Производство с участием иностранных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 06:18, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении особенности рассмотрения споров с иностранным элементом арбитражными (третейскими) судами.
Исходя из этой цели, были поставлены следующие основные задачи курсовой работы:
раскрыть теоретические основы и природу судопроизводства по делам с участием иностранных лиц в арбитражном суде Российской Федерации;
выявить особенности и рассмотреть компетенцию арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц;
определить и рассмотреть судебный иммунитет субъектов арбитражных процессуальных правоотношений;
охарактеризовать процессуальные права иностранных лиц.

Содержание работы

Введение 3
1. Правовые основы арбитражного производства по делам с участием иностранных лиц 5
2. Судебный иммунитет 10
3. Производство по делам с участием иностранных лиц в Арбитражных судах 17
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Производство с участием иностранных лиц.docx

— 74.05 Кб (Скачать файл)

Судебный  иммунитет международных организаций  определяется международным договором  Российской Федерации и федеральным  законом.  Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном  законом иностранного государства  или правилами международной  организации. В этом случае арбитражный  суд рассматривает дело в порядке, установленном АПК РФ.12

 Указанная  статья АПК закрепляет широко  известный в международном публичном  и частном праве принцип судебного  иммунитета иностранного государства.  Основание принципа составляют  такие категории, как суверенитет  и суверенное равенство государств, не дозволяющие одному из них  подчинять судебной власти другое  без его добровольного согласия.

Согласие  на такое подчинение должно быть выражено положительно тем компетентным органом  иностранного государства, которому данное полномочие предоставлено внутренним законодательством. Обычно это правительства или министерства.

Согласно принципу суверенного  равенства государств иностранное  государство на территории другого  государства должно пользоваться судебным иммунитетом, иммунитетом от предварительных мер и иммунитетом от исполнительных действий (слагаемые теории абсолютного иммунитета).

Судебный иммунитет гарантирует, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться в судах другого государства без его согласия. Иммунитет от предварительных мер предполагает, что в порядке обеспечения иска имущество иностранного государства не может быть подвергнуто обеспечительным мерам со стороны другого государства. Иммунитет от исполнительных действий означает, что недопустимо обращение мер принудительного исполнения на имущество иностранного государства без его согласия.13

Перечень  процессуальных действий, совершаемых  только при получении указанного согласия, носит исчерпывающий характер и расширению не подлежит. Первое из таких действий - предъявление иска к иностранному государству. Правовые системы разных стран неодинаково  разрешают вопрос о том, когда  суд должен быть осведомлен о позиции  компетентного органа ответчика, а  именно: до или в момент подачи заявления, или после официального возникновения  процесса по делу. Обращение к положениям АПК позволяет заключить, что, по общему правилу, доказательства согласия зарубежной страны выступить ответчиком истцу следует приложить к  первоначально направляемым суду исковым  материалам.

Такими  доказательствами могут быть: контракт, где есть специальный пункт о  порядке рассмотрения вероятных  споров (по типу арбитражной оговорки), или отдельный документ, полученный в ходе предварительных претензий, переговоров, попыток мирного урегулирования конфликта. При отсутствии упомянутых доказательств нужно возвращать исковое заявление, а ошибочно принятое - оставлять без рассмотрения.

Арбитражный суд принимает иск по коммерческому  спору, ответчиком

в котором  является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, или межгосударственная организация, имеющая иммунитеты согласно международному договору, только при наличии явно выраженного согласия ответчика  на рассмотрение спора в арбитражном  суде Российской Федерации. Подобное согласие следует рассматривать в качестве  отказа от судебного иммунитета иностранного государства или международной  организации.14

Согласие  на рассмотрение спора в арбитражном  суде Российской Федерации должно быть подписано лицами, уполномоченными  законодательством иностранного государства  или внутренними правилами международной  организации на отказ от судебного  иммунитета.

Согласие  иностранного государства на его  привлечение к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований на предмет  спора, на арест государственного имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в порядке обеспечения  иска или исполнения решения, на изъятие  этого имущества при удовлетворении требований истца, может быть затребовано  и получено уже после начала производства по делу. Если оно не получено, перечисленные действия просто не совершаются.

Следует обратить внимание на три момента: позиция компетентного органа иностранного суверена должна быть выражена не общей формулировкой, а применительно к каждому из процессуальных действий, указанных в АПК. Соответствующим образом истцу следует излагать запросы ответчику; режим иммунитета распространяется и на то имущество иностранного государства, которое законно передано во владение или управление российской организации, не обладающей никаким иммунитетом (например, в аренду); статья 251 АПК в равной степени применяется ко встречным искам, когда первоначальный иск заявлен иностранным государством.

Основу  этой статьи продолжает составлять давно  воспринятая нашей страной концепция  так называемого абсолютного  судебного иммунитета иностранного государства, т.е. распространение иммунитета также и на гражданско - правовые отношения с участием государства, прежде всего на заключаемые им коммерческие контракты. Между тем немало стран, в том числе лидирующих на мировом рынке (США, ФРГ, Великобритания и др.), ныне распространяют категорию иммунитета лишь на те акты иностранных государств, которые имеют властный, публично - правовой характер. Это реализация доктрины «функционального или ограниченного суверенитета», не подлежащего применению к действиям «торгующего» государства.

Однако  необходимо констатировать, что ст. 251 АПК предусматривает потенциальную  возможность полного или частичного отхода от концепции безграничного  судебного иммунитета иностранного государства. Положения  ст. 251 АПК  применяются, «если иное не предусмотрено  федеральными законами или международными договорами Российской Федерации». Эта  оговорка также открывает дорогу для применения ответных ограничений  к государствам, где по отношению  к Российской Федерации вводятся дискриминационные меры.15

Так, в качестве примера хотелось бы привести следующий случай. Арбитражный суд при Стокгольмской торговой палате наложил арест на счета российского Правительства в Швейцарии и Люксембурге. Иск был предъявлен швейцарской корпорацией «Нога трейдинг С.А.» по поводу невыполнения российской стороной в полном объеме генерального соглашения о поставках и кредитах, заключенного с Правительством РСФСР в 1991 г. На Россию в данном случае не был распространен иммунитет иностранного государства, по которому ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства, его органов и его собственности.

Если иностранное государство  ведет торговую деятельность, заключает  торговые сделки, оно не пользуется иммунитетом. Определение смысла понятия  «торговая деятельность» имеет важное значение, т.к. в этом случае законодательный подход государств к трактовке понятия «торговая деятельность, торговая сделка» различен. В законах этих стран понятие «торговая сделка» включает: контракты о поставке товаров или предоставлении услуг; договоры займа или другие сделки финансового характера, гарантии и поручительства; сделки или деятельность торгового, промышленного, профессионального или подобного характера, в которую государство вступает или с которой государство связано иным образом, чем при осуществлении суверенных функций. Но само определение торговой деятельности в них отсутствует. Предусматривается, что суды при определении характера деятельности иностранного государства должны принимать во внимание именно природу сделки, а не ее цель.16

Законодательством зарубежных стран  предусмотрены и другие требования, при которых иностранное государство  не пользуется иммунитетом. Так, иностранному государству иммунитет не предоставляется  в отношении споров, связанных  с контрактом о найме на работу, причинением вреда здоровью, утратой  или повреждением имущества, споров, связанных с интеллектуальной собственностью, участием государства в корпорациях, споров относительно торговых судов.

В соответствии с законами Великобритании, Австралии, Канады, Пакистана согласие иностранного государства подчиниться  юрисдикции иностранных судов не считается согласием на применение предварительных мер и исполнительных действий. В практике же американских судов отказ от судебного иммунитета означает отказ от  иммунитета от предварительных мер и исполнительных действий.

В Великобритании, Канаде, США, Австралии, Сингапуре иностранному государству  не предоставляется иммунитет от исполнительных действий в отношении  собственности, которая используется в торговых целях.

В странах, не закрепивших законодательно понятие «иммунитет государства», но судебная практика которых применяет положения теории ограниченного иммунитета, иностранному государству также не предоставляется иммунитет от предварительных мер и исполнительных действий, если его собственность используется в торговых целях.

Вместе с тем существуют виды собственности иностранного государства, которым предоставляется полный иммунитет от предварительных мер  и исполнительных действий: это собственность  иностранного государства, которая  используется для нужд консульского и дипломатического представительства (Великобритания, Пакистан и др.).

Иммунитетом от предварительных мер  и исполнительных действий пользуется и собственность, которая используется или предназначена для использования  в связи с военной деятельностью, или является военной по своей  природе, либо находится под контролем  военных властей (Канада, США, Австралия).

И, наконец, Российская Федерация может добровольно  при заключении конкретного договора отказаться от иммунитета для определенных имущественных отношений. Примером служит ст. 23 Закона РФ от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции»: «В соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен... отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения».17 Остается пожелать субъектам российского права при заключении контрактов с иностранными государствами (и международными организациями) включать в них аналогичные условия.

Наряду  с иностранными государствами привилегии судебного иммунитета в том или  ином объеме распространяются на определенные международные организации, что  и нашло отражение в ст. 251 АПК. Статусы таких субъектов неодинаковы, а потому эта норма носит отсылочный характер. При возникновении конкретных дел ответ надлежит искать в российских федеральных законах и международных  договорах. Соответствующая информация может быть также извлечена из учредительных документов организаций.

Один  из примеров. В Соглашение между  Правительством РФ и Организацией экономического сотрудничества и развития о привилегиях  и иммунитетах Организации в  Российской Федерации включены статьи: судебно- процессуальный иммунитет, неприкосновенность имущества, неприкосновенность помещений, неприкосновенность архивов (ст. 4 - 7).18 Наименование статей дает определенное представление об их содержании.

Таким образом, именно на международных организациях, а не на их контрагентах, лежит бремя убеждения суда в наличии иммунитета и его границах. Поэтому вопрос об иммунитете подлежит рассмотрению после принятия иска и официального начала производства. Здесь есть отличие от претензий, предъявляемых частными лицами к иностранным государствам. Судебный иммунитет государств, по общему правилу, презюмируется. По отношению к организациям такая презумпция неправомерна.

 

 

 

 

3. Производство по делам  с участием иностранных лиц  в Арбитражных судах

Как было сказано выше, дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам АПК РФ и в сроки, с особенностями, предусмотренными ст. 253 АПК РФ, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

В случаях, если иностранные лица, участвующие  в деле, рассматриваемом арбитражным  судом в Российской Федерации, находятся  или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о  судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления  поручения в учреждение юстиции  или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным  судом на срок, установленный договором  о правовой помощи для направления  поручений в учреждение юстиции  или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в  договоре такого срока или при  отсутствии указанного договора не более  чем на шесть месяцев.19

Порядок рассмотрения дел с участием иностранных  лиц урегулирован не только АПК РФ, но и некоторыми иными федеральными законами.

Так, согласно ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» к регулируемым им отношениям, с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения АПК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными  органами иностранных государств вне

пределов  Российской Федерации по нормам иностранного права в отношении российских организаций и граждан или  иностранных лиц, принимаются арбитражными судами в Российской Федерации при наличии легализации указанных документов или проставлении апостиля.  Документы же, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд в Российской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

 Официальные  иностранные документы легализуются  в дипломатической или консульской  службе (органах внешних сношений) Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Информация о работе Производство с участием иностранных лиц