Источники Гражданского процессуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть источники гражданского процессуального права.
В работе поставлены следующие задачи:
- изучить понятие источников гражданского процессуального права;
- рассмотреть правовые нормы, составляющие содержание законодательных актов, регулирующих отношения в области гражданского судопроизводства;
- проанализировать состав законодательства о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции;
- изучить соотношение судебной практики с процессуальным законодательством;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие источников гражданского процессуального права
Глава 2. Источники гражданского процессуального права
2.1 Конституция Российской Федерации
2.2 Международные договоры
2.3 Федеральные конституционные законы
2.4 Гражданский процессуальный кодекс РФ
2.5 Иные федеральные законы
Глава 3. Судебная практика и законодательство о гражданском судопроизводстве
Глава 4. Нормы гражданского процессуального права
4.1 Понятие и виды норм гражданского процессуального права
4.2 Действие норм гражданского процессуального законодательства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ГПП.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Россия – участница  многосторонних договоров с государствами-членами  СНГ, регулирующих правовое сотрудничество, в том числе в области судопроизводства. Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г., с изменениями от 28 марта 1997 г.) предусматривает оказание правовой помощи путем выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны, в частности, опроса сторон, допроса свидетелей, экспертов, проведения экспертизы, составления, пересылки документов и т.п. В Конвенции регулируются и вопросы подсудности. Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих местожительство на территории разных государств, спор рассматривается по местожительству (местонахождению) любого ответчика по выбору истца. Конвенцией затрагиваются и другие процессуальные вопросы. Иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство или филиал.

Значительное число  двусторонних международных договоров  были заключены с Советским Союзом, но в них участвует и Россия как государство-правопреемник.

Под правовой помощью  понимается выполнение процессуальных действий, в частности, пересылка и вручение документов, опрос сторон, допрос свидетелей экспертов и других лиц, передача доказательств, признание и приведение в исполнение судебных решений по гражданским делам и т.п. В договорах существуют некоторые особенности совершения процессуальных действий в отношениях с различными государствами. Например, российские суды направляют судебные поручения в компетентные органы Австрии, Алжира, Бельгии, ФРГ, Франции и некоторых других государств не позднее, чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела, а Албании, Болгарии, Испании, Кореи и других не позднее, чем за четыре месяца.

Согласно международным  соглашениям основанием для отказа в исполнении решений могут являться нарушение права стороны на защиту в ходе судебного процесса; вынесение решения некомпетентным судом; истечение трехлетнего срока давности для предъявления решения к принудительному исполнению; решение по законодательству государства, на территории которого оно вынесено, не вступило в законную силу; наличие вступления в законную силу решения российского суда, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или наличие в производстве российского суда дела между сторонами, по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде.

При применении норм международных договоров необходимо учитывать, что в силу ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно.17 В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений данного международного договора.18

 

2.3 Федеральные  конституционные законы

В соответствии с Гражданским  процессуальным кодексом РФ Федеральным  конституционным законом,19 определяющим порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции является Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (ред. от 08.06.2012 г.). Согласно ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к судам, составляющим систему федеральных судов общей юрисдикции, относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.20 В этой связи следует сделать вывод о том, что в законодательство, определяющее порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции входит также и Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.

Отдельные процессуальные нормы содержатся и в других федеральных  конституционных законах. Например, в ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г. определяются правила подсудности при введении военного и чрезвычайного положений в стране.

Необходимо акцентировать  внимание на вопросе, относящемся к  ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном  Суде Российской Федерации» как источнику процессуального права.

Конституционный Суд  РФ в соответствии с Конституцией РФ21 и ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации»22 входит в судебную систему РФ. Основная функция Конституционного Суда РФ – это конституционный контроль за соответствием нормативных актов Конституции РФ путем проверки в порядке судопроизводства. Нормативные акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, несоответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению; решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению. Решения Конституционного Суда обязательны на территории России для всех судебных органов.

Понятно, что в данном случае речь идет не только и не столько о ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» как источнике процессуального права, а об источниках-постановлениях Конституционного Суда, содержащих выводы о конституционности правовых норм. В науке тема о юридической природе постановлений Конституционного Суда РФ является дискуссионной.

Конечно, постановления  не относятся к числу законов, Конституционный Суд РФ не создает  новых норм права, однако в компетенцию  данного судебного органа входит «изъятие» того или иного нормативного акта или отдельных его положений, в том числе и процессуального, из области правоприменения. В случае, если акт признан не соответствующим Конституции РФ, соответствующий государственный орган или должностное лицо, принявшие этот акт, рассматривают вопрос о принятии нового акта, в котором должно содержаться и положение об отмене нормы, не соответствующей Конституции РФ. Вместе с тем неконституционное нормативное предписание прекращает свое действие именно с момента принятия решения об этом Конституционным Судом РФ, а не с момента его отмены компетентным государственным органом или должностным лицом.23

Перечисленные обстоятельства дают достаточные основания признать за постановлениями Конституционного Суда РФ особый правовой статус и рассматривать  их в качестве источников гражданского процессуального права.24

 

2.4 Гражданский  процессуальный кодекс РФ

Центральным актом гражданского процессуального законодательства является Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г., сохранив все оправдавшие себя на практике институты и правовые нормы, ориентирован на совершенствование порядка рассмотрения и разрешения дел в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав граждан. Он содержит новые нормативные положения и модернизированные ранее существовавшие нормы. Изменилась структура Кодекса. В отличие от действующего с июня 1964 г. ГПК РСФСР, состоявшего из 6 разделов, 3 подразделов, 42 глав, 438 статей и приложений, новый ГПК РФ включает в себя 7 разделов, 4 подраздела, 47 глав и 446 статей.

Раздел 1 и подраздел 2 раздела 2 ГПК РФ определяет систему  гражданского судопроизводства и относятся  не только к производству в суде первой инстанции, но и к следующим  стадиям процесса.

В Кодексе существенно  изменились положения, касающиеся состава суда. Исключен институт народных заседателей. Дела в судах первой инстанции рассматриваются единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом – коллегиально в составе трех профессиональных судей.

В целях устранения «смешения» подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам, четко определена подведомственность дел судам общей юрисдикции.25 При этом сохранено положение, в соответствии с которым, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Заметно изменена роль прокуратуры  в гражданском процессе. По ГПК  РСФСР 1964 г. прокурор имел широкие полномочия по обращению в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом  интересов других лиц, а также  мог вступить в любое дело на любой  стадии процесса, если того требовала охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан. В ГПК РФ 2002 г. полномочия прокурора ограничены правом предъявлять иски только в защиту интересов государства либо неопределенного круга лиц, а также гражданина, но только в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд. При этом законодатель исходил из того, что прокурор не осуществляет надзор за судом, а каждый гражданин и юридическое лицо в соответствии с законодательством вправе самостоятельно решать вопрос об осуществлении своих прав. Прокурор имеет право вступать в процесс и давать заключение по делу только в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.

В Гражданском процессуальном кодексе РФ изменен и расширен перечень лиц, не подлежащих допросу  в качестве свидетелей, а также  определен круг лиц, которые вправе отказаться от дачи свидетельских показаний.26 Новым введением является и законодательное закрепление проведения комплексной и комиссионной экспертизы при рассмотрении гражданских дел.27  Определено правовое положение специалистов, ранее они не назывались в числе участников процесса и рассматривались либо как свидетели, либо эксперты, хотя по целям участия в процессе и характеру решаемых ими задач, не являлись ни теми, ни другими.28

Закон дополнен положениями, определяющими основания возвращения  судам поданных исковых заявлений,29 кассационных жалоб и представлений прокурора.30

Кодекс устанавливает  новые сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел.31

Глава 14 ГПК РФ, регламентирующая стадию подготовки дела к судебному  разбирательству, содержит новое положение  о проведении предварительного судебного  заседания.32 Цель предварительного заседания –  закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела, определение обстоятельств, имеющих значение для дела, определение полноты доказательств и т.д.

Приказное производство выделено в самостоятельный вид судопроизводства.33 Значительно расширен перечень дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке особого производства.

Внесены изменения в  полномочия суда кассационной инстанции.34 Глава 41 «Производство в суде надзорной инстанции» содержит ряд новых положений. Так, установлен срок обращения в суд надзорной инстанции.35 Изменен круг лиц, имеющих право обжалования судебных постановлений. В частности, правом обжалования вступивших в силу постановлений суда, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ, наделены лица, участвующие в деле, и другие лица, чьи права и законные интересы нарушены. Должностные лица органов прокуратуры могут обращаться с представлением в суд надзорной инстанции в случае, если в рассмотрении дела участвовал прокурор.

В ГПК РФ внесен новый  раздел о производстве по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов,36 а также содержится еще ряд нововведений.

 

2.5 Иные федеральные  законы

К другим федеральным  законам, содержащим правовые нормы, касающиеся судебной деятельности, относятся, например:

  1. Федеральный закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), содержащий нормы о порядке назначения и гарантиях независимости судей;
  2. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине"» от 31 декабря 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями), устанавливающий размеры и порядок уплаты государственной пошлины при производстве дел в арбитражных судах;
  3. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (ред. от 09.02.2009);
  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., содержащие процессуальные нормы, определяющие особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений;
  5. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (с посл. изм. и доп.), определяющий полномочия прокурора по участию в рассмотрении и пересмотре гражданских дел.

Существует еще довольно много законов материально-правового  характера, содержащих процессуальные нормы, касающиеся, чаще всего, вопросов подведомственности дел судам общей юрисдикции, распределения обязанностей по доказыванию, допустимости доказательств и т.д.37 Это – Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей», Закон «Об охране окружающей природной среды» и др. Однако положения всех федеральных законов применимы к гражданскому судопроизводству только в части, не противоречащей ГПК.

 

 

Глава 3. Судебная практика и законодательство о гражданском

судопроизводстве

 

Практика – это  совокупность деятельности судов по применению законодательства при рассмотрении гражданских, уголовных, административных и иных судебных дел.38 Иначе говоря, как опыт индивидуально-правовой деятельности судов, в том числе обобщений и анализа этой деятельности, а также решений разных судебных инстанций, включая постановления и определения Верховного Суда РФ по конкретным категориям дел.

В юридической литературе обычно выделяются три вида судебной практики: 39

  1. практика, представляющая собой опыт применения законодательства судами первого и второго звена, выраженный в их решениях по конкретным делам, решениях мировых судей;
  2. решения высших судебных органов по конкретным делам, связанных с толкованием и применением права, когда в правоприменительной практике отсутствует однозначное понимание (толкование) правовых норм;
  3. практика применения законодательства, содержащаяся в особых актах центральных судебных органов, в которых данные практики обобщенно формулируются в виде предписаний нижестоящим судам.

Полемика по поводу юридического статуса судебной практики, признания  или нет ее источником права, относится  к решениям и постановлениям высших судебных инстанций, связанных с  толкованием и применением права.

Практику решений высших судебных органов по конкретным делам, некоторые авторы именуют прецедентной.

Судебный прецедент – явление  не характерное для отечественной  правовой системы в ее историческом развитии и современном состоянии. Например, один из первых русских ученых-процессуалистов проф. К. Малышев в «Курсе гражданского судопроизводства» (1874), говоря о нормах гражданского судопроизводства, писал: «...совершенно особого рода значение имеют судебные решения. Для того дела, по коему они состоялись, окончательные судебные решения имеют силу закона, но в отношении других дел, хотя бы и подобных, они не могут быть признаваемы законом общими, для всех обязательными. Это правило вытекает из самой сущности решения, которое имеет целью установление спорных гражданских отношений только между тяжущимися сторонами и на основании особенных по каждому делу обстоятельств; в другом деле, хотя бы и подобном, могут быть иные обстоятельства, иные оттенки отношений, иные субъекты и т.д. Следовательно, от одного частного случая нельзя прямо заключать к другому. Однако судебные решения составляют весьма важный материал для индуктивного применения, развития и построения права... Кроме этого общего значения судебных решений, они имеют еще особенный, больший или меньший авторитет вследствие иерархической подчиненности судов».

Информация о работе Источники Гражданского процессуального права