп. «а» - «г» п.З, пп.5 и 6 ч.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ.

Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания принадлежит представителю нанимателя. При применении такой нормы взыскания как увольнение, необходимо учитывать, что оно допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных Федеральным законом №79-ФЗ. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Представитель нанимателя вправе, но не обязан, привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Он может ограничиться устным замечанием, анализом допущенных нарушений должностного регламента, беседой и т.п. В период предупреждения о расторжении служебного контракта по инициативе гражданского служащего последний может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, так как его служебные отношения прекращаются лишь по истечении срока предупреждения.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 6 июня 1996г. №810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной  службы»49 должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за нарушение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов, не подлежат в течении года премированию, представлению к награждению государственными наградами и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного классного чина, воинского или специального звания, поощрению.

Помимо перечня санкций  дисциплинарной ответственности Федеральный закон № 79-ФЗ устанавливает порядок привлечения государственного гражданского служащего к этой ответственности. В статье 58 регламентируется порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. Эти процедуры выступают гарантией законности, справедливости и правовой защищённости гражданских служащих.

До применения дисциплинарного  взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме.

Представление письменного  объяснения позволяет гражданскому служащему изложить своё видение ситуации, привести объективные причины неисполнения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, указать на важные с его точки зрения обстоятельства и т.д.

Правило об обязательном наличии письменного объяснения гражданского служащего направлено на создание для него дополнительных гарантий: о том, что его собираются наказать, служащий должен знать заранее и иметь возможность выразить своё отношение по этому поводу. Вместе с тем, если гражданский служащий отказывается дать письменное объяснение, за руководителем государственного органа сохраняется право наложения дисциплинарного взыскания. В этом случае представитель нанимателя должен подтвердить выполнение требования закона, т.е. факт обращения к служащему с требованием дать письменное объяснение.

При отказе гражданского служащего дать письменное объяснение о дисциплинарном проступке составляется акт, в котором указывается дата обращения к гражданскому служащему  и удостоверяется факт отказа от дачи объяснения. Отказ гражданского служащего отдачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Акт подписывается лицами, его составившими, например, работниками управления кадров, непосредственным руководителем гражданского служащего и одним из его коллег. Возможно привлечение к составлению акта членов выборного профсоюзного органа.

Перед применением дисциплинарного  взыскания проводится служебная  проверка. Порядок проведения служебной  проверки установлен ст. 5 9 Федерального закона № 79 - ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению  гражданского служащего. Решение об организации служебной проверки в отношении гражданского служащего, независимо от того, по чьей инициативе она проводится (представителя нанимателя или гражданского служащего), принимается в виде соответствующего акта (приказа, распоряжения). В акте указываются: факты, послужившие основанием для принятия решения об организации служебной проверки; цель служебной проверки; состав лиц, проводящих проверку, с указанием должностей, Фамилий, имён и отчеств; должность, фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого проводилась проверка; дата начала и сроки проведения служебной проверки.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно, всесторонне установлены:

1. факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2. вина гражданского служащего;

3. причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4. характер и размер вреда, причинённого гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5. обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Служебная проверка проводится в целях: установления наличия или отсутствия самого факта противоправного деяния государственного служащего; установления обстоятельств, причин и условий нарушения сотрудником требований законодательства Российской Федерации и правовых актов государственного органа; установления конкретного лица, допустившего правонарушений и других причастных к его совершению лиц; установления вины сотрудника; определение масштабов ущерба, причинённого государственному органу в связи с правонарушением; выработки предложений о мерах дисциплинарной или иной ответственности гражданского служащего за допущенное нарушение; выработки рекомендаций по организации и проведению в государственном органе мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению нарушения.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность  и правильность её проведения. Представитель  нанимателя, назначивший служебную  проверку, при определении состава  проверяющих, должен учитывать следующие обстоятельства: а в состав проверяющих в соответствии с ч.4 ст.59, включаются представители подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа; б) в состав проверяющих не включается: сотрудник в отношении которого поступили материалы, явившиеся основанием для принятия решения об организации в государственном органе служебной проверки, родственник лица, в отношении которого проводится проверка, сотрудник, прямо подчинённый по службе лицу, в отношении которого проводится проверка, иные лица по решению руководителя государственного органа; в) если в государственном органе не создан профсоюзный орган, то проверка проводится без участия профсоюзных работников.

В проведении служебной  проверки не может участвовать гражданский  служащий, прямо или косвенно заинтересованный в её результатах. А этих случаях  он обязан обратиться к представителю  нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о её проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий в  отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранён от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в  отношении которого проводится служебная  проверка, имеет право:

1. давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2. обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, производящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему проверку;

3. ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1. факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2. предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

При применении дисциплинарного  взыскания учитывается тяжесть  совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень  его вины, обстоятельства, при которых  совершен дисциплинарный проступок, и  предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

По сути в ч.З ст.58 Федерального закона № 79-ФЗ установлены  принципы применения дисциплинарной ответственности  в соответствии с общеправовыми  принципами соразмерности деяния и наказания, справедливости, разумности и др. Они представляют собой заложенные законодательством критерии выбора меры дисциплинарного взыскания в каждом конкретном случае.

Информация о работе Виды ответственности государственных служащих