Виды гражданского судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 15:06, дипломная работа

Описание работы

Соответственно, в работе больше внимания акцентируется на исковом производстве, поскольку это самый распространенный вид судопроизводства, а также еще и потому, что к другим видам производств применяются общие правила искового производства. Поэтому вторая глава настоящего дипломного исследования посвящена характеристике и анализу процессуального порядка рассмотрения дел в порядке искового производства. Третья и четвертая главы работы раскрывают процессуальные особенности рассмотрения дел в порядке особого и особого искового производств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………4-5
I. Общая характеристика видов гражданского судопроизводства. понятие вида гражданского судопроизводства. сущность отдельных видов гражданского судопроизводства…………………… …………...6-7
Понятие вида гражданского судопроизводства. ………...6-7
Общая характеристика видов гражданского судопроизводства. Их понятие и сущность………………..…………...7-14
II. Исковое производство как основной вид гражданского судопроизводства………………………………………………………15-16
Предъявление иска. Общие предпосылки..…… ……….15-16
Возбуждение гражданского дела в суде………………...16-18
Подготовка гражданского дела к судебному разбирательству………………………………………………………...18-25
Судебное разбирательство…………………...………......25-38
Особенности заочного производства в гражданском судопроизводстве…………………………………………………..….38-47
III. Особое производство как самостоятельный вид гражданского судопроизводства……………………………………….. ……………48-49
Особенности возбуждения дел в порядке особого производства…………………………………………………………..48-49
Процессуальный порядок рассмотрения отельных категорий дел, рассматриваемых в порядке особого производства…………..49-75
IY. Процессуальные особенности рассмотрения дел в порядке особого искового производства...............................................................76
4.1. Рассмотрение дел по заявлениям о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах……………………………………………………………..76
4.2. Производство по делам об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях………..………………………76-78
4.3. Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих……………………78-80
Заключение………………………………………………………81-83
Литература……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Гражд судопр.doc

— 513.50 Кб (Скачать файл)

Заслушав доклад судьи, заключение прокурора, поддержавшего кассационный протест прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене из – за нарушения норм процессуального права судом первой инстанции, судебная коллегия находит решение суда незаконным и подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в ином составе по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 28 ГК РК гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан  безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства нет сведений о нем. Однако суд не применил указанные нормы материального права, а в нарушение процессуального закона не провел надлежащим образом подготовку дела к судебному разбирательству.

Так, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 298 ГПК РК судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица могут дать сведения об отсутствующем, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся о нем сведениях. Однако, как усматривается из содержания определения в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, требования ч. 1 ст. 298 ГПК РК судьей не были выполнены.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 298 ГПК РК судья после принятия заявления выносит определение о производстве за счет заявителя публикации в местной газете о возбуждении дела. Публикация должна содержать: наименование суда, в который поступило заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, наименование заявителя и его место жительства, фамилию, имя, отчество, место рождения и место последней работы отсутствующего, предложение лицам, имеющим ведения о месте пребывания гражданина, сообщить об этом суду в трехмесячный срок со дня публикации.

Однако, как усматривается из материалов дела, судья после принятия заявления не вынес определения о производстве публикации в местной газете о возбуждении дела за счет заявителя, а воспользовался старой публикацией в газете «Сарканд» следующего содержания:  «Саркандский райсуд возбудил дело о признании Прибыткова безвестно отсутствующим. Кто знает о месте его нахождения, просим сообщить в суд. Телефон 2-10-77». Как видно, данная публикация не отвечает требованиям указанной статьи. В частности, данная публикация не отвечает требованиям указанной статьи. В частности, не указано наименование заявителя и его место жительства, не указано место рождения и место последней работы отсутствующего, не указан срок – три месяца со дня публикации, в течение которого лицам, имеющим сведения о месте пребывания гражданина, можно сообщить об этом суду.

В деле имеется копия определения судьи, в котором он обязывает Прибыткову   произвести публикацию в местной газете о возбуждении судом для о признании Прибыткова безвестно отсутствующим. Однако ч. 2 ст. 298 ГПК РК не содержит требований о том, чтобы публикация производилась самим заявителем, а указывает лишь на то, чтобы она производилась за счет заявителя. В результате в определении судьи не содержатся, а в публикации не выполнены требования ч. 2 ст. 298 ГПК РК.

В деле также имеется определение суда об оставлении заявления Прибытковой без рассмотрения в порядке ст. 249- 250 ГПК РК по той причине, что заявительница отказалась от выполнения определения судьи о производстве публикации. Однако в ст. 249 ГПК РК представлен исчерпывающий перечень оснований для того, чтобы оставить заявление без рассмотрения и в нем нет такого основания как отказ заявительницы от выполнения определения суда.

По смыслу норм процессуального закона решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим имеет определенную специфику. В решении суда о признании гражданина безвестно отсутствующим указывается день, с которого лицо считается безвестно отсутствующим. Таким днем считается  день получения последних известий об отсутствующем. При невозможности установления дня получения последних сведений об отсутствующем, началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года (п. 2 ст. 28 ГК РК). Но суд взял за основу не день, с которого лицо считается безвестно отсутствующим, а год, с которого по утверждению заявительницы были прекращены брачные отношения. Однако прекращение брачных отношений не означает отсутствия одного из супругов. 

Необходимость тщательной проверки судом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, обусловлена тем, чтобы располагать данными, действительно ли гражданин является безвестно отсутствующим или он умышленно скрывает свое местонахождение с целью уклониться от исполнения обязательств по уплате алиментов.

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд существенных правовых последствий, предусмотренных как ГК, так и другими законодательными актами. В первую очередь над имуществом устанавливается опека. Цель опеки – сохранить имущество, удовлетворить за счет этого имущества выдает содержание тем, кого безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетним детям, нетрудоспособным родителям и т.д.), погашает задолженности и по другим обязательствам (выплата налогов, возвращение долгов кредиторам и др.).

Опека над имуществом, как правило, назначается на основании решения суда о признании гражданина безвестно пропавшего. Но в двух случая опека может быть установлена и до признания лица безвестно пропавшего. Первый случай предусмотрен пунктом 2 статьи 29 ГК, когда орган опеки и попечительства по заявлению заинтересованного лица назначает опекуна для охраны и управления имуществом. Например, если имеется угроза пропажи имущества или надо поддерживать его в надлежащем состоянии; в состав имущества входят акции. Второй случай – это предусмотренное пунктом 5 статьи 298 ГПК право судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим предложить органу опеки и попечительства назначить опекуна для охран и правления имуществом отсутствующего.

Кроме того, одним из оснований возникновения доверительного управления пункт 2 статьи 883 ГК называет установление опеки над имуществом безвестно отсутствующего по решению суда. Учредителем доверительного управления имуществом выступает орган опеки и попечительства, а управляющим – опекун, который осуществляет управление имуществом в интересах лица, признанного безвестно отсутствующим. Заключения договора доверительного управления в данном случае ГК не требует, следовательно, правомочия опекуна в данном случае будут регулироваться статьей 29 ГК. В отличие от ГК РК статья 43 ГК РФ предусматривает передачу имущества безвестно отсутствующего гражданина в доверительное управление лицу, которое определяется органом опеки  и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении. Аналогичная норма установлена и ГК Республики Беларусь, согласно которой при необходимости постоянного управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина орган опеки и попечительства заключает договор     о доверительном управлении. Доверительный управляющий имуществом признанного безвестно отсутствующим лица принимает исполнение его обязательств, за счет имущества отсутствующего погашает его долги, управляет этим имуществом в интересах такого лица. По заявлению заинтересованных лиц выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий  обязан содержать. Статья 29 ГК предусматривает не все последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 ЗоБС брак может быть расторгнут в упрощенном порядке. Согласие супруга, признанного безвестно отсутствующим, получено быть не может, поэтому в органы загса подается заявление супруга, желающего расторгнуть браг с супругам, признанным безвестно отсутствующего расторгнуть брак с супругом, признанным безвестно отсутствующим. Роль органов загса сводится к простой регистрации развода. Выяснять причины расторжения брака они не вправе. Вследствие признания гражданина безвестно отсутствующим прекращается также действие доверенности, выданной ему или им самим, и договора поручения.

Статья 30 ГК определяет последствия явки или обнаружения лица, ранее признанного безвестно отсутствующим. Обстоятельства, в силу которых гражданин длительное время отсутствовал и не давал о себе знать, могут быть различными: это и уклонение от уплаты алиментов, и попытка скрыться от кредиторов, и нахождение в плену и т.п.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, ему необходимо обратиться с заявлением в суд, который новым судебным решением отменяет свое прежнее. Это решение служит основанием для снятия с имущества опеки, а лицо, выступавшее опекуном, прекращает осуществление возложенных на него функций по охране и управлению имуществом. Обязанности по содержанию лиц, находящихся на иждивении, оплате долгов, права по распоряжению имуществом и т.п. будут осуществляться возвратившимися гражданином. Так, районный суд г. Алматы после появления Бондарева, уклонявшегося от уплаты алиментов, отменил прежнее решение на основании поданного им заявления. Вместе с тем суд вынес определение о выдаче исполнительного листа на взыскание  Бондарева в доход государства выплаченного пособия на его сына за тот период времени, пока он отсутствовал.

Все юридические отношения, возникшие из факта признания гражданина безвестно отсутствующим, в случае отмены соответствующего решения суда новым судебным решение отменяются. В то же время нельзя сказать об автоматической отмене прекращения брака. Так, в случае явки супруга, признанного судом безвестно пропавшим, и отмены соответствующего судебного решении брак может быть восстановлен органом загса по совместному заявлению супругов. Если супруга ступила в новый брак, прежний брак в данном случае автоматически не может быть восстановлен. Для этого необходимо расторгнуть новый брак, а затем с прежним супругом вновь зарегистрировать брак в органах загса. В том случае, если один из супругов не желает восстанавливать прежние семейные отношения, брак автоматически не может быть восстановлен, так как для восстановления необходимо согласие обоих супругов.1

Сделки, совершенные опекуном до отмены решения суда, сохраняют силу для явившегося гражданина. Так, если опекуном был заключен договор аренды автомобиля, явившийся гражданин не вправе требовать его расторжения с арендатором, но, выступая арендодателем, праве в будущем требовать арендной платы за пользование автомобилем.

Объявление гражданина умершим.  Если о гражданине в месте его жительства нет сведений в течение трех лет, он может быть в судебном порядке объявлен умершим. Во всех случаях гражданин может быть объявлен умершим независимо от того, предшествовало ли этому признание его безвестно отсутствующим. Закон не устанавливает прямой зависимости двух этих институтов, но в то же время и не исключает, что в отдельных случаях гражданина первоначально признают безвестно отсутствующим, а позже объявляют умершим. Так, районный суд г. Алматы по заявлению Мусиной в 1998 г. признал ее супруга безвестно пропавшим. Спустя два года Мусина вновь обратилась в суд с заявлением об объявлении супруга умершим, так как за этот период супруг не явился, а продолженные органами внутренних дел поиски не дали положительного результата. На основании представленных доказательств суд вынес решение об объявлении Мусина умершим. В данном случае началом исчисления срока для объявления гражданина умершим является день получения последних сведений о нем.

Для объявления гражданина умершим требуется  одновременно наличие ряда условий:

  • отсутствие гражданина в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основания предполагать его гибель от несчастного случая или других обстоятельств, угрожавших смертью. К обстоятельствам, угрожавшим смертью, можно отнести:
  • землетрясение, ураган, наводнение и т.п.,
  • к несчастным случаям – кораблекрушение, падение самолета, аварию на железнодорожном транспорте, пожар и т.п. в таких случаях имеется высокая степень вероятности гибели гражданина, хотя его тело не было обнаружено.
  • отсутствие сведений о гражданине и невозможность получить их или выяснить, жив ли он, несмотря на все принятые меры.
  • у гражданина отсутствуют мотивы к длительному безвестному отсутствию. Если гражданин умышленно по определенным причинам скрылся (например, скрывается от ответственности за совершенное преступление, от кредиторов и т.п.), то отсутствуют основания к предположению о его смерти. В этом случае статья 10 Указа об органах внутренних дел устанавливает обязанность осуществлять розыск лиц, совершивших преступления, скрывшихся от дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного или административного наказания, пропавших без вести и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Петлюх обратилась с заявлением в суд об объявлении умершим  Склярова. В  обоснование своего требования Петлюх указала, что 11 ноября 1996 г. ее брат Скляров ушел из дома и не вернулся.

При объявлении гражданина умершим действует презумпция его смерти. Тем самым можно согласиться с К.Б. Ярошенко по поводу того, что объявление гражданина умершим – это юридическая смерть. Однако в отличие от физической юридическая смерть не всегда безвозвратна. Если гражданин  фактически жив, новым решением суда отменяется решение об объявлении гражданина умершим. Объявление гражданина умершим необходимо отличать от установления факта смерти гражданина, хотя для обоих этих случаев предусмотрен судебный порядок. В основе решения суда лежит недостоверный факт смерти лица, а предположение его смерти, возникшее из – за длительного безвестного отсутствия. Порядок определен процессуальным законодательством. Суд устанавливает факт смерти гражданина, когда есть доказательства гибели гражданина  в определенное  время и при определенных обстоятельствах и нет необходимости что- либо предполагать, но органы записи актов гражданского состояния отказывают в регистрации события смерти. Установить факт смерти бывает необходимо при невозможности получить медицинское заключение о смерти, что имеет место при отсутствии тела умершего. При установлении факта смерти не требуется соблюдать сроки, установленные для объявления гражданина умершим. Разграничение объявления гражданина умершим и установления факта смерти важно и потому, что в связи с этим по- разному определяется момент смерти гражданина. При установлении факта смерти учитывается момент ее фактического наступления. Днем смерти лица, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении   умершим лица, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, суд может признать днем смерти этого лица день его предполагаемой гибели (например, день авиакатастрофы или пожара).

Правовые последствия объявления гражданина умершим. Последствия объявления гражданина умершим ГК не предусмотрены. Лишь одно условие, которое устанавливает пункт 4 статьи 31 ГК – это производство записи о смерти гражданина в книге записей актов гражданского состояния на основании вступившего в силу судебного решения.

Отсутствие в законе правовых последствий объявления гражданина умершим связано с тем, что они совпадают с последствиями, которые наступают после смерти гражданина. Это открытие навсегда, прекращение брака и личных обязательств, прекращение действия доверенности и договора поручения.

Информация о работе Виды гражданского судопроизводства