Латинский язык и латинская юридическая терминология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 23:35, контрольная работа

Описание работы

Латинский язык - один из индоевропейских языков италийской группы, на котором – приблизительно с 6 в. до н.э. по 6 в. н.э. – говорили древние римляне и который был официальным языком Римской империи; вплоть до начала Нового времени – один из основных письменных языков западноевропейской науки, культуры и общественной жизни; официальный язык Ватикана и Римско-католической церкви (вплоть до середины 20 в. использовавшийся в том числе и при католическом богослужении). Язык, имеющий более чем двухтысячелетнюю литературную традицию, один из важнейших языков общечеловеческой культуры, в некоторых областях знания (медицина, биология, общенаучная терминология естественных и гуманитарных наук) продолжающий активно применяться и в настоящее время.

Файлы: 1 файл

Латинский язык и латинская юридическая терминология.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

2



 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕТСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Красноярский филиал

Специальность 021100 "Юриспруденция"

 

 

 

 

 

Дисциплина: Латинский язык и латинская юридическая терминология.

Контрольная работа.

 

 

Выполнил: студент 1-ЮСО

Проверил: к. ф. н., доцент

Ховес В.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2005

 

Введение

 

Латинский язык - один из индоевропейских языков италийской группы, на котором – приблизительно с 6 в. до н.э. по 6 в. н.э. – говорили древние римляне и который был официальным языком Римской империи; вплоть до начала Нового времени – один из основных письменных языков западноевропейской науки, культуры и общественной жизни; официальный язык Ватикана и Римско-католической церкви (вплоть до середины 20 в. использовавшийся в том числе и при католическом богослужении). Язык, имеющий более чем двухтысячелетнюю литературную традицию, один из важнейших языков общечеловеческой культуры, в некоторых областях знания (медицина, биология, общенаучная терминология естественных и гуманитарных наук) продолжающий активно применяться и в настоящее время.

Первоначально латинский язык был лишь одним из многих в группе близкородственных италийских языков (наиболее значительными среди них считаются оскский и умбрский), сформировавшихся к началу I тысячелетия до н.э. на территории центральной и южной Италии. Первоначальная зона существования латинского языка – небольшая область Латий или Лаций (лат. Latium, совр. ит. Lazio) вокруг Рима. По мере расширения древнеримского государства влияние латинского языка постепенно распространилось на всю территорию современной Италии, где прочие местные языки были им полностью вытеснены, Южную Францию (Прованс) и значительную часть Испании, а к началу I тысячелетия н.э. – практически на все страны Средиземноморского бассейна, а также Западной (до Рейна и Дуная) и Северной Европы (включая Британские острова). В современных Италии, Франции, Испании, Португалии, Румынии и некоторых других странах Европы и в настоящее время говорят на языках, являющихся потомками латинского (они составляют так называемую романскую группу индоевропейской семьи). В Новое время романские языки распространились очень широко (Центральная и Южная Америка, Западная и Центральная Африка, Французская Полинезия и др.).

В истории латинского языка выделяют архаический (до 3 в. до н. э), классический (ранний – до 1 в. н.э. и поздний – до 3 в. н. э) и постклассический периоды (приблизительно до 6 в. н. э). Наибольшего расцвета латинская литература достигает к эпохе Цезаря и Августа (1 в. до н.э., так называемая "золотая латынь" Цицерона, Вергилия и Горация). Язык постклассического периода распадается на отдельные романские наречия (в 8–9 вв. уже можно с уверенностью говорить о существовании ранних вариантов современных романских языков, отличие которых от письменной латыни полностью осознавалось современниками).

Хотя после 6 в. (т.е. после распада Западной Римской империи) латинский язык в качестве живого разговорного языка выходит из употребления и может считаться мертвым, его роль в истории средневековой Западной Европы, где он долгое время остается единственным письменным языком, оказывается исключительно важной – не случайно все западноевропейские языки, кроме греческого, используют алфавит на латинской основе. В настоящее время этот алфавит распространился по всему земному шару. В эпоху Возрождения интерес к классическому латинскому языку даже возрастает, и вплоть до конца 17 в. он продолжает служить основным языком европейской науки, дипломатии и церкви. На латинском языке писали при дворе Карла Великого и в папской канцелярии, им пользовались св. Фома Аквинский и Петрарка, Эразм Роттердамский и Коперник, Лейбниц и Спиноза. Лишь в новейший период европейской истории эта объединительная и культурная роль постепенно переходит сначала к французскому, а затем к английскому языку. В странах романской речи католическая церковь окончательно отказывается от богослужений на латинском языке только в 20 в., но они сохраняются, например, у католиков галликанского обряда.

Древнейшие памятники латинского языка (6–7 вв. до н. э) – короткие надписи на предметах и надгробиях, отрывки так называемых салических гимнов и некоторые другие. Первые сохранившиеся памятники художественной литературы относятся к 3 в. до н.э. (именно в этот период начинается объединение Италии под властью Рима и интенсивные контакты с греческой культурой Южной Италии). Наиболее известный автор этого периода – комедиограф Тит Макций Плавт, оставивший оригинальные примеры "неприглаженной" разговорной речи; ранние образцы публицистики представлены в сочинениях Марка Порция Катона Старшего.

Классический период характеризуется стремительным расцветом художественной литературы и публицистики в творчестве таких авторов, как оратор, публицист и философ Марк Туллий Цицерон и Гай Юлий Цезарь, оставивший исторические записки о своих завоеваниях; канон поэтического языка – в творчестве таких авторов, как лирики Гай Валерий Катулл, Квинт Гораций Флакк, Альбий Тибулл, эпики Публий Вергилий Марон, Публий Овидий Назон и другие. Их произведения – неотъемлемая часть мировой литературы, знакомство с которыми составляет основу современного гуманитарного "классического образования". Важную роль играет также историческая и естественно-научная проза таких авторов, как Гай Саллюстий Крисп, Корнелий Непот, Тит Ливий, Марк Теренций Варрон.

Среди авторов позднего классического периода особое значение имеет творчество поэта-сатирика Марка Валерия Марциала и прозаика Тита Петрония Арбитра, язык которых ближе к разговорному, чем у авторов "золотого века".

Поздний классический период характеризуется также появлением большого количества философской и научной прозы. В это время писали историки Гай Корнелий Тацит и Гай Светоний Транквилл, естествоиспытатель Гай Плиний Цецилий Секунд Старший, философ Луций Анней Сенека и многие другие.

В постклассический период особое значение приобретает деятельность христианских авторов, из которых наиболее известны Квинт Септимий Флорент Тертуллиан, Софроний Евсевий Иероним (святой Иероним, выполнивший в конце 4 в. и первый латинский перевод Библии), Децим Аврелий Августин (блаженный Августин).

Средневековая латинская литература включает в себя в большей степени религиозно-философские и научно-публицистические тексты, хотя на латинском языке создавались и художественные произведения. Одним из наиболее ярких проявлений средневековой латинской словесности является так называемая лирика вагантов (или странствующих студентов), достигшая наибольшего расцвета в 9–13 вв. Опираясь на традиции латинской классической поэзии (в особенности Овидия), ваганты создают короткие стихи на случай, любовную и застольную лирику, сатиру.

Направление письма слева направо окончательно устанавливается только к 4 в. до н.э. (направление письма в более древних памятниках варьирует). В лингвистическом отношении латинский язык характеризуется многими чертами, типичными для наиболее архаичных индоевропейских языков.

 

 

Sententiale

 

Respondeat superior – отвечает вышестоящий. Формула, обосновывающая ответственность нанимателя за действия подчиненного, совершенные в порядке выполнения служебных обязанностей.

Consensu fiunt obligationes: in emptionibus-venditionibus, locationibus-conductionibus, societabus, mandatis – консенсуальными являются обязательства: купли-продажи, найма, договор товарищества, поручение. Понятие консенсуального договора вступает в силу с момента заключения договора.

Capitus deminutio minima est, cum et civitatem et libertatem retinetur, sed status hominis commutatur… - свобода и гражданство остаются, но изменяется состояние человека… Незначительная утрата гражданского статуса, некоторое ограничение в гражданских правах в связи с изменением положения в семье.

Constant jura populi Romani ex legibus, plebiscites, senatusconsultis, constitutionibus principum, edictis eorum, qui ius edicendi habent, responses prudentium – правопорядок Римского государства заключается в законах, плебисцитах, сенатусконсультах, конституциях принцепсов, эдиктов тех, кто наделен правом их издавать, и высказываниях знатоков права. В римском праве источниками служили: обычное право; закон (в республиканский период – постановления народного собрания, в эпоху принципата – сенатусконсульты, постановления сената, основанные на воле принципса, в период абсолютной монархии - императорские конституции; эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция).

Advokatus in foro causam dicebat – адвокат излагал дело на форуме. В Риме впервые в мире возникла адвокатура и судебное представительство.

Ex iure naturale – по естественному праву. Право предполагаемое самой природой человека, право общее для всех народов. По своему значению близко к ius civile.

Interpretare et concordare legis legibus est optimus interpretandi modus – толковать законы и согласовывать законы с законами есть лучший способ их разъяснения. Август предоставил наиболее выдающимся юристам особое право толковать законы и давать официальные консультации. Заключения этих юристов приобрели обязательное значение для судьи.

Ius publikum privatorum paktis mutari non potest – нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц. Речь идет об императивных нормах права. Действие нормы публичного права не может быть исключено в конкретном случае посредством заключения сторонами соглашения иного содержания.

Restitutio in integrum – восстановление в первоначальное положение. В особо уважительных случаях претор позволял уничтожить наступившие юридические последствия (например, расторгнуть заключенный договор) в виду несправедливого применения в подобных случаях общих норм права.

Inveterata consuetude pro lege non immerito custoditur et hoc est lus quod dicitur moribus constitutum – укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон и зовется обычным правом. Формирование обычаев является результатом их неоднократного применения, при котором правило приобретает типический характер, и если оно признано государством, превращается в норму, обязательную для применения и на будущее время. Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права.

Judicium Dei – суд Божий. Например ордалии, когда при отсутствии других доказательств прибегали к испытанию водой, раскаленным железом или огнем. Считалось, что на стороне правого Бог.

Actio rei uxoriae – иск об истребовании приданого от мужа после расторжения брака. Примерно за два века до н.э. при установлении приданого заключалось устное соглашение с мужем (cautio rei uxoriae), по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае расторжения брака.

Sanguinem emere – покупать свою кровь. О выкупе или покупке крепостным своего родственника, чтобы он мог стать свободным человеком.

Trina admonitio – третье предупреждение. Последнее предупреждение подсудимому, отказывающемуся отвечать на вопросы, после чего можно было подвергнуть пытке для получения признания.

Рer legis actiones - легисакционный процесс. Гражданский процесс республиканского Рима. Правовая основа процесса - Законы XII таблиц ("строгое право"), обычаи предков, постановления народных собраний, сенатусконсульты. Легисакционный процесс отличался строгим формализмом и сложностью ритуалов и обрядов. Он состоял из 2-х стадий - ius и iudicium.

Ab ovo usque ad mala – с начала до конца, буквально – от яиц до яблок. У древних римлян обед начинался с яиц и заканчивался яблоками.

Vim vi repellere licet – силу можно отражать силой. Самозащита, то есть отражение насилия, угрожающего нарушением права, являлась дозволенной.

Memento mori - помни о смерти. Формула приветствия, принятая в монашеском ордене траппистов (1148-1636), члены которого были связаны обетом молчания. Вообще напоминание о неизбежности смерти, эмблема смерти.

Memento vivere (memento vitae) - помни о жизни. В отличие от предыдущего выражения, призыв не отказываться от тех радостей, которые способна дать жизнь.

Mens sana in corpore sano - здоровый дух в здоровом теле. Идея гармонического развития человека: надо стремиться, чтобы и тело, и дух были здоровыми.

Nosce te ipsum - познай самого себя. Это латинский перевод древнегреческого изречения, приписывавшегося Фалесу Милетскому (около 625-547 г. до н. э), основоположнику милетской философской школы. Оно, по преданию, было начертано на фронтоне храма Аполлона в Дельфах.

Tertium non datur - третьего не дано. Так формулируется в логике один из четырех законов мышления - закон исключенного третьего, то есть из двух диаметрально противоположных положений нельзя вывести чего-то среднего.

Ususfructus est ius alienis rebus utendi fruendi salva rerum substantia – узуфрукт  есть право пользоваться чужой  вещью и извлекать из нее  плоды, не нарушая ее сущности. В качестве личного сервитута узуфрукт был правом пожизненным или на срок. Но он не переходил наследникам узуфруктария, не мог отчуждаться.

Аdoptio naturum imitator - усыновление подражает природе. Между усыновителем и усыновляемым обязательна по меньшей мере восемнадцатилетняя разница в возрасте.

Per aes et libram – c помощью меди и весов. В период формализма обязательство, установленное путем такого обряда, погашалось таким же образом, но в обратном порядке.

litteris fit obligatio – обязательство возникает посредством записи. Древнереспубликансий литтеральный контракт заключался посредством записи в приходно-расходную книгу.

Pacta sunt servanda – соглашения нужно соблюдать. Однако признание пактов со стороны претора выражалось только в обеспечении возможности сослаться на pactum в порядке возражения. В отличие от контракта, пакты не пользовались исковой защитой.

Accessio cedit principale – принадлежностная вещь следует судьбе главной вещи. Если в конкретном случае законом не было установлено отдельного права на принадлежностную вещь, то на нее распространялись те же отношения, что и на главную вещь.

Pater est quem nuptiae demonstrant – отец – тот, на кого указывает факт. Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался ребенком ее мужа, пока не будет доказано обратное.

Nuptiae sunt coniunctio maris et feminae et consortium omnis vitae, divini et humani iuris communicatio (Modestinus) – брак – это соединение мужчины с женщиной, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права. Это идеалистическое определение брака не соответствовало действительности даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития. Женщина не была равноправна со своим мужем.

Информация о работе Латинский язык и латинская юридическая терминология