Правовой режим государства как участника гражданско-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 21:00, реферат

Описание работы

В системе международных отношений центральное место занимает государство. Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, т.е. Осложненных иностранным элементом. Например, государство арендует или покупает в иностранном государстве участок земли для дипломатической миссии или для иных нужд; арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства; фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов; заключает договор подряда с иностранной фирмой для строительства или реконструкции своих зданий. Государство выступает в качестве наследника, выпускает облигации на территории иностранного государства, хранит деньги в иностранных банках и т.д.

Содержание работы

1. Правовой режим государства как участника гражданско-правовых отношений
1.1 Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права
1.2 Иммунитет государства и его виды
1.3 Понятие и содержание юрисдикционного иммунитета государства
1.4 Виды иммунитета государства и их правовое регулирование
1.5 Правовой режим гражданско-правовых отношений
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

123.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Правовой режим государства как участника гражданско-правовых отношений

Содержание

1. Правовой режим государства  как участника гражданско-правовых  отношений

1.1 Особенности правового  положения государства как субъекта  международного частного права

1.2 Иммунитет государства и его виды

1.3 Понятие и содержание  юрисдикционного иммунитета государства

1.4 Виды иммунитета государства  и их правовое регулирование

1.5 Правовой режим гражданско-правовых  отношений

Список использованных источников

1. Правовой режим  государства как участника гражданско-правовых отношений

1.1 Особенности  правового положения государства  как субъекта международного  частного права

В системе международных отношений центральное место занимает государство. Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, т.е. Осложненных иностранным элементом. Например, государство арендует или покупает в иностранном государстве участок земли для дипломатической миссии или для иных нужд; арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства; фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов; заключает договор подряда с иностранной фирмой для строительства или реконструкции своих зданий. Государство выступает в качестве наследника, выпускает облигации на территории иностранного государства, хранит деньги в иностранных банках и т.д.

Если государство выступает в них только в качестве одной стороны, то эти отношения регулируются нормами не международного права, а международного частного права. Государство может:

- предоставлять и получать кредит (Российская Федерация может заключать как заемщик кредитные соглашения с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Кредитные соглашения и договоры могут заключать и субъекты федерации);

- использовать форму займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг (от имени Российской  Федерации);

- предоставлять гарантии по займам и кредитам (Россия может заключать договоры о предоставлении государственных гарантий в России. Решение о предоставлении государственных гарантий принимается правительством РФ в порядке, определяемом федеральным законом “о правительстве Российской Федерации” и указом президента РФ от 23 июля 1997 г. “о предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам”);

- заключать концессионные  соглашения с иностранным инвестором (пока, в отличие от ряда государств  СНГ, в России этот вопрос не  урегулирован, хотя и был подготовлен проект закона о концессиях;

- заключать соглашения  о разделе продукции, и прежде  всего, соглашения о крупных капиталовложениях, рассчитанных на длительный период, в первую очередь, в нефтедобывающую  и нефтеперерабатывающую промышленность (в России регулируются законом о соглашениях о разделе продукции 1995 г. С последующими изменениями и дополнениями);

- приобретать и арендовать  за границей земельные участки;

- продавать и сдавать  в аренду принадлежащие ему  за границей земельные участки, здания и сооружения;

- заключать контракты  на выполнение подрядных работ  для государственных нужд;

- заключать соглашения  о покупке и продаже товаров, предоставлении услуг и т.д.;

- от своего имени гарантировать  исполнение контрактов любого

Рода, заключенных юридическими лицами;

- выступать за границей  в качестве наследника выморочного  имущества, оставшегося после смерти  российских граждан, или в качестве  наследника по завещанию.

В области имущественных отношений государство выступает как особый субъект права, поскольку оно не является юридическим лицом.

Современная концепция участия государства в гражданско-правовых отношениях, которая стала складываться в 90-е гг. В СССР, а затем в России, получила отражение в основах гражданского законодательства 1991 г. И ГК РФ. Согласно ст. 124 ГК, государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений. По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает принадлежащим ему на праве собственности имуществом, не закрепленным за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

1.2 Иммунитет государства  и его виды

Термин “иммунитет” происходит от лат. Immunitas - освобождение от чего-либо.

Лицензию министерства финансов РФ;

участие иностранных инвесторов в приватизации предприятий и объектов торговли, общественного питания, автотранспорта, а также мелких предприятий промышленности и строительства допускается только на условиях инвестиционных коммерческих конкурсов.

Существует три случая регистрации предприятий с иностранными инвестициями в России в зависимости от объема иностранных инвестиций и предмета деятельности.

Первый случай касается регистрации предприятий, объем иностранных инвестиций в которых значителен (размер определен ст. 16 закона об иностранных инвестициях). Она осуществляется министерством экономики РФ.

Второй случай касается регистрации предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отрасли. Регистрация таких предприятий, независимо от величины их уставного капитала, возложена на министерство экономики РФ.

Третий случай касается остальных предприятий. Их регистрация осуществляется администрациями краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (созданы регистрационные палаты).

Для регистрации ООО предусмотрены: предоставление устава и учредительного договора участников, а для АО - устав и заявка на регистрацию.

Дочерним предприятием признается предприятие, созданное в качестве юридического лица другим предприятием.

Предприятия с иностранными инвестициями являются юридическими лицами по российскому законодательству. Они могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде и третейском суде. Предприятия имеют самостоятельный баланс и действуют на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования.

Само понятие “иммунитет государства” сложилось в международном праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий в международном праве, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах.

С развитием и усложнением международных экономических связей, с ускорением процесса интернационализации и становлением тенденций глобализации экономической жизни происходит значительное усиление роли государства в управлении экономическими процессами, и вместе с тем увеличивается непосредственное участие государства в международных частноправовых отношениях. Международное частное право. Сборник нормативных документов. М., 2000.

Наряду с традиционными формами участия, сохраняющими свое Значение, появляются новые формы, которые могут сыграть положительную роль в развитии национальной экономики. Например, многие государства для развития важных отраслей внутренней экономики использовали концессионные соглашения, заключаемые с иностранными юридическими и физическими лицами, по которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору право на освоение природных ресурсов. В последние годы концессионные соглашения стали заменяться более прогрессивной формой - соглашениями о разделе продукции. Во втором случае так же, как и в первом, государство передает иностранному инвестору на возмездной и срочной основе право на освоение природных ресурсов, но продукция, полученная в результате деятельности, делится между государством и иностранным инвестором на оговоренных в соглашении условиях.

Таким образом, государства достаточно активно участвуют в разного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают в качестве субъектов международного частного права. При этом государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т.е. Его юрисдикции. Следовательно, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.

Для понимания иммунитета важно отметить, что юрисдикция бывает полная и ограниченная. Полная - означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение (например, нормами права, административными распоряжениями и пр.) Всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний. Ограниченная - означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение, но оно ограничено по различным причинам в использовании средств для обеспечения реализации своих предписаний.

В отношении иностранного государства не могут быть применены принудительные меры: по принудительному применению закона, по принудительному привлечению к суду и пр. Но это не означает полного правового беспредела, не означает, что иностранное государство может игнорировать право государства, на территории которого оно осуществляет деятельность. Напротив, венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Прямо предписывает всем государствам, их должностным лицам осуществлять свою деятельность в соответствии с законами государства, на территории которого они находятся, а также соблюдать местные традиции и обычаи. Иммунитет включает в себя лишь неприменение в отношении государства Принудительных мер по осуществлению законов, административных распоряжений, судебных распоряжений и решений и пр.

Исходя из этого, можно дать определение иммунитета государства, причем даже два определения, в зависимости от того, с позиции какого государства его рассматривать: либо государства, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, либо принимающего государства. В целом это будут две стороны одного и того же явления.

1. Иммунитет государства - это право государства на  освобождение от юрисдикции другого  государства, т.е. Право на неприменение  к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства.

2. Иммунитет - это частичный  отказ государства от осуществления  своей территориальной юрисдикции, т.е. Отказ от применения принудительных  мер своими судебными, административными и другими государственными органами.

Иммунитет государства и его собственности относится к числу старейших институтов как внутреннего, так и международного права. К началу ХIX в. Судебная практика и доктрина признали, что иммунитет государства является общепризнанной нормой международного права, порожденной объективной потребностью взаимодействия государств на территории друг друга.

В XX в. Отчетливо проявились отрицательные последствия безграничного применения иммунитета государства, в результате которого вступающие с ним в коммерческие отношения иностранные физические и юридические лица часто оказывались лишенными судебной защиты своих прав. В результате возникла настоятельная необходимость регламентировать вопрос на международном уровне.

Поэтому вопрос об иммунитете государственных судов требовал первостепенного решения. Первым договором, регулирующим проблему иммунитета в целом, явилась европейская конвенция об иммунитете государств и дополнительный протокол к ней, принятые советом Европы в 1972 г.

В 1977 г. Вопрос об иммунитете был включен в программу работы комиссии международного права с целью подготовки проекта международной конвенции. Проект статей “юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности” был подготовлен комиссией и в 1991 г. Передан генеральной ассамблее ООН. Из-за разногласий между государствами по ряду статей проекта он пока не принят. Более того, по инициативе генеральной ассамблеи комиссия вновь возвращается к рассмотрению некоторых положений подготовленного проекта.

И брюссельская конвенция, и европейская конвенция, и проект статей комиссии международного права по-разному определяют объем иммунитета, условия пользования им, но все подтверждают право Государства на иммунитет от иностранной юрисдикции в качестве общепризнанного начала как международного (публичного), так и международного частного права. Так, ст. 15 европейской конвенции подчеркивает, что договаривающееся государство пользуется иммунитетом от юрисдикции в судах другого договаривающегося государства; оно пользуется иммунитетом, даже если не явилось в суд. Еще более конкретно этот принцип выражен в ст. 5 проекта конвенции “юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности”: “государство обладает иммунитетом, в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства...”. Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов. М.: ид юриспруденция, 2003.

В последней четверти XX в. Некоторые государства стали принимать специальные законы об иммунитете. Первый закон был принят в 1976 г. В США “об иммунитетах иностранного государства”. Затем в 1978г. В Великобритании - акт об иммунитете государства; в 1979 г. В Сингапуре - акт об иммунитете государства; в 1981 г. В Пакистане - ордонанс об иммунитете государства и в ЮАР - акт об иммунитете иностранного государства; в 1982 г. В Канаде - акт, предоставляющий иммунитет государству в канадских судах; в 1984 г. В Австралии - акт об иммунитете иностранного государства и др. И в этих законах также признается в качестве общепризнанной нормы право государства на иммунитет от иностранной юрисдикции.

Так, ст. 1604 закона США устанавливает, что “иностранное государство обладает иммунитетом от юрисдикции в судах Соединенных штатов Америки и в судах штатов...”; в ст. 1 английского закона утверждается, что “государство обладает иммунитетом от юрисдикции судов соединенного королевства...”, это право признается за иностранным государством, даже если оно не участвует в процессе.

Информация о работе Правовой режим государства как участника гражданско-правовых отношений