Криминалистическая и уголовно-правовая характеристика взяточничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях, когда определенные вопросы можно решить путем взятки в органы внутренних дел все чаще поступают заявления и сообщения о совершении данного преступления. Поэтому выработка методики по раскрытию взяточничества является первоочередной проблемой в совершенствовании раскрытия данного вида преступления.

Содержание работы

Введение
1. Криминалистическая и уголовно-правовая характеристика взяточничества
2. Планирование расследования уголовных дел о взяточничестве.
3. Первоначальные следственные действия по уголовным делам о взяточничестве.
4. Тактика следственных действий на последующем этапе расследования.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ.docx

— 54.04 Кб (Скачать файл)

- получение консультаций  у соответствующих специалистов (например, у ревизора-бухгалтера, инженера, технолога и т. д.);

- использование оперативных  возможностей органов внутренних  дел.

 

В процессе расследования  взяточничества устанавливаются и  подлежат доказыванию обстоятельства:

- имеет ли место факт  передачи должностному лицу взятки  гражданином, заинтересованным в  выполнении или невыполнении  того или иного служебного  действия;

 

- время, место, способ, размер, характер и другие обстоятельства  взятки;

 

- содержание совершенного  должностным лицом за взятку  служебного действия или бездействия;

 

- обстоятельства, смягчающие  или отягчающие ответственность  участников преступления, или освобождающие  их от уголовной ответственности;

 

- условия, способствующие  совершению криминального деяния, и причины, вызвавшие совершение  взяточничества.

Характер и размер ущерба, причиненного преступлением, устанавливаются  в том случае, когда взятка давалась за счет государственных или общественных средств либо когда незаконным деянием  должностного лица, а также его  бездействием причинен материальный ущерб.

Для выяснения обстоятельств, отягчающих вину участников преступления или освобождения от уголовной ответственности  следует установить:

- не занимает ли должностное  лицо, получившее взятку, ответственное  положение;

- не имело ли оно  судимости за взяточничество;

- не получало ли оно  взятки неоднократно;

- каковы мотивы получения  взятки;

- не заявлял ли взяткодатель  после дачи взятки добровольно  о случившемся; 

- не имело ли место  вымогательство со стороны должностного  лица.

В случае, если взятка давалась через посредника, устанавливается, не судился ли он раньше за взяточничество, не использовал ли свое служебное  положение, не имела ли место с  его стороны неоднократность  посредничества и какими мотивами он руководствовался.

2. Планирование  расследования уголовных дел  о взяточничестве.

После возбуждения уголовного дела и принятия его к своему производству следователю необходимо составить  план проведения следственных действий. Характер и последовательность их определяются содержанием служебных действий (или бездействия) взяткополучателя, давностью совершения преступления, особенностями предмета взятки, полнотой первичных материалов, на основании  которых возбуждено уголовное дело. Нужно заранее знать о том, была ли передана взятка или должна состояться. Перед составлением плана  следственных действий следователю  необходимо ознакомиться со структурой и общими условиями работы организации, где работает должностное лицо, получившее взятку, функциональными обязанностями  этого лица, порядком прохождения  документов.

В основу планирования расследования  целесообразно положить следующие  версии:

1. Взяточничество имело  место при тех обстоятельствах,  которые содержатся в материалах, послуживших основанием для возбуждения  уголовного дела.

2. Взятки не давались, а со стороны заявителя имеет  место оговор либо добросовестное  заблуждение.

3. Должностному лицу определенный  предмет или деньги были вручены,  но не как взятка, а как возвращение  долга, дача взаймы и т. д.

4. Должностное лицо действительно  выполнило в интересах определенного  гражданина служебные действия, но не за взятку.

5.  Взяточничество имело  место, но должностное лицо  не получило предмета взятки, так как были мнимое посредничество  или ошибка взяткодателя, принявшего  другое лицо за должностное[6].

Следственные ситуации на последующим этапе расследования  обычно складываются с учетом результатов  его первоначального этапа, степени  продвижения вперед по пути проверки первоначальных следственных версий, а также характера отношения  субъектов взяточничества и  собранных  доказательств их виновности. При  этом тип таких ситуаций главным  образом определяется степенью признания  виновными своей вины в имевшем  место взяточничестве.

Соответственно новые  следственные версии, если они появляются на этом этапе, чаще всего носят более  частный характер, нежели в начале расследования,  направляются на уяснение отдельных элементов состава  взяточничества и некоторых частных  обстоятельств. Вместе с тем и  на втором этапе расследования при  установлении дополнительных, непроверенных  еще обстоятельств может возникнуть необходимость в выдвижении новых  версий, касающихся существа преступного  деяния.

План расследования по этим делам должен быть четко согласован с планом оперативно-розыскных мероприятий. От такой согласованности во многом зависит успех расследования  преступлений, требующих проведение значительного комплекса негласных  действий - мероприятий, а также проведения задержания с поличным. Вместе с  тем в плане следует обстоятельно предусмотреть применение технико-криминалистических средств, необходимых для обнаружения, фиксации и изъятия следов взяточничества, которые по этим делам очень быстро уничтожаются преступниками или  деформируются.

Спецификой плана расследования  по анализируемым делам является также то, что составной его  частью являются различного рода схемы (преступных связей, взаимоотношения  различных организаций, их подразделений, отдельных должностных лиц, порядка  движения  какого-то  дела и др.).

Они помогают в одних случаях  образно представить себе элементы изучаемых явлений, их взаимосвязь  и взаимозависимость и соответственно более четко и конкретно сформулировать задачи и определить оптимальные  средства их решения[7].

Проверка версий начинается с подробного опроса заявителя, у  которого детально выясняется, откуда и как ему стало известно о  преступлении, при каких обстоятельствах  оно было совершено, где и когда  передавалась взятка, кто был инициатором  взяточничества, кто при этом присутствовал, что является предметом взятки. Заявителю  обязательно задается вопрос о том, что побудило его обратиться в  органы расследования. Объяснения заявителя  должны проверяться прежде всего  путем изучения документов, отражающих действия, за которые передавалась взятка. Проверка должна проводиться  скрытно от предполагаемых субъектов  деяния. В ряде ситуаций обращению  в органы расследования предшествует конфликты заявителя с лицами, которых он обвиняет. В этих случаях  необходимо незамедлительно изымать  документы, отражающие указанные операции, а также те, в которых фиксируются  контакты предполагаемых взяткодателей  и взяткополучателей: переписка, счета  за телефонные переговоры, журналы  регистрации посетителей и записи на прием и т. д. Конспиративное изучение документов может быть завуалировано (проведение бухгалтерской ревизии, имущественный спор в арбитраже  или суде, банковская проверка счетов, претензии налоговой инспекции  и т. д.).

Одновременно следователь, производящий проверку материалов о  взяточничестве, должен ознакомиться со структурой и условиями работы в учреждениях, подразделениях, где  предположительно совершено преступление; правилами выполнения операций, за которые, возможно, вручена взятка; правами и обязанностями соответствующих  должностных лиц.

В случае, если в заявлении  не содержится информация о личности взяткодателей или взяткополучателей, а сообщается только о факте получения  взятки за определенное действие, то необходима проверка документов, которые отражают операции, в проведении которых заинтересован  определенный круг лиц. При изучении документов обращается внимание на наличие всех положенных реквизитов. При отсутствии каких-либо из них выясняются причины отступления от установленных требований.

Особое внимание обращается на сроки прохождения документов. При этом следует интересоваться как сокращением срока рассмотрения, так и его затяжкой. Тщательно  изучается содержание документа  с точки зрения его соответствия действующим нормативным актам, а также наличие исправлений, подчисток, дописок и других признаков  материального подлога.

В некоторых случаях рекомендуется  изучить документы не только в  организации, где предположительно работает взяткодатель, но и по месту  работы взяткополучателя. Иногда взяткодатель действует в интересах предприятия, которое он представляет. Расходы, понесенные им в связи с передачей взятки в дальнейшем компенсируются премиями, материальной помощью, иными путями.

Если информация о взяточничестве получена в результате ведомственных  или вневедомственных проверок, прежде всего необходимо проанализировать качество их проведения и обоснованность выводов.

В большинстве случаев  заключения проверяющих основываются на сообщениях граждан, объяснениях, отобранных у работников организации; выявленных при этом нарушениях, допускаемых  при выполнении отдельных действий.

Для этого следователь  должен ознакомиться с правилами  тех или иных действий, должностными обязанностями предполагаемых субъектов  преступления. В необходимых случаях  следователь может получить объяснения лиц, проводивших проверки, или проконсультироваться по поводу возникших сомнений у специалистов.[8]

При планировании расследования  взяточничества определяются места  и способы обнаружения доказательств. Так, по месту работы и жительства могут быть обнаружены предмет взятки, документы и различные записи, свидетельствующие о заинтересованности взяткополучателя в выполнении либо не выполнении тех или иных действий, а также фиксирующие служебные  действия в пользу взяткодателя, преступно  нажитое имущество и другие доказательства. По месту жительства и работы взяткодателя и посредника могут быть обнаружены подготовленные к передаче предметы, документы, записи, свидетельствующие о заинтересованности взяткодателя в совершении или не совершении определенных в его интересах; данные, подтверждающие, что посредник выполнял определенные действия по налаживанию контакта между взяткодателем и взяткополучателем, о чем могут свидетельствовать записи их адресов, номеров телефонов, имен и фамилий. Кроме того по месту жительства связей участников взяточничества (родных, знакомых и т. п.) могут быть обнаружены предметы взятки и другие документы, свидетельствующие о даче или получении взятки, и другие доказательства.

В тех случаях, когда правоохранительным органам заранее стало известно о предполагаемом факте передачи взятки (из заявления взяткодателя или другой источник) усилия следователя  должны быть направлены на получение  передаваемого предмета, так как  он служит веским доказательством взятки. Очень важно обеспечить представление  суду предмета взятки в том виде и такими способами, которые делают это доказательство относимым, допустимым и бесспорным.

По делам рассматриваемой  категории сведения о готовящейся  или передаваемой взятке обычно становятся известны в ходе оперативно-розыскных  мероприятий. Поэтому важно, чтобы  они были проведены оперативными работниками в соответствии с  уголовно-процессуальным законом, чтобы  предмет взятки впоследствии приобрел статус вещественного доказательства.

Практикой выработаны способы  фиксации  предмета, связанные с  отражением признаков предмета во внешней  среде (осмотры, фотографирование, ксерокопирование, видео- и кинозапись), а также особые «пометки», специальная упаковка. Также  обязательно переписываются достоинства  и номера купюр. При этом в протокол заносятся образцы веществ, которыми ставятся «пометки», а также образец (небольшой кусочек) упаковки для  последующего установления целого по частям. Для деятельности органов  следствия и суда особенно важно  и трудно зафиксировать факт передачи взятки и ее предмет, чтобы это  в последующем не было расценено  как провокация взятки.

Как показало изучение дел  о взяточничестве, использование  материалов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств зависит  от способа их получения, содержания, момента поступления в уголовное  дело и неодинаково для различных видов материалов.

На стадии реализации оперативных  мероприятий большое значение имеет  совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Составляется специализированный план, который согласовывается с их непосредственными начальниками и утверждается руководителем органа, производящего расследование.

План в обязательном порядке  должен включать в себя:

- розыскные и следственные  версии;

- данные, подлежащие установлению  для их проверки;

- перечень следственных  действий;

- обстоятельства, подлежащие  установлению оперативным путем;

- сроки и исполнители.

 

Данное планирование следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий должно охватывать все  этапы расследования преступлений.    С продвижением расследования по уголовному делу план может изменятся и дополнятся.[10]

Таким образом можно сделать  вывод, что планирование и выдвижение версий является неотъемлемым этапом расследования преступлений о взяточничестве. Это позволяет распределить усилия по раскрытию преступления в зависимости от специфики деятельности того или иного подразделения, а также четко выделить действия по раскрытию преступления.

Информация о работе Криминалистическая и уголовно-правовая характеристика взяточничества