Особенности назначения и прекращения опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:53, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы изучить сущность института опека и попечительство.
Задачи:
Рассмотреть историческое развитие института опеки и попечительства
Дать понятие института опеки попечительства;
Определить полномочия органа опеки и попечительства;
Определить правовой статус опекунов и попечителей;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Общие положения об опеке и попечительстве
Исторический аспект развития института опеки и попечительства……...6
Опека и попечительство в современный период..…..……………………12
Органы опеки и попечительства…………………………………………...14
Опекуны и попечители……………………………………………………..18
Глава II. Лица над которыми устанавливается опека и попечительство
2.1. Опека над недееспособными…………………………………………………26
2.2. Попечительство в отношении ограниченно дееспособных граждан……...33
2.3. Опека над несовершеннолетними……...…………………………………….37
Глава III. Особенности назначения и прекращения опеки и попечительства
3.1. Назначение опеки и попечительства…………………………………………46
3.2. Прекращение опеки и попечительства……………………………………….49
3.2.1. Добровольное прекращение опеки и попечительства…………………….49
3.2.2. Принудительное прекращение опеки и попечительства………………….51
Заключение………………………………………………………………………….56
Список использованных источников и литературы………………………

Файлы: 1 файл

Опека и попеч.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление 

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I. Общие положения об опеке и попечительстве

    1. Исторический аспект развития института опеки и попечительства……...6
    2. Опека и попечительство в современный период..…..……………………12
    3. Органы опеки и попечительства…………………………………………...14
    4. Опекуны и попечители……………………………………………………..18

Глава II. Лица над которыми устанавливается опека и попечительство

2.1. Опека над недееспособными…………………………………………………26

 2.2. Попечительство в отношении ограниченно дееспособных граждан……...33

2.3. Опека над  несовершеннолетними……...…………………………………….37

Глава III. Особенности назначения и прекращения опеки и попечительства

3.1. Назначение опеки  и попечительства…………………………………………46

3.2. Прекращение опеки  и попечительства……………………………………….49

3.2.1. Добровольное прекращение опеки и попечительства…………………….49

3.2.2. Принудительное прекращение  опеки и попечительства………………….51

Заключение………………………………………………………………………….56

Список использованных источников и литературы…………………………60

Приложения………………………………………………………………………..70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На любом  историческом этапе перед обществом  стоит задача обустройства детей, стариков, инвалидов, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Однако очевидно и то, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, - это обязанность любого социального коллектива, а также любого государства.

И напротив, забота о гражданах  может осуществляться теми или иными государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Отношения, возникающие  в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации ст. 31-40, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008г. и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В качестве базовой  ценности нашего общества, которое  стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Опека и попечительство как комплексный правовой институт представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по установлению опеки и попечительства, защите прав и законных интересов лиц, не обладающих дееспособностью или обладающих ею в неполном объеме, а также норм, регулирующих деятельность органов опеки и попечительства по осуществлению этих целей.

Нормы об опеке  и попечительстве, включенные в ГК определяют основные цели этого института, исполнение опекунами и попечителями своих прав и обязанностей, порядок назначения, освобождения и отстранения этих лиц от выполняемых обязанностей, вопросы распоряжения и осуществления доверительного управления имуществом подопечных, а также основания прекращения опеки и попечительства. Регулирование данных отношений осуществляется и нормами СК, согласно ст. 145 которого «опека и попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов».

Опека и попечительство представляют собой одну из форм государственной  заботы о гражданах, которые по возрасту или состоянию здоровья не могут  самостоятельно участвовать в гражданско-правовых отношениях и нуждаются в специальных мерах правовой защиты. Опекуны и попечители защищают права и интересы своих подопечных в отношениях с любыми лицами без специальных полномочий.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, а также при лишении судом родителей родительских прав в случаях уклонения от выполнения родительских обязанностей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; жестокого обращения с детьми; при злоупотреблении своими родительскими правами и в других случаях.

Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных и с семейным, и с  гражданским законодательством. Опека  и попечительство тесно связаны  друг с другом. В обоих случаях  речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Масштабы многих распространенных сегодня социальных явлений (таких как рост детской  безнадзорности, увеличение числа лиц, страдающих психическими расстройствами) создают угрозу национальной безопасности.

Актуальность работы проявляется в качественном внедрении теории в практику, а также в добросовестности исполнения обязанностей опекунов.

Степень разработанности: В современной юридической литературе вопросам защиты прав подопечных, об их заботе уделяется большое внимание. Об опеке и попечительстве имеются научные труды, статьи таких правоведов как: Л.М. Пчелинцева, А.М. Нечаева, Мицкевич А.В., Н.М. Ершова.

Цель дипломной работы изучить сущность института опека и попечительство.

Задачи:

  1. Рассмотреть историческое развитие института опеки и попечительства
  2. Дать понятие института опеки попечительства;
  3. Определить полномочия органа опеки и попечительства;
  4. Определить правовой статус опекунов и попечителей;
  5. Установить основания  назначения и прекращения опеки и попечительства.

Объект исследования - граждане, которые по возрасту или  по состоянию здоровья не могут самостоятельно участвовать в гражданских отношениях и нуждаются в специальных  мерах правовой помощи и содействия.

Предмет исследования - отношения  по установлению, осуществлению и  прекращению опеки и попечительства.

Методы исследования: анализ статистических и социологических  данных и исследований; анализ документов; системный и исторический методы. В

Структура дипломной работы содержит в себе: введение, три главы, восемь параграфов, заключение и список литературы.

 

 

 

Глава I. Общие положения об опеке и попечительстве

1.1. Исторический аспект развития института опеки и попечительства

В отечественном праве  долгое время существовала только опека, под которой понималось «установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены, взамен власти родителя, отца». Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году. В документе говориться, что Рюрик назначает родственника опекуном своему сыну. После смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые в роду занимали место умерших. За неимением ближайших родственников – мужчин опека поручалась матери. Так было при родовом строе1.

В России разграничение  опеки и попечительства берет  свое начало лишь от екатерининского  Учреждения о губерниях (1775 г.). «Опека может быть окончена в 14-летнем возрасте опекаемого, который может просить  о назначении себе попечителя; совершеннолетие и вступление в управление имением отнесены к 17 годам, но с ограничением права продажи и залога недвижимого имущества без согласия попечителя до достижения 21 года, когда власть попечителя оканчивается: В период 14-17 лет несовершеннолетний сам распоряжается имением, но лишь с согласия попечителя; в период 17-21 года он распоряжается самостоятельно во всех случаях, кроме отчуждения недвижимого имущества».

Подобные отличия сохранялись  довольно длительное время. В начале XX в. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что отличие опеки и попечительства состоит в объеме дееспособности подопечных, а В.И. Синайский указывал на то, что «... идея попечительства, несомненно, уже идеи опеки». Налицо значительное сходство правил об опеке и попечительству над несовершеннолетними по действующему ГК РФ с положениями российского законодательства конца XIX - начала XX в. с одной только разницей - в начале XX в. лицо находилось под опекой до 17, а не до 14 лет.

В то же время по проекту  Гражданского Уложения, опубликованному в 1904 г., попечительство представляло собой совершенно иное явление. Оно выступало в основном как способ охраны интересов нерожденного наследника, охраны непринятого наследства, имущества безвестно отсутствующих лиц. Предполагалось учреждать попечительство над лицами в следующих случаях: над несовершеннолетним, если его представители временно не могут выполнять своих обязанностей; над неправоспособным совершеннолетним лицом; над совершеннолетним лицом, которое «вследствие душевной или телесной болезни или вследствие физического недостатка (глухоты, немоты или слепоты) лишен возможности заведовать всеми или некоторыми своими делами». Интересы такой категории подопечных, как расточители, длительное время не охранялись законодательно. Попечительство над расточителями было закреплено в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений (изд. 1890 г., ст. 150). Нормы о «расточителях» имений содержались в гражданском законодательстве дореволюционной России, а, например, в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. в ст. 9 было закреплено: «Лица, взятые под опеку, как расточители, могут совершать сделки с согласия своих законных представителей (опекунов). Они вправе самостоятельно распоряжаться получаемой ими заработной платой и отвечают за вред, причиненный их действиями другим лицам».

В дальнейшем институт попечительства нашел свое отражение в нормах права Советского государства. В  соответствии со ст. 189 Кодекса законов  об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г. попечители назначались для совершения отдельных сделок или для управления имуществом. При этом к попечителям применялись постановления об опекунах. Юридическое качество этого акта было весьма невысоким, поэтому определить, когда должен был назначаться попечитель, невозможно, за исключением специального случая, предусмотренного в ст. 198: «Попечительство над совершеннолетним лицом устанавливается по его о том ходатайству, если окажется, что лицо это вследствие старческой дряхлости, или других недугов, или неопытности не может надлежащим порядком вести свои дела вообще или защитить свои интересы в каком-либо определенном случае». 
Четкое разграничение опеки и попечительства по основаниям возникновения и правовым последствиям было установлено лишь в Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. Опека учреждалась над несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет и над лицами, признанными в законном порядке слабоумными или душевнобольными, а также над имуществом умерших или лиц, безвестно отсутствующих2. Попечительство устанавливалось над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и над совершеннолетними, если «последние по своему физическому состоянию не могут самостоятельно защищать свои права», и состояло в оказании помощи подопечным, выдаче согласия на совершение сделок. Статья 26 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. не разграничивала понятий опека и попечительство, что дало союзным республикам основание по своему усмотрению выбирать для той или иной категории граждан способ их устройства или охраны интересов. В ст. 121 КоБС РСФСР 1969 г. содержался перечень лиц, над которыми устанавливалась опека или попечительство. В отличие от действующего законодательства опека над детьми длилась до достижения 15 лет. Кроме того, прямо указывалось, что над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, устанавливается попечительство.

С введением в действие ГК РСФСР 1964 г. связаны и перемены в позиции законодателя по отношению к такому социальному явлению, как расточительство. В ст. 16 Кодекса появилась формулировка, которая присутствует и в действующем ГК РФ: «Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности».

Опека и попечительство над взрослыми появляется значительно  позже, чем опека и попечительство над детьми.

Забота о престарелых, инвалидах и лицах, страдающих психическими расстройствами, осуществлялась, как правило, вне правового регулирования или под воздействием норм обычного права. Формой устройства таких лиц традиционно служила семья, хотя от реформ Петра I берет свое начало построение системы органов социальной защиты. По Регламенту Главного магистрата от 1721 г. должны были создаваться, в частности, «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола».

Для лиц, страдающих психическими расстройствами, опека как таковая до XVII в. не предусматривалась. «Государство ими не интересовалось, как лицами, для него вполне бесполезными..... В Московском государстве первые легальные ограничения лиц, пораженных физическими недостатками, встречаются только со второй половины XVII в. Только Указом 1677 г. запрещается глупым (которые приравниваются при этом к плутам и пьяницам) меняться своими поместьями». Известно, что в 1722 г. Указом Петра I были установлены правила о свидетельствовании «дураков». Е.М. Холодковская пишет, что первоначально эта мера была вызвана участившимися случаями уклонения дворян от государственной службы со ссылкой на душевную болезнь. И лишь с отменой обязательной службы дворян освидетельствование стало проводиться «уже для установления нуждаемости в опеке».

В эпоху становления  абсолютизма человек начинает рассматриваться  с позиции его «трудовой стоимости», что, в частности, влекло при Петре  Великом «активизацию политики в  отношении профессионального нищенства». «Организуются дома для душевнобольных, входящие в период правления Екатерины II в качестве обязательных в институт призрения в губерниях (тем самым происходит разрушение древнейшего православного института юродивых)».

Впоследствии правила  об опеке над «сумасшедшими» совершенствуются, хотя Г.Ф. Шершеневич отмечал, например, неопределенность правового положения лица со времени его освидетельствования присутствием и до утверждения постановления Сенатом3. Опека устанавливается, кстати, не только над лицами, признанными «безумными и сумасшедшими», но и над глухонемыми, которые по достижении 17 лет подлежали освидетельствованию и дальнейшему решению их судьбы.

Информация о работе Особенности назначения и прекращения опеки и попечительства