Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Понятие и характеристика региона РФ. Понятие субъекта РФ. Соотношение терминов «регион» и «субъект» РФ. Параметры региона как субъекта РФ. Регионы РФ как коллективный субъект права. Правоспособность и дееспособность региона. Юридические признаки региона. Правовое положение субъекта. Виды субъектов.

Содержание работы

Регионы (субъекты) Российской Федерации.................................................3
Задача №1........................................................................................................18
Задача №2........................................................................................................20
Список использованных источников............

Файлы: 1 файл

Конституционное право вар 2.docx

— 42.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Регионы (субъекты) Российской Федерации.................................................3
  2. Задача №1........................................................................................................18
  3. Задача №2........................................................................................................20
  4. Список использованных источников...........................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регионы (субъекты) Российской Федерации

Понятие и  характеристика региона РФ. Понятие  субъекта РФ. Соотношение терминов «регион» и «субъект» РФ. Параметры  региона как субъекта РФ. Регионы  РФ как коллективный субъект права. Правоспособность и дееспособность региона. Юридические признаки региона. Правовое положение субъекта. Виды субъектов.

 

Понятие и характеристика региона  РФ.

Понятию «регион» уделяется  много внимания и в современной  экономической, географической и градостроительной  литературе. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия  «регион» являются: географические (расположение, величина территории и количество населения);производственно-функциональные (специфика преобладающих видов  деятельности); градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания); социологические (нормы общения, поведения).

Регион — целостная  система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных  подсистем различных типов с  локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы.

Как социально-экономическая  система регион может быть представлен  совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся: системообразующая база; системообслуживающий комплекс; экология; население; инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных  подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент  производительных сил национального  хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения  с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

 

Понятие субъекта РФ.

Российское государство – это  федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных  образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов  РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

 

Соотношение терминов «регион» и «субъект»  РФ.

Изучая данный вопрос, прежде всего, следует определить ключевой термин "регион" и его соотношение  с понятием "субъект РФ". Первый все чаще используется в законодательстве и литературных источниках. Конституция  РФ особо выделяет федеральные фонды  регионального развития (ст. 71), а  текущее законодательство обращается к нему при регламентации разнообразных  общественных отношений. Его используют Бюджетный и Налоговый кодексы  РФ (региональный бюджет, региональные налоги и сборы и т.д.), другие законы. В то же время в отечественном  законодательстве распространен термин "субъект Российской Федерации". Сегодня Конституция РФ и другие законодательные акты используют его  как собирательный термин, охватывающий республики, края, области, автономные округа, области и города федерального значения. Каждый из них имеет определенную территорию, органы государственной  власти и свою внутреннюю нормативно-правовую систему. 
Регионами в России необходимо считать субъекты федерации. Регион – территория в административных границах субъекта федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико3 Веденеев Ю.А. Введение в избирательное право / Ю.А. Веденеев, В.Д. Мостовщиков, М., 2003, С. 16. административных органов управления.4 Поэтому несмотря на то, что под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, не всегда совпадающая с границами территории субъекта Российской Федерации, этот термин следует считать синонимом понятия "субъект Российской Федерации". Соответственно "избирательное законодательство субъекта Российской Федерации" синоним "региональное избирательное законодательство". 
Региональное избирательное законодательство характеризуется также наличием конституционных (уставных) основ, широким распространением нормативных правовых актов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и Уставов муниципальных образований, а также существенной "зависимостью" от федерального избирательного законодательства. Нормативные правовые акты субъектов федерации, а также нормативные правовые акты муниципальных образований входят в общую правовую систему Российской Федерации.

Регионы РФ как  коллективный субъект права.

Коллективные  субъекты. Их перечень не является исчерпывающим. К коллективным субъектам относят  иногда и государство, и государственные  образования, т.к. они представлены не одной персоной, а группой лиц. Однако государство и государственные  образования являются специфическими субъектами, они обладают особыми  властными полномочиями, поэтому  есть основания для выделения  их в отдельную группу.

Правосубъектность коллективных субъектов права выражается в их компетенции. Компетенция - это объем полномочий, совокупность прав и обязанностей любого коллективного субъекта права.

Коллективные  субъекты права выступают субъектами правоотношений в следующих случаях:  

реализуя свои властные полномочия, 

участвуя в  социально-политической жизни общества и государства, 

осуществляя хозяйственную и имущественную  деятельность.

Основным видом  коллективных субъектов права являются юридические лица.

Юридическое лицо - это организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлятть имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Признаки юридического лица сформулированы в ст.48 Гражданского кодекса РФ. Это: 1) имущественная  обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие  права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде. Само понятие юридического лица имеет  значение главным образом в гражданском  праве, то есть в имущественных, обязательственных  отношениях.

Виды коллективных субъектов права (примерный перечень):  

государственные органы и учреждения; 

общественные, кооперативные, коммерческие организации;  

промышленные  и сельскохозяйственные предприятия;  

избирательные округа; 

церковь и  ее региональные общины, конфессии; 

иностранные фирмы, банки, предприятия.

Государственные органы как субъекты права характеризуются  наличием властных полномочий и компетенции, они участвуют в правоотношениях  любого типа, если необходимо проявить властные полномочия.

 

Правоспособность и дееспособность региона.

Правоспособность – это способность гражданина обладать гражданскими правами и нести определенные обязанности. Именно правоспособность является предпосылкой обладания конкретными субъективными правами, которые возникают лишь при наличии определенных юридических фактов, действий и событий.

Под правоспособностью  понимают также признаваемую государством общую (иначе – абстрактную) возможность  обладать установленными законом правами  и обязанностями, способность быть их носителем.

Содержание правоспособности определяет комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать субъект правоотношений. В законодательстве нет полного перечня прав, которые мог бы приобретать каждый субъект правоотношений, существует лишь перечень самых важных правовых возможностей.

Правоспособность от субъективного права отличается тем, что она:

  1. не отделяется от личности. Человека нельзя лишить правоспособности, отнять ее у него или ограничить ее действие;
  2. не зависит от возраста, пола, профессии, национальности, имущественного положения и т. п.;
  3. не может быть делегирована другим;
  4. первична по отношению к субъективному праву, а также исходна, т. е. играет роль предпосылки;
  5. она абстрактна, а субъективное право конкретно.

Дееспособность – это способность субъекта собственными действиями приобретать и реализовывать права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Концепция дееспособности исходит из того, что все субъекты права здоровы и степень развития их устанавливается по мере взросления. Дееспособность делят на общую и специальную.

Правоспособность как субъективное право нельзя смешивать с конкретными субъективными правами,возникшими в результате ее реализации. Быть правоспособным еще не означает фактически, реально иметь конкретные права и обязанности, которые предусмотрены или допускаются законом. Правоспособность, как отмечено в литературе, это лишь основа для правообладания, его предпосылка <1>. За каждымгражданином закон признает способность иметь множество имущественных и личных неимущественных прав, но конкретный гражданин никогда не может иметь весь их "набор", он имеет лишь часть этих прав. Так, каждый может иметь право авторства на изобретение, но далеко не все его имеют.

 

Юридические признаки региона.

Конституция РФ как особый закон, определяющий основы правовой действительности России, обладает следующими признаками (свойствами):

1) высшая юридическая сила. Все  нормативные правовые акты на  территории России не должны  противоречить Конституции РФ. При  этом действие Конституции РФ  распространяется на всю территорию  Федерации, безотносительно к  тому, сколько избирателей проголосовало  «за» и «против» нее на территории  того или иного ее субъекта;

2) особый порядок принятия и  изменения. Конституция РФ принимается  либо посредством референдума,  либо Конституционным Собранием,  специально образуемым для решения  вопроса о принятии новой Конституции  РФ. При этом в гл. 1, 2 и 9 изменения  вообще не вносятся, а для внесения  изменений в гл. 3–8 необходимо, чтобы предложения о поправках  внес хотя бы один из субъектов  права законодательной инициативы, предусмотренных ст. 134 Конституции  РФ; поправка считается принятой, если она одобрена большинством  не менее трех четвертей голосов  от общего числа членов Совета  Федерации и не менее двух  третей голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы, но вступает в силу лишь  после подписания Президентом  РФ, а затем – одобрения ее  органами законодательной власти  не менее чем двух третей  субъектов Российской Федерации.  В отличие от гибких конституций,  предусматривающих упрощенный порядок  внесения поправок, Конституция  РФ – жесткая, т.е. внесение  в нее поправок чрезвычайно затруднено;

3) нормотворческая база текущего  законодательства. С принятием конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те, которые полностью ей противоречат). В то же время конституция требует издания большого числа новых нормативных правовых актов;

4) прямое действие норм. Многие  нормы конституции не нуждаются  в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма конституции.

По своей форме и сущности Конституция РФ – это писаная  конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского  государства с республиканской  формой правления. В то же время это  и конституция общества, поскольку  она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство  не принимает непосредственного  участия.

Правовая охрана конституции –  это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной  законности.

Согласно ст. 71 Конституции РФ контроль за ее соблюдением относится к  ведению РФ, а обеспечение соответствия конституций республик Федеральной  конституции входит в предмет  совместного ведения Федерации  и ее субъектов.

Особое место в защите Конституции  РФ и конституционного строя принадлежит  Президенту РФ, который как глава  государства является гарантом конституции; обязанность соблюдать и защищать конституцию входит в содержание его присяги.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"