Конституционная ответственность: понятие, субъекты, основания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Самая актуальная на сегодня задача заключается в защите закрепленных в Конституции РФ устоев демократически – правовой государственности, рыночной экономики, гражданского общества от любых попыток их демонтажа. Именно для этого необходима система процедур, механизмов, основанных на единой теории конституционной ответственности. Конституционная ответственность - самая острая тема правовой науки. Без налаженно

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Понятие конституционной ответственности………………………………..5
2. Субъекты конституционной ответственности……………………………….8
3. Основания конституционной ответственности……………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Конституц ответственность Курсовая р.docx

— 42.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1.  Понятие конституционной ответственности………………………………..5

2. Субъекты конституционной  ответственности……………………………….8

3. Основания конституционной  ответственности……………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Самая актуальная на сегодня задача заключается в защите закрепленных в Конституции РФ устоев демократически – правовой государственности, рыночной экономики, гражданского общества от любых попыток их демонтажа. Именно для этого необходима система процедур, механизмов, основанных на единой теории конституционной ответственности. Конституционная ответственность - самая острая тема правовой науки. Без налаженной системы ответственности право становится бессильным и ненадежным, не оправдывающим возлагаемых на него социальных ожиданий. Правовые нормы, а равно проистекающие из них права и обязанности членов общества превращаются в благие пожелания, если власть не способна организовать восстановление нарушенных прав, принуждение к исполнению обязанностей, наказание нарушителей правовых запретов. С другой стороны, государственное принуждение, с помощью которого охраняются право и правопорядок, более всего затрагивает личность, ее интересы, права и свободы. Если оно применяется для защиты несправедливого права, вне права или вопреки праву, проблема социального взаимодействия права и государственного принуждения становится особенно острой.

Обостренное восприятие обществом, его  моральным и правовым сознанием  проблем связи права и государственного принуждения обусловлено и тем, что на протяжении многих веков человеческой истории принуждение нередко  применялось произвольно, по усмотрению власть имущих, а сами меры государственного принуждения часто были несоразмерно правонарушению предельно жестоки. Произвол, жестокость или слабость власти всегда были наиболее заметны  в той сфере общественных отношений, где применяются меры наказания  за совершение преступлений.

Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия граждан и государства, по поводу конституционно-правовой ответственности.

Предмет работы – нормы Конституции  Российской Федерации и российского  законодательства, регламентирующие институт конституционной ответственности  в Российской Федерации.

Цель работы - рассмотреть сущность и содержание конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации. Достижению цели способствует решение следующих исследовательских задач:

1.Дать определение понятию конституционная ответственность;

2.Рассмотреть субъекты конституционной ответственности;

3.Раскрыть основания конституционной ответственности в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие конституционной ответственности

Начиная рассматривать понятие  конституционная ответственность, прежде всего, необходимо указать на многозначность термина ответственность и обращение к анализу его содержание в рамках различных наук. В первую очередь это относится к философии, этике и юриспруденции.

Так философы делают акцент на долг лица перед другими лицами или обществом. По этому поводу В.П. Тугаринов замечал, что «ответственность есть способность человека предвидеть результаты своей деятельности и определять ее исходя из того, какую пользу или вред она может принести обществу, наполняя ее тем самым субъективным содержанием. Подобное наполнение термин ответственность имеет и с точки зрения этики, где он неразрывно связан с моральным долгом, осознанием необходимости определенного рода поведения в интересах других людей, коллектива, общества в целом.1

Теоретико-правовая наука исследует  ответственность как разновидность  социальной ответственности. Как показывает анализ имеющихся исследований данного  вопроса, необходимо говорить о двух основных подходах к пониманию конституционной  ответственности. Их условно можно  подразделить на «широкое» и «узкое».

«Широкое» понимание обосновывается тем, что конституционная ответственность  содержит в себе два аспекта - негативный (ретроспективный) и позитивный (перспективный). В первом случае речь идет об ответственности  за «уже совершенные деяния», а во втором - «ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей, порученное дело, за добросовестное поведение; ответственность  перед обществом, государством, коллективом семьей, окружающими».2 Основу позитивной ответственности, по мнению сторонников данного подхода, составляет чувство «морально-правового долга, гражданской позиции, развитого правосознания».

Однако данная точка зрения имеет  множество спорных позиций и  справедливо критикуется в научной  литературе. Прежде всего, это относится  к смешению правовых и неправовых категорий. В частности, на эту проблему обращает свое внимание О.Э. Лейст, подчеркивая, что «для определения конституционной ответственности за правонарушения нельзя покидать почву права, обращаясь к понятиям и категориям других социальных и философских наук».3

Традиционным и разработанным  в правовой науке является рассмотрение конституционной ответственности  как государственной реакции  на правонарушение, как негативных последствий для правонарушителя. Но при этом нельзя не заметить разность в понимании содержания данного  института.

Так отдельные авторы рассматривают конституционную ответственность как часть юридической ответственности. Будучи одним из видов юридической ответственности, конституционно-правовая ответственность обладает всеми общими признаками, которые выделяют юридическую ответственность среди других социальных явлений. Она, как и любая другая юридическая ответственность, является мерой государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий.

Принуждение как общий признак  юридической ответственности является государственно-властным способом подавления отрицательных волевых устремлений  отдельных субъектов для обеспечения  их подчинения нормам права. В праве  используются самые разнообразные  способы принуждения, объективно обусловленные  основаниями и целями их применения. Используя принуждение, государство  не только воздействует на правонарушителей, но и осуществляет меры, направленные на предупреждение правонарушений.4

Другие видят сущность конституционной  ответственности в обязанности  лица претерпевать меры государственно-принудительного  воздействия за совершенное правонарушение. Некоторые полагают, что конституционная ответственность есть особое, предусмотренное и урегулированное нормами права отношение между нарушителем требований права и государством в лице определенных его органов.

Из этого можно заключить, что  одни авторы сводят ее только к разновидности  санкций, другие под ней подразумевают  сам процесс их применения. Третьи представляют ее в виде охранительного правоотношения, возникающего между  нарушителем и государственными органами. Но во всех случаях конституционная  ответственность - это специфическая  обязанность претерпевания лишений  личного или материального характера  за совершенное правонарушение в  соответствии с санкцией нарушенной нормы права. 5

В целом, под конституционной ответственностью следует понимать вид и меру государственного принуждения, которая состоит в обязанности лица, совершившего противоправное деяние, претерпевать, предусмотренные санкцией юридической нормы, лишения личного, имущественного и организационного характера.

2. Субъекты конституционной  ответственности

В юридической литературе ограничивают круг субъектов конституционной  ответственности. Ими признаются высшие органы государственной власти, их должностные лица, депутаты, т.е. те структуры и те люди, которые принимают  наиболее важные решения.

Существует и другая точка зрения, когда круг субъектов ответственности  расширяется. В этом случае к ним предлагают отнести граждан, депутатов, должностных лиц органов исполнительной власти, должностных лиц, обязанных содействовать депутатам в реализации их депутатских полномочий, избирательные комиссии и их члены, ответственные за соблюдение избирательного законодательства, суды и прокуратуры в части нарушения ими конституционного режима, но не в части нарушения ими конституционного режима, но не в части нарушения обычной служебной дисциплины.

Субъекты конституционной ответственности потенциально совпадают с субъектами конституционных правоотношений. Другими словами, если субъект права обладает конституционными правами или обязанностями, то он - субъект конституционной ответственности. Обратимся к Конституции РФ, где закреплено, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Соответственно обязанность соблюдать Конституцию предполагает и наличие соответствующей ответственности в случае нарушения конституционных обязанностей. В связи с этим все органы и лица, перечисленные в ч.2 ст.15 Конституции, следует признать субъектами конституционной ответственности.

Органы государственной власти - это Президент РФ, Федеральное  Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч.1 ст.11 Конституции РФ)

Соответственно конкретными субъектами конституционной ответственности  являются: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения, граждане, должностные лица.

Президент РФ и Правительство РФ как орган федеральной исполнительной власти осуществляют и совместные, и самостоятельные полномочия. В  первом случае и Президент РФ и  Правительство РФ отвечают за общую  сферу деятельности, недостатки которой  фактически не вызывают неблагоприятных  последствий ни для Правительства  РФ, ни для Президента РФ за исключением  тех случаев, когда Президент  РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.

Другим шагом по пути укрепления конституционной законности явилось  бы более четкое распределение обязанностей между органами исполнительной власти, невыполнение которых должно стать  правовым основанием наступления конституционной  ответственности. Перейдем к изучению других субъектов ответственности.

Следует признать, что Федеральное  Собрание - это коллективный субъект  конституционной ответственности. Конституция РФ предусматривает  такую санкцию, как роспуск лишь Государственной Думы Федерального Собрания, что предусмотрено ст.109, 111, 117 Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 года не предусматривает  применения мер конституционной  ответственности ни к Верховному Суду РФ, ни к Высшему Арбитражному Суду РФ, ни тем более - к Конституционному Суду РФ. Принцип независимости судебной власти не позволяет применять какие-либо активные меры воздействия к судам извне. Фактически как суды, так и конкретные судьи оказались вне мер конституционной ответственности, что недопустимо.

Следующими субъектами конституционной  ответственности являются - общественные объединения. Так, в случае злоупотребления  ими своими правами наступают  такие меры, как ограничение права  на объединение. Другими словами, неблагоприятными последствиями, установленными ч.5 ст.13 Конституции РФ, является запрещение их создание и деятельности.

Должностные и физические лица - в  большинстве случаев субъекты административной, дисциплинарной ответственности, хотя для них не исключена и конституционная  ответственность, если деяния этих субъектов  нарушают нормы Конституции РФ и  налицо другие черты конституционной  ответственности. Например, если физическое лицо приобрело гражданство РФ на основании предоставления заведомо ложных сведений и фальшивых документов, то наступает такая мера конституционной  ответственности, как отмена решения  о приеме в гражданство РФ.

Органы местного самоуправления - самостоятельные субъекты конституционной  ответственности, так как они  обладают как конституционными правами, так и конституционными обязанностями.

Следует оговориться, что исходным критерием отнесения или неотнесения субъекта права к субъектам конституционной ответственности является не перечень лиц органов в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, а наличие конституционных обязанностей и прав. Круг субъектов конституционной ответственности выходит за рамки названной конституцией нормы, что означает признание иных субъектов права субъектами конституционной ответственности.

Депутаты в силу своего особого  статуса являются самостоятельным  субъектом конституционной ответственности, причем они ответственны как перед  избирателями, так и перед Парламентом.

Субъекты Федерации обладают как  конституционными правами, так и  несут обязанности на основе федеральной конституции. Они также признаются самостоятельным субъектом конституционной ответственности. Федеральные органы исполнительной власти в лице их руководителей являются субъектом ответственности, если они обладают соответствующим статусом. Так, Генеральная Прокуратура РФ в лице её руководителей также считается субъектом конституционной ответственности, так как на них возложен целые ряд конституционных обязанностей, нашедших закрепление в Федеральном законе «О прокуратуре РФ».

Информация о работе Конституционная ответственность: понятие, субъекты, основания