Судебные расходы и штрафы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является на основе изучения и обобщения учебной и специальной литературы, действующего законодательства, практики его применения и толкования, посвященных освещению и регулированию судебных расходов и судебных штрафов в гражданском процессе, выявить проблемные вопросы, изложить собственное отношение к существующим научным позициям, а также сложившейся практике и попытаться сформулировать собственные предложения по совершенствованию действующего законодательства. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и выявить основные функции судебных расходов;
Рассмотреть виды судебных расходов;
Определить основные правила распределения судебных расходов в гражданском процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1Правовое регулирование судебных расходов в гражданском судопроизводстве 5
1.1 Понятие и основные функции судебных расходов 5
1.2 Виды судебных расходов 8
1.3 Основные правила распределения судебных расходов 16
2Правовое регулирование судебных штрафов в гражданском судопроизводстве 20
2.1 Понятие судебных штрафов и порядок их наложения 20
2.2 Порядок сложения или уменьшения судебного штрафа 25
Заключение 28
Список использованных источников И литературы 30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ И ШТРАФЫ.docx

— 99.22 Кб (Скачать файл)

Кроме того, согласно абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции19.

Также следует учитывать возможность освобождения отдельных лиц от возмещения судебных расходов.

В соответствии со ст. 103 ГПК  РФ издержки, понесенные судом в  связи с рассмотрением дела, и  государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный  бюджет пропорционально удовлетворенной  части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с  рассмотрением дела, взыскиваются с  истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.

Если иск удовлетворен частично, а ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением  дела, взыскиваются в федеральный  бюджет с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально  той части исковых требований, в удовлетворении которой ему  отказано.

В случае если обе стороны  освобождены от уплаты судебных расходов, понесенные судом издержки возмещаются за счет федерального бюджета. Порядок и размер возмещения судебных расходов, понесенных судом, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации20, утвержденное постановлением Правительства РФ.

Распределение судебных расходов суд описывает в резолютивной части решения суда. Распределение судебных расходов заинтересованные лица вправе обжаловать подачей частной жалобы в суд второй инстанции.

 

  1. ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ СУДЕБНЫХ ШТРАФОВ  В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

 

    1. Понятие судебных штрафов и порядок их наложения

 

 

Судебный штраф представляет собой меру имущественного воздействия (санкцию), применяемую арбитражным  судом за процессуальные правонарушения, допускаемые в связи с неисполнением  обязанностей, установленных  ГПК РФ21.

Судебным штрафам присущи следующие признаки:

- судебный штраф представляет собой разновидность мер государственного принуждения как способа реализации юридических обязанностей, но применяемых в рамках гражданского процесса. В этом заключается отличие судебного штрафа от штрафов в гражданском, уголовном, административном праве, где они применяются за соответствующие гражданские, уголовные и административные правонарушения.

- судебные штрафы налагаются судом. В данном случае в качестве суда понимаются суды всех инстанций: мировые судьи; районные суды; суды краев, областей, автономных округов, автономной области, суды республик в составе Российской Федерации, суды городов федерального значения; Верховный Суд РФ. Суд может наложить штраф на любой стадии гражданского процесса. Вопрос о наложении штрафа может быть решен судьей единолично или в коллегиальном составе суда.

- судебные штрафы применяются в отношении лиц, участвующих в деле, и иных лиц, которые имеют в отношении суда определенные обязанности.

- основания наложения и размер штрафов указаны в ГПК РФ.

- штрафы взыскиваются из личных средств оштрафованных граждан, в том числе и в тех случаях, когда они налагаются на должностных лиц.

- штрафы взыскиваются в доход федерального бюджета.

- уплата штрафа не освобождает от исполнения соответствующей процессуальной обязанности, в связи с чем при повторном нарушении штраф может быть наложен вновь22.

ГПК предусматривает применение санкций в виде наложения судебных штрафов:

- за невыполнение требования суда о представлении доказательств по причинам, признанным судом неуважительными (ч. 3 ст. 57);

- нарушение наложенного в рамках мер по обеспечению иска запрета совершать определенные действия (ч. 2 ст. 140). Ответчик, нарушая обязательное указание суда, фактически создает для истца неблагоприятные последствия, поскольку своими действиями может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда, причинив убытки противной стороне. В целях нейтрализации негативных результатов действий ответчика истцу предоставлено право требовать возмещения убытков в судебном порядке;

- нарушение порядка в судебном заседании (ч. 3 ст. 159); уклонение переводчика от явки в суд или от надлежащего исполнения своих обязанностей (ч. 4 ст. 162);

- неявку в судебное заседание по неуважительным причинам свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика (ч. 2 ст. 168);

- неисполнение обязанности сообщить о мерах, принятых по частному определению суда (ч. 2 ст. 226);

- неявку в судебное заседание, в котором рассматривается дело, возникшее из публичных правоотношений, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, явка которых была признана судом обязательной (ч. 4 ст. 246);

- непредставление должностными лицами истребуемых судом доказательств по делам, возникающим из публичных правоотношений (ч. 2 ст. 249). Специфика предмета судебного разбирательства и субъектного состава дел, возникающих из публичных правоотношений, в которых хотя бы одной из сторон всегда является орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, предопределяет некоторые особенности в действиях суда. По общему правилу явка в суд — право стороны. В данном виде судопроизводства суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, местного самоуправления и должностного лица тем самым, создавая условия для рассмотрения дела. При отсутствии названных лиц возникает вероятность ситуации, при которой развитие процесса окажется затруднительным23.

Такое положение появляется в силу того, что обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших  основанием для принятия нормативного акта, его законности, а также  законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  и муниципальных служащих возлагается  на орган, принявший нормативный  акт, органы и лиц, которые приняли  оспариваемые решения или совершили  оспариваемые действия (ч. 1 ст. 249 ГПК).

Неисполнение обязательных требований суда о явке в суд и  непредставлении доказательств  по делам, возникающим из публичных  правоотношений, является основанием применения штрафных санкций к виновным должностным лицам.

Общим правовым основанием наложения  штрафа на должностных лиц и граждан, не относящихся к участникам процесса, являются требования, содержащиеся в  ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»24 (ст. 6), ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»25 (ст. 1), в соответствии с которыми вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Аналогичная норма содержится в ст. 13 ГПК.

При выявлении случаев  нарушения законности суд вправе вынести частное определение  и направить его в соответствующие  организации или должностным  лицам для принятия необходимых  мер. В соответствии со ст. 226 ГПК  в случае несообщения о принятых мерах по частному определению виновные должностные лица могут быть подвергнуты  штрафу. Наложение штрафа не освобождает  их от обязанности сообщить о мерах, принятых по частному определению суда.

О наложении штрафа суд  выносит определение. Наложение  штрафа не освобождает соответствующих  должностных лиц и граждан  от обязанности совершить указанное  судом действие (представить доказательства, принять меры по частному определению  суда и др.)26

Природа судебных штрафов  неоднозначна и вызывает многочисленные дискуссии правоведов. Одни склонны  рассматривать судебные штрафы как  меры административной ответственности. Данная точка зрения имеет право  на существование, тем более что  КоАП РФ предусматривает наложение административных взысканий за ряд аналогичных деяний27. Так, например, ст. 17.3 КоАП предусматривает административную ответственность в виде штрафа за неисполнение законного распоряжения судьи или судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Ст. 17.4 КоАП предусматривает наложение административного штрафа на должностное лицо за оставление без рассмотрения частного определения суда (представления судьи) или непринятие мер по устранению указанных в определении (представлении) нарушений закона28.

Другие предпочитают рассматривать  предусмотренные ГПК санкции  как особый вид ответственности - гражданскую процессуальную ответственность. Процессуальные санкции подлежат применению к лицам, которые своими действиями (бездействием) препятствуют нормальному  течению судебного процесса29. Прежде всего, это лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. В исключительных случаях, которые должны быть предусмотрены законом, судебные штрафы могут налагаться и на должностных лиц, не участвующих в рассмотрении дела (ч. 2 ст. 226, ч. 2 ст. 249 ГПК). Ни ст. 105 ГПК, ни другие статьи ГПК не раскрывают понятие "должностное лицо". В данном случае для уяснения смысла данного понятия представляется возможным обратиться к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которой под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, войсках и воинских формированиях РФ.

В целях возложения ответственности  на непосредственного нарушителя норм процессуального законодательства, а также для того, чтобы стимулировать  должностных лиц к оперативному выполнению законных требований суда, предусмотренных ГПК, ч. 2 ст. 105 ГПК  предусматривает, что штраф взыскивается из личных средств должностных лиц.

Представляется, что норму, закрепленную в ч. 2, следует толковать расширительно. Как следует из гипотезы ч. 2, ее действие распространяется лишь на должностных лиц, не участвующих в рассмотрении дела. Вместе с тем и в том случае, когда такие лица непосредственно участвуют в рассмотрении дела, штрафы, наложенные на них за нарушение предусмотренных федеральным законом обязанностей, также должны взыскиваться из их личных средств.

Определения (постановления) о наложении судебных штрафов  по гражданским делам обращаются к принудительному исполнению по истечении 10 суток после их вынесения, если штраф не уплачен добровольно  и не поступила просьба наказанного  о сложении или уменьшении размера  штрафа, а в случае поступления  такой просьбы - после вступления в законную силу постановления судьи  по вопросу сложения или уменьшения размера штрафа.

 

 

    1. Порядок сложения или уменьшения судебного  штрафа

 

 

В отличие от административных штрафов определения суда о наложении  судебных штрафов не могут быть обжалованы. Лицо, на которое наложен штраф, может  просить суд лишь о сложении или  уменьшении штрафа. Ст. 106 ГПК определяет порядок сложения и уменьшения судебного  штрафа30.

Под сложением следует  понимать освобождение от уплаты штрафа. Поскольку штраф налагается за виновные действия, то лицо, на которое наложен  штраф, должно представить доказательства отсутствия своей вины в совершении определенного действия либо в бездействии, должно доказать суду уважительность причин своего бездействия или невозможность совершения определенного действия, за невыполнение которого судом был наложен штраф. Признание той или иной причины уважительной, так же как и в случае восстановления пропущенных процессуальных сроков, зависит от усмотрения суда, поэтому лицо, ходатайствующее о сложении или уменьшении размера штрафа, должно обязательно приложить к заявлению соответствующие доказательства (больничные листы, справки из стационаров, командировочные удостоверения и проч.)31. Уменьшение размера штрафа возможно в том случае, если он не соответствует тяжести совершенного деяния или при наложении штрафа суд не учел каких-либо обстоятельств.

Лица, в отношении которых  судом вынесено определение о  наложении штрафа, в течение 10 дней со дня его получения вправе обратиться в суд с заявлением о сложении (о снятии) штрафа либо об уменьшении размера штрафа. Течение 10-дневного срока начинается на следующий день после дня получения копии  определения суда (ч. 3 ст. 107 ГПК РФ).

Заявление в письменной форме  подается в суд, который вынес  определение. В заявлении должны быть указаны:

Информация о работе Судебные расходы и штрафы