Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Форма государства как организация, устройство государственной власти в каждом отдельно взятом государстве имеет свои особенности. Это значит, что нет каких-то универсальных, раз и навсегда установленных государственных форм, и история государства является наглядным тому подтверждением. Форма каждого отдельно взятого государства, включая его форму правления, форму государственного устройства и политический режим, складывается или изменяется в конкретно-исторических условиях под воздействием самых разнообразных факторов.

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 36.63 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Форма государства как  организация, устройство государственной  власти в каждом отдельно взятом государстве  имеет свои особенности. Это значит, что нет каких-то универсальных, раз и навсегда установленных  государственных форм, и история  государства является наглядным  тому подтверждением. Форма каждого  отдельно взятого государства, включая  его форму правления, форму государственного устройства и политический режим, складывается или изменяется в конкретно-исторических условиях под воздействием самых  разнообразных факторов.

На форму государства, в том числе на форму правления, форму государственного устройства и политический режим, влияет прежде всего то, кому принадлежит государственная  власть и чьи интересы она выражает. Принадлежность государственной власти каким-либо классам, сословиям, социальным группам характеризует содержательную сторону государства, а содержание с точки зрения философии является фактором, непосредственно влияющим на форму. Вместе с тем данный фактор, хотя он и является определяющим, не следует абсолютизировать. Как опять  же учит философия, между содержанием  и формой нет жесткой зависимости. Однo и то же содержание может быть выражено в разных формах, а одна и та же форма может наполняться  разным содержанием. Вследствие этого  у государств, имеющих одинаковое содержание, могут быть разные формы, и, наоборот, государства с разным содержанием могут иметь одинаковые формы. Это обусловлено тем, что  на форму государства помимо его  содержания влияют и другие факторы, причем как внутреннего, так и  внешнего свойства.

К внутренним факторам, т.е. таким, которые складываются внутри страны, наряду с принадлежностью  государственной власти каким-либо классам, сословиям или социальным группам относятся, например, соотношение  политических сил в стране, уровень  культуры народа, его исторические и национальные традиции, национальный состав населения, размер территории страны, господство той или иной идеологии  и др. К внешним факторам, т.е. таким, которые складываются уже за пределами  страны, относятся, например, заимствование  опыта государственного строительства  других, как правило, более развитых стран, международная обстановка, географическое положение страны, экономическая, политическая и иная зависимость государства  от других государств. Таким образом, на форму каждого отдельно взятого государства влияют и могут повлиять самые различные факторы, что и обусловливает многообразие государственных форм, включая формы правления, формы государственного устройства и политические режимы.

Целью данной работы является рассмотрение особенности монархии, как формы правления государства.

Задачами данной работы являются:

-рассмотреть понятие монархии;

- рассмотреть правовое  положение монархов в зарубежных  странах;

- рассмотреть особенности  монархии в Англии и Японии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие монархии.

 

Монархия представляет собой определенную форму правления, когда верховная государственная  власть юридически принадлежит одному лицу, назначаемому на высшую должность  государства по принятому порядку  престолонаследия.

Известно два вида монархии: абсолютная и конституционная.

Абсолютная  монархия (самодержавие) основывается на сосредоточении всей государственной  власти в руках одного монарха (Саудовская Аравия, Оман). Для этого вида монархии характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений в государстве.

Конституционная монархия существует в двух видах:

1) дуалистическая конституционная  монархия;

2) парламентарная конституционная  монархия [1].

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства — монарха  передается по наследству и не считается  производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно  сакрализуется, ибо это условие  легитимации власти монарха. Есть несколько  разновидностей монархической формы  правления: абсолютная монархия — характеризуется  всевластием главы государства  и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия —  предполагает ограничения полномочий главы государства более или  менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени  ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Дуалистическая  монархия — полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме  того, он сохраняет контроль над  представительной властью, поскольку  наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его  досрочного роспуска. (Германия по конституции 1871 года, Япония по конституции 1889 года, Россия после 17 октября 1905 года — “Конституционная монархия под самодержавным царем”) — сегодня это Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств.

Принципов передачи власти всего три: династический, (при  которой действует строгий алгоритм перехода от одного члена династии к другому), родовой, (более широкий, но царь все равно должен быть родственен царскому роду) и выборный.

Монархия как  государственная форма весьма неоднородна  и на протяжении веков показала гибкость своей политической основы, поэтому  история форм монархического правления, по существу, - история развития форм государственности. Это ярко видно  при перечислении видов монархического устройства:

Монархии патриархальные - характерны для традиционных обществ  и могут развиваться в монархии сакральные или в монархии деспотические. Патриархальная монархия, являясь следствием развития семейного принципа, имеет  своим прообразом отцовскую власть, (отсюда, традиционный монарх воспринимается, как отец своих подданных).

Сакральные  монархии – в которых первенствующая функция монарха - жреческая. Сакральная жреческая монархия нередко связана  с традицией царской жертвы - добровольного  принесения царем себя в жертву во имя спасения своего народа.

Деспотические («деспот» с греческого означает "владыка", "повелитель") - ничего общего с  понятием тирании не имеет. Деспотическая  монархия складывается в военизированных  обществах, хотя может сохраняться  и после того, как они перестают  быть таковыми. Классическими деспотическими монархиями были ассирийская - (военачальник, не жреческого, а светского происхождения), древняя и средневековая армянская, а также при ханах тюркской или монгольской орды (выборный деспотический  правитель).

Феодальные, к  которым относятся раннефеодальные  формы монархии, отличавшиеся большой  степенью децентрализованности[2].

Сословно-представительные, при них власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным  представительством.

 

Абсолютная  монархия характеризуется юридическим  и фактическим сосредоточением  всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а также  духовной (религиозной) власти в руках  монарха. Часто в качестве иллюстрации  абсолютисткой формы правления, приводят формулу петровского Воинского  устава арт. 20 которого гласит: «Его Величество есть самовластный Монарх, который  никому на свете о своих делах  ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский Государь, по своей  воле и благомнению управлять». Согласно государственно-правовым актам монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых), основной функцией которых является рассмотрение законопроектов без права их принятия. Многими политическими мыслителями (наиболее ярким из них был Монтескье), абсолютизм рассматривался как наиболее современная форма правления, из-за неделимости верховной власти, ее постоянства и применимости к большим по размеру странам. В результате революционных процессов абсолютная монархия была заменена монархией т.н. буржуазного типа, в которой власть монарха ограничивается конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды.

Но необходимо отметить, что конституционная форма монархической  власти является наиболее динамической формой и представляет собой сложный  процесс внутреннего развития от дуалистической монархии через конституционную  к парламентской форме.

Остановимся подробнее  на этих последних двух типах монархии.

Дуалистическая  монархия - форма правления, при которой  монарх сохраняет всю полноту  контроля над исполнительной властью (в частности, назначает министров, ответственных перед ним); Дуалистическая монархия явилась исторически переходной формой от абсолютной монархии к конституционной и предполагает наличие конституции. Законы принимает только парламент, а управлением ведает монарх: он назначает министров, которые несут ответственность только перед ним. Правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. При этом, несмотря на то, что власть монарха ограничена конституцией, монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм) и еще больше фактически (в силу традиций), сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы государства. При дуалистической монархии монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступает. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной.

Парламентская монархия – та, при которой монарх лишь номинально является главой исполнительной власти и ограничен в правах. В  частности, назначаемые им министры зависят от вотума доверия парламента. Парламентарная монархия — существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции, то есть в восьми из восемнадцати стран Западной Европы. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра. Таким образом, монархия сегодня — «слабое» политическое учреждение, однако она, по мнению М.Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию власти, так как монарх — носитель традиции, символ единства нации, незыблемости политической системы. Кроме того, конституционная монархия «дает нейтрального руководителя государства и делает ненужным поиск приемлемого для всех кандидата на этот пост». Парламентарная монархия - следующий этап развития конституционной монархии. Даже если конституция наделяет монарха большими полномочиями, он в силу конституционно-правового обычая не может ими самостоятельно воспользоваться и выполняет свои функции чисто номинально. Парламентская (парламентарная) конституционная монархия характеризуется тем, что монарх фактически лишен реальных властных полномочий и выполняет только представительские функции. В политической системе государств с такой формой правления действует принцип: «монарх царствует, но не правит». Реальные властные полномочия принадлежат высшему представительному и законодательному органу страны — парламенту, которому подчиняется правительство, руководимое лидером парламентского большинства. Наиболее яркий пример такой формы правления — Англия с конца XVII в. (после Славной революции 1688–1689 гг.). Естественно возникает вопрос, а зачем вообще нужен монарх в государствах с подобной формой правления? Ответ видится в следующем. Во-первых, монарх воспринимается как символ государства, залог стабильности и преемственности исторических традиций. Во-вторых, в таких государствах фигура монарха играет роль третейского арбитра в возможных столкновениях ветвей государственной власти и различных общественно-политических сил. Главная его задача — сохранить баланс и равновесие внутри политической системы государства.

Монарх назначает  правительство, однако не он не выбирает себе министров, а это делает парламент. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении  министров, а те непосредственно  подотчетны парламенту, которому в  соответствии с конституцией принадлежит  формальное верховенство среди других органов власти. Таким образом, мы дали краткий обзор формам монархической  государственности. Но это форма, термины, а теперь обратимся к примерам[8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Правовое положение монархов  в зарубежных странах.

 

По данным ООН в настоящее  время количество монархий в мире составляет около 50 % от всех государств мирового сообщества.

Виды монархий:

1) абсолютная – монарх  обладает неограниченной властью.  В настоящее время абсолютными  монархиями являются некоторые  арабские государства (Катар,  Оман);

2) ограниченная: конституционная,  парламентская – власть монарха  ограничена парламентом, либо  конституцией. В настоящее время  эту форму монархии приняло  большинство государств с монархической  формой правления. В европейских  государствах монарх зачастую  играет чисто символическую роль;

3) исключительная форма  монархии – выборная монархия (Малайзия).

Системы престолонаследия:

1) салическая – престол  наследуют только по мужской  линии, женщины полностью исключаются,  если наследников по мужской  линии нет, то династия прерывается  и выбирается новая династия (Бельгия,  Норвегия);

2) кастильская – если  у монарха нет сыновей, то  к наследованию призываются женщины,  его дочери, соответственно младший  сын монарха имеет преимущество  перед старшей дочерью; 

3) австрийская – женщины  допускаются к наследованию при  условии, что во всех поколениях  данной династии нет наследников-мужчин;

4) скандинавская – женщины  наследуют престол на равных  с мужчинами правах;

5) мусульманская – трон  наследует не конкретное лицо, а правящая ветвь династии (семья), которая уже решает, кто займет  престол. Обычно предпочтение  отдается старшему сыну, однако  допускается наследование любого  сына монарха (Кувейт), либо любого  родственника правящего монарха  (Катар). В Иордании национальное  собрание выбирает монарха из  числа мужей-мусульман, «потомков  предводителя арабского восстания,  покойного короля Хусейна ибн  Али».

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"