Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:19, реферат

Описание работы

Правовое положение лица, проживающего в стране, зависит, прежде всего, от того, является ли оно гражданином данной страны. Как известно, в любой стране, наряду с гражданами, составляющими подавляющее большинство ее населения, проживают или временно пребывают и не граждане, иностранцы (граждане другого государства), лица без гражданства (апатриды, аполиды), беженцы (лица, не имеющие гражданства страны пребывания) и др. Но только граждане данной страны обладают возможностью в полном объеме реализовать права и свободы личности и в то же время, выполнять гражданские обязанности. Поэтому важнейшим условием и предпосылкой признания и соблюдения прав и свобод гражданина и соответствующих обязанностей государства по защите и обеспечению этих прав и свобод является получение гражданства данного государства. Именно гражданство во многом определяет основы правового статуса личности, объем ее прав, свобод и обязанностей и служит исходной базой ее взаимоотношений с государством.

Содержание работы

Введение. ……………………………………………………………………....3-4
Глава I. Понятие, сущность, признаки и принципы российского гражданства……………………………………………………………………5-11
Глава II. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства. …………………………………………………………………………………12-27
§ 1. Основания и порядок приобретения гражданства. …………………...12-22
§ 2. Порядок прекращения гражданства. …………………………………..23-27
Глава III. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства. …………………………………………………………………………………28-31
Заключение. …………………………………………………………………..32
Список использованной литературы. ……………………………………….33

Файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

     • документ налогового органа Российской Федерации (по по¬следнему месту жительства заявителя на территории Российской Фе¬дерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.

     При выявлении факта наличия задолженности  по уплате налогов либо непредставления  физическим лицом документов, необходимых  для выдачи справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, налоговый орган письменно извещает заявителя о невозможности выдачи данной справки с указанием причины отказа.

     Выход из гражданства Российской Федерации  ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а дру¬гой родитель является иностранным гражданином либо единствен¬ный родитель которого является иностранным гражданином, осуще¬ствляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя. В такой ситуации вместе с заявлением обоих родителей или единственного родителя представляются:

     • свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

     • документ полномочного органа иностранного государства о наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенку иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;

     • согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращение гражданства Российской Федерации.

     Заявление родителей подписывается обоими родителями. В слу¬чае если один из родителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, подпись этого родителя на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

     Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Также гражданство Российской Федера¬ции ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при нали¬чии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и только при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. В этих случаях заявление о выходе из гражданства Российской Федерации ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо единственным родителем оформляется на бланке заявления о выходе родителя из гражданства Российской Федерации. В этом случае вместе с заявлением родителя представляются документы, указанные выше.

     При выходе из гражданства Российской Федерации  одного из родителей, имеющих гражданство  Российской Федерации, также представляется согласие другого родителя, сохраняющего гражданство Российской Федерации, на выход ребенка из гражданства Российской Федерации. Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью.

     При наличии соответствующих обстоятельств  вместо согласия другого родителя представляется решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.

     При выходе из гражданства Российской Федерации  ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным  гражданином, вместе с заявлением обоих  усыновителей или единственного усыновителя и документами представляется свидетельство об усыновлении.

     Заявление усыновителей подписывается обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный  орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

     Закон предусматривает три безусловных  основания для отказа в выходе из российского гражданства. Выход  из гражданства Российской Федерации  не допускается, если гражданин Российской Федерации:

     а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное  федеральным законом;

     б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его 

     имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Приговор суда подлежит обязательному

     исполнению;

     в) не имеет иного гражданства и  гарантий его приобретения. Это означает, что ни одно государство, куда обращался  гражданин по поводу

     приобретения нового гражданства, не дало ему положительного ответа.

     При территориальных преобразованиях  в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы  Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить гражданство согласно условиям данного международного договора .

     Габричидзе  Б.Н. пишет, «существует оговорка, что  отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Но существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного выше, приобретавших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем».  Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение 5 лет после приема.

     На  основе выше изложенного мы пришли к выводу, что прекращение гражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении).

     Глава III. Международно-правовое регулирование  вопросов гражданства. 

     Вопросы гражданства относятся преимущественно  к области внутригосударственного права. Поэтому гражданство является, прежде всего, институтом внутреннего права каждого государства. Вместе с тем это и институт международного права, поскольку вопросы гражданства регламентируются государствами на основе не только внутреннего, но и международного права.

     Значение  международно-правового регулирования вопросов гражданства в нашей стране особенно возросло после признания приоритета правил международного договора над правилами, установленными отечественным законодательством.

     Конституция РФ закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

     Первым  многосторонним соглашением по вопросам гражданства является Конвенция  о статусе натурализованных лиц, восстанавливающих свое постоянное место жительства в государстве  происхождения, принятая в Рио-де-Жанейро  в 1906 г. Участниками Конвенции стали 11 американских государств. Она установила правило о том, что возвращение натурализованного лица в государство прежнего гражданства имеет следствием утрату натурализации и реинтеграцию в первичном государстве.

     Попытка универсальной кодификации вопросов гражданства впервые была предпринята на Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 г., на которой была принята Конвенция по некоторым вопросам, относящимся к коллизиям законов о гражданстве. Конвенция подтвердила суверенное право государств определять круг своих граждан и обязала другие государства уважать это право в той мере, в какой оно соответствует международному праву и обычаям. Закрепила принцип равноправия гражданств различных государств и отрицания двойного гражданства и др.

     В современном международном праве  нормы, имеющие отношение к вопросам гражданства, содержатся главным образом  во Всеобщей декларации прав человека. В Конвенции о статусе беженцев. В Конвенции о статусе апатридов. В Конвенции о гражданстве замужней женщины. В Конвенции о сокращении безгражданства. В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В Международном пакте о гражданских и политических правах. В Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. В итоговом документе Венской встречи 1986 г. представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания от 15 января 1989 г.; в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. и др.

     Во  Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливается, что никто  не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9). Что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13); что каждый человек имеет право на гражданство. И никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15).

     В Конвенции о сокращении безгражданства, принятой 30 августа 1961 г. конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 896 (IX) Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1954 г., устанавливается, что договаривающееся государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства.

     Найденыш, находящийся на территории договаривающегося государства, поскольку его место рождения не установлено, предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2).

     Исключительно важную роль в регулировании вопросов гражданства играет Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.

     Следует сказать, что Совет Европы рассматривает  вопросы, касающиеся гражданства, на протяжении более чем 30 лет. В 1963 г. была открыта  для подписания Конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случаях множественного гражданства.

     Европейская конвенция о гражданстве, принимая во внимание многочисленные международные  документы, касающиеся гражданства, множественного гражданства и безгражданства; признавая, что в вопросах, касающихся гражданства, следует учитывать законные интересы как государств, так и отельных лиц; желая содействовать прогрессивному развитию правовых принципов, касающихся гражданства, а также их закреплению во внутреннем законодательстве и желая максимально сократить число случаев, без гражданства желая исключить дискриминацию в вопросах, касающихся гражданства; отмечая различные подходы государств к вопросу о множественном гражданстве и признавая, что каждое государство вправе решать в рамках своего внутреннего законодательства, какими будут последствия того, что его гражданин приобретает или имеет другое гражданство; признавая, что желательно найти надлежащие пути преодоления последствий множественного гражданства.

     Важную  роль в регулировании вопросов гражданства  играют также двусторонние и многосторонние договоры и соглашения России с другими  государствами.

     К числу такого рода документов относится  Меморандум от 28 марта 1994 г. "Об основных принципах решения вопросов, связанных с гражданством и правовым статусом граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации".

     Важную  роль в регулировании вопросов гражданства играет Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г. (вступило в силу 4 ноября 2000 г.).

     Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. о гражданстве предусматривает равноправие между гражданами двух государств, а также посвящен специфическим правам граждан договаривающихся государств как граждан Союза.

     Союз  наделен полномочиями обеспечивать права гражданам России и Беларуси как гражданам Союза (п. "а" ч. 1 ст. 15).

Информация о работе Гражданство РФ