Уголовно-правовая характеристика взяточничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение понятия и видов взяточничества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Представить общую характеристику взяточничества;
2.Изучить элементы уголовно-правовой характеристики взяточничества;
3.Выявить квалифицирующие признаки взяточничества;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава I.
Понятие взяточничества в законодательстве Российской Федерации и его правовая сущность……………………………………………………………….7
Понятие взяточничества…………………………………………………..7
1.2. Причины возникновения и условия распространения взяточничества..12

Глава II.
Уголовно-правовая характеристика взяточничества………………….............17
2.1. Объект и предмет взяточничества…………………………………………17
2.2. Объективная сторона взяточничества……………………………………..23
2.3. Субъективные признаки взяточничества………………………………….25

Глава III.
Особенности квалификации взяточничества …………………..…………......29
3.1 Квалифицирующие признаки взяточничества…………………………….29
3.2 Отграничения от смежных составов……………………………………….30
3.3 Посредничество во взяточничестве………………………………………..36

Заключение……………………………………………………………………...41

Список использованных источников и литературы…………………........43

Файлы: 1 файл

Курсовая для сдачи.docx

— 78.76 Кб (Скачать файл)

 

 

НОУ ВПО «Институт управления»

 

Ярославский филиал

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

По дисциплине:

Уголовное право. Особенная часть.


 

 

Тема:

«Взяточничество»


 

 

 

 

Преподаватель:

Чирков П.А.

   

Выполнил студент:

 

4

курса,

44ЮЗВГ-1

группы

Антонюк Ю.О.

   

№ зачетной книжки

5416


 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер регистрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2015

Ярославский филиал НОУ ВПО «Институт управления»



Рецензия на курсовую работу

 

Студента

Антонюк Ю.О.

Группа

44 –ЮЗВГ -1

курс

4

Работа по дисциплине

Уголовное право. Особенная часть.

Тема (вариант):

«Взяточничество»

 

Рецензент

Чирков П.А.


 

Содержание рецензии:

 

1. Соблюдение  обязательных параметров во введении       

 

2. Обоснование  актуальности темы        

              

 

3. Теоретический  уровень выполнения курсовой  работы (проекта)     

              

              

 

4. Практическая  направленность работы (проекта)       

              

              

 

5. Правильность  оформления курсовой работы (проекта)      

              

              

 

6. Характер  заключения           

 

              

 

7. Замечания (если они имеются)          

              

              

 

 

 

8. Возможность допуска к защите курсовой работы (проекта)      

«_____»______________20____г.     Подпись рецензента_______________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава I.

Понятие взяточничества в законодательстве Российской Федерации и его правовая сущность……………………………………………………………….7

    1. Понятие взяточничества…………………………………………………..7

1.2. Причины возникновения и условия распространения взяточничества..12

 

Глава II.

Уголовно-правовая характеристика взяточничества………………….............17

2.1. Объект  и предмет взяточничества…………………………………………17

2.2. Объективная  сторона взяточничества……………………………………..23

2.3. Субъективные  признаки взяточничества………………………………….25

 

Глава III.

Особенности квалификации взяточничества …………………..…………......29

3.1 Квалифицирующие  признаки взяточничества…………………………….29

3.2 Отграничения  от смежных составов……………………………………….30

3.3 Посредничество  во взяточничестве………………………………………..36

 

Заключение……………………………………………………………………...41

 

Список использованных источников и литературы…………………........43

 

 

 

 

 

 

Введение

 Строительство правового государства, решение концептуальных задач, выдвинутых в ходе осуществляемой в Российской Федерации судебно-правовой реформы, происходят на фоне беспрецедентного роста преступности. В настоящее время изменились ее характер и структура, появились новые, более изощренные формы, что особенно типично для взяточничества. 67% граждан, по данным опроса института социологии, убеждены, что в современной России люди становятся богатыми за счет злоупотребления служебным положением, взяток, коррупции.

Опасность совершения рассматриваемых посягательств состоит в том, что они наносят колоссальный вред обществу: ведут к разложению государственного аппарата, способствуют его коррумпированию, лоббированию принятия антиконституционных законов. Взяточничество является причиной политической нестабильности, деформации установленного порядка функционирования государственных и муниципальных служб, источником неправомерного обогащения и социальной напряженности, распространения психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, правового нигилизма и правового цинизма.

Взяточничество характеризуется высокой латетностью, не позволяющей вскрыть его действительные масштабы. Ежегодно регистрируется только 5% коррупционных преступлений, в то время как число этих деяний, по экспертным оценкам, достигает 12 млн. в год.

Зачастую взяточничество связано с совершением других преступлений: организованными хищениями имущества, контрабандой, легализацией денежных средств, приобретенных незаконным путем, мошенничеством и т.д., что значительно повышает силу его разрушительного воздействия на основы жизнедеятельности государства и представляет угрозу национальной безопасности.

Взяточничество дискредитирует публичный аппарат управления в глазах населения, подрывает его престиж, нарушает права и обязанности граждан, разлагает моральные устои общества, колеблет веру в социальную справедливость. Указанные обстоятельства объективно обусловливают необходимость усиления борьбы с взяточничеством, разработку научного и методического обеспечения выявления, раскрытия и расследования данного вида преступлений.

В сложившейся ситуации правоохранительные органы заинтересованы в активном использовании возможностей правовых и специальных наук, в том числе криминалистики, в совершенствовании существующих и разработке новых средств выявления, раскрытия и расследования взяточничества, разработке методических рекомендаций по оптимизации этого процесса, что и определяет актуальность избранной темы.

Объект исследования - комплекс общественных отношений и интересов, возникающих в связи с применением уголовно-правовых норм за дачу и получение взятки.

Предмет исследования - уголовное законодательство России, закрепляющее ответственность за взяточничество.

Цель - изучение понятия и видов взяточничества.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Представить общую характеристику взяточничества;

2.Изучить элементы уголовно-правовой характеристики взяточничества;

3.Выявить квалифицирующие признаки взяточничества;

4.Обозначить отграничения от смежных составов.

Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы. В основную часть работы включено три главы и восемь параграфов, в которых последовательно решаются поставленные задачи.

При написании работы были использованы монографии и статьи ученых, действующее законодательство и материалы следственной и судебной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ПОНЯТИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГОПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ

 

1.1. Понятие взяточничества

УК РФ предусматривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст.290 УК) и дача взятки (ст.291 УК). Условно их объединяют понятием «взяточничество». Таким образом, взяточничество - собирательный термин.

Взятка - наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, пожалуй, во всей гл. 30 УК РФ, ибо является типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.

Объект преступления - противоправные должностные посягательства на интересы государственной службы.

Рассмотрим предмет взятки.

Взятка может включать в себя не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, но и различные выгоды, причем в основном имущественного характера.

Под деньгами (валютой) закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в официальном денежном обращении, на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты, не являющиеся средством платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле состава ст. 290 УК РФ не являются и должны относиться к предмету взятки в виде «иного имущества».

Помимо денег согласно ст. 290 УК РФ предметом взятки может выступать ценная бумага. Она может быть в российской и иностранной валюте, документарной и бездокументарной формах. Обязательный признак ценных бумаг заключается в том, что они должны находиться в обращении.

В качестве взятки могут рассматриваться и вещи как движимые, так и недвижимые. Не имеет при этом значения, может ли конкретная вещь находиться в гражданском обороте, изъята из него или ограничена в нем законом. В двух последних ситуациях потребуется дополнительная квалификация по соответствующим статьям УК РФ.

Взятничество охватывает собой два самостоятельных состава преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки.

Каждое из названных посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи с другим преступлением. Они, следовательно, находятся относительно друг друга в положении так называемого «необходимого соучастия», при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения.

Получение взятки законодатель расценивает как значительно более общественно опасное деяние, которое относится в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ к категории особо тяжких преступлений.

Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы. Практика свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев отдельными гражданами взятки даются должностным лицам для получения в обход закона или установленного порядка тех или иных преимуществ, материальных или иных благ (выделение жилплощади, земельного участка, гаража, поступление в престижное высшее учебное заведение и т.д).

Неправомерно приобретая за взятку эти и тому подобные блага, взяткодатели тем самым непосредственно создают условия для ущемления прав и законных интересов других граждан. И тем самым подрываются гарантии конституционных прав и свобод, провозглашенных в главе 2 Конституции Российской Федерации. Взяткодатель путем подкупа должностного лица ставит себя как бы на место законного обладателя надлежащего права, добивается от взяткополучателя такого неправомерного решения в свою пользу, при котором другой гражданин лишается возможности в полной мере реализовать принадлежащее ему по закону право на осуществление своих интересов. Судебной практике известны не единичные случаи, когда прогрессирующая динамика преступных актов дачи - получения взяток обретает черты некой системы с жестко предписанными правилами: младший по чину работник обязан дать взятку старшему, старший передает мзду еще более высокому начальнику, таким путем по восходящей служебной «лестнице» взятка, естественно, увеличиваясь в размере, порой достигает иных безнравственных руководящих должностных лиц того или иного звена органов государственной власти и управления, обретая черты такого остро негативного социального явления как коррупция.

УК РФ определяет это преступление как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1ст. 290 УК).

Статья 291 УК определяет признаки второго рассматриваемого состава преступления как дача взятки должностному лицу лично или через посредника.

Из анализа практики вытекают две основные формы получения взяток - открытая и завуалированная. Первая состоит в непосредственном получении должностным лицом взятки. Вторая облекается во внешне законные формы - совместительство, разовые либо постоянные выплаты по договору, соглашению, премии (если для получения премий либо иных выплат нет оснований).

Судебно-следственная практика по данной категории уголовных дел показывает, что способы получения взятки в данном виде бывают подчас весьма хитроумны и нередко искусно закамуфлированы видимостью законной сделки между взяткополучателем и взяткодателем, например, нотариально оформленным договором подряда (ст. 702 ГК РФ), бытового подряда (ст. 730 ГК), строительного подряда (ст. 740 ГК), займа (ст. 807 ГК), открытием сберегательного (депозитного) сертификата на предъявителя в банке и др.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика взяточничества