Шпаргалка по гражданскому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по гражданскому праву.

Файлы: 1 файл

гражданский процесс.docx

— 83.56 Кб (Скачать файл)

В отдельных случаях закон допускает  участие в деле и ответчиков только в процессуальном смысле.

Так, в тех случаях, когда родителям  неизвестно, кто усыновитель их ребенка, требование об отмене усыновления предъявляется к органу опеки и попечительства по месту вынесения решения об усыновлении. Орган опеки и попечительства может быть процессуальным ответчиком также по искам о восстановлении в родительских правах, о возврате ребенка (ст. 72 СК).

6.    В ч. 1 ст. 46 ГПК закреплен  также уже сложившийся в современном  российском законодательстве и  судебной практике институт предъявления исков в защиту неопределенного круга лиц. Такие иски могут быть предъявлены в случаях, предусмотренных законом, государственными органами, органами местного самоуправления, организациями или гражданами в защиту порушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов значительного круга лиц.

Круг лиц, в интересах которых  возбуждается дело, заранее неизвестен, как правило, его вообще невозможно или трудно определить. Поэтому для  возбуждения подобного дела необходимо лишь одно условие: данное пол-

номочие соответствующего органа или  организации (гражданина) должно быть предусмотрено законом. Предварительного согласия (просьбы) заинтересованных лиц на предъявление подобного иска не требуется, поскольку их круг заранее определить весьма затруднительно.

Так, согласно ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»1 органы государственной власти РФ вправе предъявить иск в суд о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Аналогичное право предоставлено органам государственной власти субъектов РФ (ст. 6 данного Закона), гражданам (ст. 11), общественным и иным некоммерческим объединениям (ст. 12).                           """

Статьей 46 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2 предусмотрено, что граждане, проживающие на территории муниципального образования, вправе наряду с органами местного самоуправления и их должностными лицами предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления.

Право государственных органов, органов  местного самоуправления, общественных и иных организаций, граждан обращаться в суд в целях защиты чужих интересов традиционно рассматривалось в нашей учебной и научной литературе как одно из дополнительных средств реализации прав конкретных субъектов, граждан или юридических лиц, которые должны участвовать в деле как истцы (ч. 2 ст. 38 ГПК). В этом институте общественные интересы сочетаются с личными, но превалируют последние3.

Между тем, как видно из приведенных  и других законов РФ, принятых в  последние годы, в нашей правовой действительности возникло новое явление — иски в защиту прав и интересов неопределенного круга граждан, народного хозяйства, окружающей среды, преследующие государственные, общественные, групповые интересы. Их цель - защита публичных интересов. Это правовой институт, существенно отличающийся от ранее известного, природа которого активно исследуется.

Эти иски, безусловно, имеют определенные особенности, которые, к сожалению, не отражены в новом ГПК, кроме  указания в ст. 45 и 47 о возможности  их предъявления. Представляется, что  по таким делам недопустим отказ от иска, поскольку конкретный субъект спорного права или охраняемого законом интереса не определен.

1   РГ. 2002. 12 янв.

2  СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 3506.

3   См.: Бернэм У., Решетникова И. В., Яркое В. В. Судебная реформа: проблемы гражданского процесса. Екатеринбург, 1996. С. 73-91, 130-138; Батаева Н. С. Судебная защита прав и  интересов неопределенного круга лиц: Автореф. дис.  ... канд. юрид.  наук.  М ,   1999;  Носенко М. С Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Лболонин Г. О. Групповые иски. М., 2001.

102

Раздел I. Общие положения

Глава 4. Лица, участвующие  в деле

103

В судебной практике количество дел  о защите неопределенного круга  лиц за последние 2—3 года значительно  увеличилось1.

§ 10. Участие в деле государственных  органов, органов местного самоуправления для дачи заключения

1.   В предусмотренных законом  случаях государственные органы, органы местного самоуправления могут вступить в дело до принятия решения судом первой инстанции по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов РФ, ее субъектов, муниципальных образований (ч. 1 ст. 47 ГПК).

ГПК предусматривает обязательное привлечение государственных органов, органов местного самоуправления лишь по делам особого производства (ч. 1 ст. 272, ст. 284, 288 ГПК). Привлечение государственных органов и органов местного самоуправления к участию в деле предусмотрено и СК. Вопрос о привлечении в процесс государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу должен решаться судьей при подготовке дела к судебному разбирательству.

В отличие от ГПК 1964 г. в новом  Кодексе не регламентируется порядок участия-госорганов и органов местного самоуправления в судебном заседании. В нем установлено лишь, что они могут вступить в дело до принятия судом решения, следовательно, до удаления суда в совещательную комнату. Кроме того, в ст. 189 ГПК предусмотрено, что слово для заключения представителю этих органов дается по окончании рассмотрения дела по существу, как и прокурору, при этом последовательность их выступлений не определена. Возможность же привлечения (вступления) государственного органа или органа местного самоуправления в дело для дачи заключения до вынесения решения неизбежно приведет к необходимости возобновления судебного разбирательства и, следовательно, затяжке процесса, не исключая отложения судебного заседания. Поэтому целесообразнее решать этот вопрос в период подготовки дела к судебному разбирательству либо в подготовительной части судебного разбирательства.

2.   Поскольку ГПК не определяет  порядок участия в деле госорганов  и органов местного самоуправления, следует исходить из того, что  они наделены правами лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК) с учетом цели вступления в процесс.

Заключения государственных органов, органов местного самоуправления представляются в суд в письменном виде, хотя допустимо и устное заключение. Оно составляется, как правило, на основе предварительного обследования и изучения материалов дела. В некоторых случаях заключение может быть составлено и по инициативе самого органа управления и даже до возбуждения дела в суде (например, заключения органов опеки и попечительства по спорам, связанным с воспитанием детей, по делам о лишении родительских прав).

1  См., например: ВВС РФ 2002. №5. С 9-11; №3. С. 3-8,  12; 2003. №4. С 1-4.

Лица, участвующие в деле, и представители  могут задавать уполномоченному этого органа вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения. Заключение органов государственного управления имеет важное значение по делу, но для суда оно необязательно. Однако свое несогласие с заключением суд должен мотивировать.

3.   С целью дачи заключения  по делу в гражданском процессе  чаще всего участвуют следующие  государственные органы и органы  местного самоуправления:

а)   органы опеки и попечительства - по делам, затрагивающим интересы детей и других недееспособных лиц, например по делам о дередаче детей  на  воспитание,   неправильном  использовании  родителями  своих прав, лишении родительских прав, об усыновлении и об отмене усыновления, использовании опеки в корыстных целях, о возмещении ущерба, причиненного несовершеннолетнему лицу, по делам, затрагивающим жилищные права детей (ст. 28, 70, 72, 73, 78 СК);

б)   органы социального обеспечения  — по делам особого производства, возбуждаемым в целях назначения пенсии (объявление лица умершим или  безвестно отсутствующим);

в)   жилищно-коммунальные органы - по делам, связанным с владением жилищами и другими помещениями на праве личной собственности (выселение, раздел и обмен жилой площади, переоборудование нежилых помещений под жилье, сделки по поводу строений, о принадлежности строения на праве собственности и др.), а также по спорам между совладельцами строений, находящихся на неразделенном земельном участке, о порядке пользования этим участком.

Участие в гражданском процессе указанных органов и необходимость  извещения их судом о деле объясняется  тем, что решение суда может затронуть интересы соответствующей отрасли управления. В отдельных случаях судебным решением может быть возложена определенная обязанность на тот или иной орган управления, что также является основанием участия в деле.

В судебной практике непривлечение  государственных органов, органов  местного самоуправления к участию  в деле в случаях, предусмотренных  законом, рассматривается как основание к отмене решения суда.

4.   Согласно ч. 2 ст. 47 ГПК суд  вправе по своей инициативе  привлечь к участию в деле  соответствующий государственный  орган или орган местного самоуправления для дачи заключения в необходимых случаях, независимо от того, предусмотрено это законом или нет.

Включение в ст. 47 ГПК приведенной  нормы объясняется тем, что в  судебной практике нередко возникали  ситуации, когда суду необходимо получить компетентное заключение госоргана  или органа местного самоуправления, не предусмотренное законом. В таких случаях суды нередко привлекали такие органы в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, с возложением на них обязанности дать заключение по делу, что не соответствовало закону. Учитывая потребности судебной практики, в литературе ставился вопрос о привлечении судом в необходимых случаях компетентных органов для дачи заключения по делу в пределах их компетенции1.

1 См., например Гражданское процессуальное право России Учебник / Под Ред М. С. Шакарян. М , 1998 С. 108-109

104

Раздел I. Общие положения

Дополнение ст. 47 ГПК этой нормой отразило это предложение. Реализация в судебной практике данной нормы позволит избежать ошибок, допускаемых при определении процессуального положения органон местного самоуправления, не связанных материальным правоотношением с одной из сторон.

5. Государственные органы, органы  местного самоуправления и их  представителей не следует отождествлять  с другими участниками процесса. В частности, представителей этих  органов следует отличать от  свидетелей и экспертов: свидетель  сообщает суду сведения об  известных ему фактах; эксперт  дает заключение как специалист  по определенному вопросу на  основе изученных материалов дела. Эксперт, как и свидетель, предупреждается об ответственности. Они привлекаются к участию в процессе лишь для установления юридических фактов по делу. Представители государственных органов, органов местного самоуправления активно участвуют в процессе установления и исследования всех обстоятельств дела и обязаны дать правовую оценку в пределах своей компетенции.

В отличие от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, государственные органы, органы местного самоуправления не имеют материально-правового интереса по делу и ни с одной из сторон материальным правоотношением не связаны. При наличии такой связи исключается возможность привлечения органа управления для дачи заключения; в таком случае названные органы должны участвовать в деле в качестве стороны или- третьего лица.

Так, жилищные органы - владельцы жилищного  фонда, являясь субъектами жилищных правоотношений, не могут участвовать в деле по основаниям, предусмотренным ст. 47 ГПК. По таким основаниям можно было бы привлекать к участию в деле жилищные органы, на которые возложен контроль за распределением жилья в ЖСК и ведомственном фонде. И хотя жилищным законодательством не предусмотрено привлечение этих органов для дачи заключения по делам с участием ЖСК и ведомств, суды вправе привлекать их с этой целью, руководствуясь ч. 2 ст. 49 ГПК.

Из изложенного видно, что по новому ГПК условия и формы  участия в гражданском деле прокурора  и государственных органов, органов  местного самоуправления значительно сближены.


Информация о работе Шпаргалка по гражданскому праву