Производство с участием иностранных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 06:18, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении особенности рассмотрения споров с иностранным элементом арбитражными (третейскими) судами.
Исходя из этой цели, были поставлены следующие основные задачи курсовой работы:
раскрыть теоретические основы и природу судопроизводства по делам с участием иностранных лиц в арбитражном суде Российской Федерации;
выявить особенности и рассмотреть компетенцию арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц;
определить и рассмотреть судебный иммунитет субъектов арбитражных процессуальных правоотношений;
охарактеризовать процессуальные права иностранных лиц.

Содержание работы

Введение 3
1. Правовые основы арбитражного производства по делам с участием иностранных лиц 5
2. Судебный иммунитет 10
3. Производство по делам с участием иностранных лиц в Арбитражных судах 17
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Производство с участием иностранных лиц.docx

— 74.05 Кб (Скачать файл)

Консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа». Требование легализации относится и к документам, исходящим от властей консульского округа.

Свидетельствование  консулами документов и актов, составленных при

участии властей их консульского округа или исходящих от этих властей, означает установление подлинности подписей на этих документах и соответствия оформления документов законам страны их происхождения.20

Засвидетельствованию  документа российским консулом в  стране пребывания предшествует удостоверение  подписей на документе и, тем самым, подтверждение законности выдачи документа  со стороны Министерства иностранных дел страны пребывания консула или другого уполномоченного местного органа власти.

Легализационный документ оценивается арбитражным судом на общих основаниях. Легализационная надпись российского консула не сообщает документу дополнительной юридической силы.

Легализация иностранного документа необходима для предоставления последнего в  качестве доказательства в арбитражном  процессе, но не исключает проверки со стороны суда с целью установления правильности содержащихся в нем  сведений по существу.

Отмена требования консульской легализации возможна лишь на основе международного договора, устанавливающего иной порядок представления иностранных документов в судебные органы. Таким образом, арбитражный суд вправе принимать иностранные официальные документы без консульской легализации, если последнее предусмотрено двусторонним международным договором и документы сопровождены их заверенным переводом на русский язык.

Арбитражный суд принимает иностранные документы  без их легализации в случаях, предусмотренных Гаагской конвенцией, отменяющей требования легализации  иностранных официальных документов (1961 г.). 21

Статья 2 Гаагской конвенции предусматривает: «каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется настоящая конвенция».22 Ст. 1 Конвенции к таковым относит и документы административного характера. Единственной формальностью, которая подтверждает подлинность подписей должностных лиц и печатей, согласно ст. ст. 3 и 4 Конвенции, является проставление апостиля (штампа с заголовком на французском языке – «Apostille (Convention de la Hage du 5 octobre 1961)»).

Официальные документы из стран - участниц Гаагской конвенции принимаются на территории России с апостилями, проставленными с 31 мая 1992 г.

Арбитражный суд вправе принять письменные иностранные  документы когда подписи должностных  лиц на них заверены апостилем нотариуса того государства, из которого они поступили, а перевод этих документов был сделан в Российской Федерации, подпись переводчика при этом заверена апостилем Российского нотариуса.

При производстве в арбитражном суде с иностранными лицами нередко возникает необходимость  в процессуальных документах, находящихся  на территории другого государства. В силу ст. 256 АПК РФ арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и другие). Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если: исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации; исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации; не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.

Исполнение  арбитражным судом поручений  о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном  АПК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Арбитражные суды могут в порядке, установленном  международным договором Российской Федерации или федеральным законом, обращаться к иностранным судам  или компетентным органам иностранных  государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.

 Вопрос  об исполнении или об отказе  в исполнении иностранного судебного  поручения рассматривается в  судебном заседании. По результатам 

рассмотрения  выносится определение.

К другим процессуальным действиям, о которых  идет речь в ч. 1  статьи 256 АПК РФ могут быть: опрос свидетелей, обеспечение иска, признание и исполнение судебного решения, взыскание судебных расходов и

т.д. Указанные  действия производится в порядке, предусмотренном  АПК РФ и международными договорами с участием Российской Федерации.23

Одним из таких международных договоров  является заключенная Российской Федерацией, Республикой Арменией, Беларусей, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном, Узбекистаном, Грузией, Кыргызской Республикой, Туркменистаном и Украиной (Договаривающимися Сторонами) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Договаривающиеся  Стороны оказывают друг другу  правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных  законодательством запрашиваемой  Договаривающейся Стороны, в том  числе: составления и пересылки  документов, проведения осмотров, изъятия, передачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, свидетелей, экспертов, розыска лиц, признания и исполнения судебных решений по гражданским  делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также  путем вручения документов (ст. 6 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).24

В поручении  об оказании правовой помощи должны быть указаны: наименование запрашиваемого учреждения; наименование запрашивающего учреждения; наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; имена и фамилии сторон, свидетелей, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие; для юридических лиц - их наименование, юридический адрес и/или местонахождение; при наличии представителей вышеперечисленных лиц, - их имена, фамилии и адреса; содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения.

В поручении  о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения (ст. 7 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

При исполнении поручения об оказании правовой помощи суд применяет законодательство Российской Федерации. По просьбе запрашивающего учреждения суд может применить  и процессуальные нормы запрашивающей  Договаривающейся Стороны, если только они не противоречат законодательству Российской Федерации. Если суд не компетентен исполнить поручение, он пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.

По просьбе  запрашивающего учреждения суд своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте  исполнения поручения, с тем, чтобы  они могли присутствовать при  исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой  Договаривающейся Стороны.25 В случае если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, суд принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры для установления адреса.

После выполнения поручения суд возвращает документы  запрашивающему учреждению; в том  случае, если правовая помощь не могла 

быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению (ст. 8 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

Свидетель, истец, ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному судом, явится в учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны, не может быть независимо от своего гражданства привлечен на ее территории к уголовной или  административной ответственности, взят под стражу и подвергнут наказанию  за деяние, совершенное до пересечения ее государственной границы. Вызов указанных лиц, проживающих на территории одной Договаривающейся Стороны, в учреждение юстиции другой Договаривающейся Стороны не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки (ст. 9 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

Суд осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в Российской Федерации, если вручаемые документы  написаны на русском языке либо снабжены заверенным переводом на этот язык. В противном случае он передает документы  получателю, если он согласен добровольно  их принять. Если документы не могут  быть вручены по адресу, указанному в поручении, суд по своей инициативе принимает меры, необходимые для  установления адреса. Если установление адреса судом окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее  учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению (ст. 10 Конвенции  о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным  делам).

Вручение  документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной  печатью суда, и содержащим указание даты вручения и подпись работника  учреждения, вручающего документ, или  выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны  способ, место и время вручения.

Просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, не только если оказание такой  помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности Российской Федерации, но и когда оно противоречит законодательству Российской Федерации.

О направлении  поручения в суд иностранного государства арбитражный суд  РФ выносит определение. Судебные поручения, как правило, направляются в иностранные  государства через Министерство юстиции РФ.26

Судебные  поручения арбитражных судов  представляются в Министерство юстиции  Российской Федерации на русском  языке. В дальнейшем Министерство юстиции  РФ в случае необходимости подлежащие вручению документы сопровождает переводом на язык запрашиваемого государства. При наличии явно выраженного согласия получателя возможно одновременное вручение адресованного ему документа без перевода.

Пунктом 5 «Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» (Киев, 20 марта 1992 г.) предусмотрен особый порядок выполнения судебных поручений, направляемых в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину. Судебные поручения арбитражных судов РФ направляются в названные выше государства почтовой связью, без перевода, непосредственно в суды, компетентные разрешать экономические споры на территории этих государств.27

Судебные  поручения арбитражных судов  в Монгольскую Народную Республику направляются как через Министерство юстиции РФ, так и через управления юстиции приграничных республик, краев  и областей Российской

Федерации.28

Направление судебного поручения в порядке  правовой помощи возможно и на условиях международной вежливости в отсутствие международного договора об оказании правовой помощи. В этом случае с  компетентными органами государств, не связанных с Российской Федерацией договорами о правовой помощи, Министерство юстиции РФ при оказании правовой помощи по гражданским делам сносится в дипломатическом порядке (через Министерство иностранных дел РФ и российских консулов в иностранных государствах).

Если  арбитражным судом РФ вынесено решение, которое подлежит направлению на исполнение на территории иностранного государства, взыскатель может обратиться в суд этого государства с  ходатайством о принудительном исполнении. К ходатайству взыскателя арбитражный  суд Российской Федерации, вынесший решение, выдает: а) заверенную копию  судебного решения; б) официальный  документ о вступлении решения в  силу, если это не следует из текста самого решения; в) в случае если ответчик не принял участия в процессе рассмотрения дела - документ, из которого следует, что  ему было своевременно и в надлежащей форме вручено извещение о  вызове в суд.

При направлении  решения арбитражного суда для принудительного  исполнения в иностранное государство  копия решения арбитражного суда может сопровождаться и другими  необходимыми документами: справкой о  том, что решение ранее не исполнялось  на территории Российской Федерации; справкой о том, в какой части решение  исполнялось; документом  наличии  соглашения сторон о подсудности.

Арбитражный суд РФ может отклонить любую  просьбу об оказании правовой помощи, если оказание такой помощи может  нанести ущерб суверенитету или  безопасности Российской Федерации; не будет соответствовать принципам  российского законодательства, а  также если исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда и если подлинность документов, переданных в судебном поручении, не установлена или отсутствует реальная возможность исполнения конкретного судебного поручения. Об отказе в исполнении судебного поручения выносится мотивированное определение.29

Арбитражный суд РФ может также исполнить  решения иностранных судов. Согласно международным соглашениям о правовой помощи, предусматривающим компетенцию арбитражных судов на исполнение иностранных судебных решений, основанием для отказа в исполнении решения могут являться следующие условия: нарушение права стороны на защиту в ходе судебного процесса; вынесение решения некомпетентным судом; истечение трехлетнего срока давности для предъявления решения к принудительному исполнению; решение по законодательству государства, на территории которого оно вынесено, не вступило в законную силу; наличие вступившего в законную силу решения российского суда, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или наличие в производстве российского суда дела между теми же сторонами, по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде.30

Информация о работе Производство с участием иностранных лиц