Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Форма государства как организация, устройство государственной власти в каждом отдельно взятом государстве имеет свои особенности. Это значит, что нет каких-то универсальных, раз и навсегда установленных государственных форм, и история государства является наглядным тому подтверждением. Форма каждого отдельно взятого государства, включая его форму правления, форму государственного устройства и политический режим, складывается или изменяется в конкретно-исторических условиях под воздействием самых разнообразных факторов.

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 36.63 Кб (Скачать файл)

Личность монарха законодательством  признается неприкосновенной, а иногда даже священной. При недееспособности монарха (до 16 лет), его болезни, умственной отсталости взрослого монарха, применяется  институт регентства и опекунства[3].

Монархи практически во всех странах обладают рядом почетных полномочий:

–право на выделение средств из казны государства на проведение церемонии коронации, восхождения на трон, содержание придворных слуг (цивильный лист);

– получение содержания от государства;

– право пользоваться резиденцией (дворцом);

– право на наличие своего двора, придворных слуг;

–право на титул, мантию, скипетр и другие символы монархической власти. В некоторых молодых странах монархи имеют весьма специфические титулы, например: Король Свазиленда, Млечный путь, Солнце, Владыка оружия, преграда для врага, уста, не пропускающие лжи, Челюсть, разгрызающая любую кость;

– право на протокольные и церемониальные мероприятия при  иностранных визитах.

В тоже время у них есть и специфические обязанности:

– они должны быть беспартийными;

– должны принадлежать к  определенной религии;

– должны покидать свою страну только с разрешения парламента или  правительства;

– обязаны вступать в  брак только с разрешения парламента, иначе должны отречься от престола.

Естественно, не во всех странах  установлены данные требования, существуют и другие обязанности, в некоторых  странах таких обязанностей не предусмотрено. Отличительной чертой арабских монархий является то, что монарх является как  светским, так и религиозным главой государства. Арабские монархи имеют  значительно больше полномочий по сравнению  с европейскими, их полномочия в  области исполнительной власти значительно  расширены, кроме того, они имеют  больше прав в законодательной и  судебной сфере[7].

 

3.Особенности монархии  в Англии и Японии.

 

Для начала определим признаки,  характерные  абсолютно для всех монархий:

1. Власть монарха наследственна  и передается в установленном  законом порядке.

2. Власть монарха не  ограничена сроками полномочий.

3. Монарх обладает внешними  атрибутами власти, он имеет право  на трон, на мантию, на корону, на скипетр, державу и на титул. Держава знак того, что монарх держит все нити управления своей страной. Держава в виде материального предмета бывает различной. Титул, в Свазиленде, напр., монарх именуется "Король - Лев". В международных отношениях обращение к монарху начинается с титула[6].

4. Монарх не несет ответственности  перед народом.

Великобритания - трон покойного короля переходит к старшему сыну, либо, если сына нет – к старшей дочери. Принадлежит ему по праву рождения, т.е. он наследует и занимает её пожизненно. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.

В Японии же - салическая система – трон наследуют только мужчины. ст.2 “Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом". Конституция Великобритании запрещает брак с католиком[4].

Руководство страной:

      Во всех трех странах монарх является символом единства нации (государства) и осуществляет функции, предоставленные ему Конституцией и законами. Лицо неприкосновенное и не несущее какой-либо ответственности. Наиболее "бесправен", на мой взгляд Император  Японии. Он не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, не

занимается государственной  политикой и ни при каких обстоятельствах  не может действовать без санкции кабинета. Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями внешнеполитического характера, присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы, представляемые ему премьер-министром. Действующий император и его супруга ведут демократический образ жизни: помогают обслуживающему персоналу раскладывать стулья при поездках на пикник и за город, как обычные граждане соблюдают правила дорожного движения, не пользуясь какими-то преимуществами. В Великобритании, в отличии от Японии монарх является составной частью Парламента. Но на деле также как и монарх Японии в законодательстве не участвует и исполнительной властью не обладает (страной руководит “правительство его (ее) Величества” – кабинет министров во главе с Премьер–министром).

В Великобритании, за редким исключением, все входящие в компетенцию королевы действия осуществляются правительством, кабинетом, премьер–министром и министрами,  Японская монархия отдает большинство властных полномочий парламенту. Главы государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Условно их можно разделить на полномочия:

1. В области государственного  управления – право главы государства участвовать в формировании правительства, право назначения гражданских и военных чиновников, право осуществлять верховное главнокомандование вооруженными силами, правом объявления чрезвычайного положения на территории страны. Великобритания - премьер - министр, формально назначается

монархом, а фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин. Япония – правительство может формироваться обеими палатами Парламента, но официально назначается указом Императора. Избранный премьер-министр рассматривает кандидатуры на министерские посты, которые представляются ему  различными фракциями Парламента. Все члены кабинета утверждаются  указом Императора.

Таким образом в Испании  и Великобритании монарх назначает, а в Японии подтверждает назначение на должность членов Правительства.

2. В законодательной области – право созывать парламент на очередные сессии, при определенных условиях прерывать сессию парламента, право роспуска нижней палаты и назначения очередных или внеочередных выборов, право законодательной инициативы (в виде посланий  президента и тронной речи монарха), право вето (запрет, налагаемый главой государства на закон, которое может быть преодолено парламентом). Великобритания – Король открывает ежегодную сессию парламента, выступая с ежегодной программой действий на предстоящий год. По указанию правительства может распустить палату общин (нижнюю палату парламента) с назначением даты новых выборов Япония – Император созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент. Роль монарха в отношениях с Парламентом во всех трех странах равнозначна. Королева Великобритании подписывает законы и теоретически обладает  правом абсолютного вето, которое состоит в том, что отказ главы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя. Однако оно не применяется в настоящее

время и рассматривается  как резервное средство на случай серьезных политических кризисов. Конституция Японии права законодательной инициативы и права вето в отношении законов парламента монарху не предоставляет.

3. Во внешнеполитической  области – право назначать послов и иных дипломатических агентов, принимать дипломатических представителей иностранных государств, право подписания международных договоров и соглашений, право объявления войны и заключения мира, хотя для этого требуется санкция парламента. Великобритания - Монарх – глава британского Содружества, поэтому промульгирует конституции стран, входящих в британское Содружество. Согласно королевской прерогативе, заключает договоры с иностранными державами, управляет зависимыми колониями, решает вопросы расширения физических границ суверенитета Короны. В отличие от Японии, где руководство внешней политикой относится к компетенции Кабинета министров, и, следовательно, Император не является главой государства, представляющим Японию в отношениях с иностранными государствами. Япония - Император совершает действия внешнеполитического характера. На него возложено подтверждение полномочий и верительных грамот послов и посланников, подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов, но с совета и одобрения Кабинета[5] .

4. Иные полномочия и прерогативы – право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора, право награждения орденами, медалями и иными знаками отличия, право присвоения почетных званий и титулов. Как Великобритании, так и в Японии монарх обладает правом на награждение орденами. В Великобритании и Испании – правом на присвоение почетных званий. Монарх Великобритании – осуществляет право помилования, Император Японии – подтверждает всеобщие и частичные амнистии, смягчения и отсрочки наказаний,  восстановления в правах. Таким образом, хотелось бы отметить, что монархия производит сегодня впечатление института исключительно церемониального, практически без обязанностей и без прав. Хотя крайне редкое использование королевской прерогативы вовсе не означает ее властного бессилия. Да и что мы понимаем под термином "власть"?  В трех представленных монархических странах, монархи имеют возможность влиять на политику. В конституциях этих монархических государств имеется статья, в соответствии с которой монарх утверждает премьер-министра или подписывает законы. А ведь может и не утвердить, наложить вето (Великобритиания)! Тот факт, что современные монархи этим своим правом не пользуются, еще не говорит о том, что его у них нет. Просто они уже привыкли жить в согласии с парламентом и народом и стремятся избегать конституционных кризисов.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Монархия – форма государственного устройства, при которой верховная  государственная власть принадлежит  единоличному главе государства  – монарху, осуществляющему ее по собственному праву, а не в порядке  делегации и передающего ее по наследству в порядке престолонаследия.

Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия — характеризуется  всевластием главы государства  и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия —  предполагает ограничения полномочий главы государства более или  менее развитыми чертами конституционного строя.

В зависимости от степени  ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии. Дуалистическая монархия — полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме  того, он сохраняет контроль над  представительной властью, поскольку  наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его  досрочного роспуска. Монархии можно  подразделить по принципам наследования власти и по ее формам.

Принципов передачи власти всего три: династический, (при которой  действует строгий алгоритм перехода от одного члена династии к другому), родовой, (более широкий, но царь все  равно должен быть родственен царскому роду) и выборный.

Монархия как государственная  форма весьма неоднородна и на протяжении веков показала гибкость своей политической основы, поэтому  история форм монархического правления, по существу, - история развития форм государственности. Это ярко видно  при перечислении видов монархического устройства:

Любая из этих форм может  быть прикрыта парламентской оболочкой, могут существовать выборные органы, конституция, провозглашаться права  и свободы личности, однако в действительности все это реального значения не имеет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Ардашев П.Н., Абсолютная  монархия на Западе. - СПБ,1902 –  репринтное издание 2005 г. – 209

2. Венгеров А.Б. Теория  государства и права. Учебник  – СПб, 2008 – 493с. 

3. Гумплович Л. Общее  учение о государстве. – СПб., 1910 г. – 395 с.

4. Коркунов Н.М. Лекции  по общей теории права –  СПб., 1898 г. – 295 с.

5. Кутафин О. Е. Основы  государства и права. – М., 1994. – 739с. 

6. Левин И.Д. Суверенитет.  Теория и история государства  и права. – М., 2007 – 583 с.

7. Марченко М.Н. "Проблемы  общей теории государства и  права: В 2 тт: Т. 1: Государство:  Учебник для вузов – М., 2008 –  837 с. 

8. Перевалов В.Д. "Теория  государства и права. Учебник.  – М., 2009 -528 с.


Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"