Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:19, реферат
Правовое положение лица, проживающего в стране, зависит, прежде всего, от того, является ли оно гражданином данной страны. Как известно, в любой стране, наряду с гражданами, составляющими подавляющее большинство ее населения, проживают или временно пребывают и не граждане, иностранцы (граждане другого государства), лица без гражданства (апатриды, аполиды), беженцы (лица, не имеющие гражданства страны пребывания) и др. Но только граждане данной страны обладают возможностью в полном объеме реализовать права и свободы личности и в то же время, выполнять гражданские обязанности. Поэтому важнейшим условием и предпосылкой признания и соблюдения прав и свобод гражданина и соответствующих обязанностей государства по защите и обеспечению этих прав и свобод является получение гражданства данного государства. Именно гражданство во многом определяет основы правового статуса личности, объем ее прав, свобод и обязанностей и служит исходной базой ее взаимоотношений с государством.
Введение. ……………………………………………………………………....3-4
Глава I. Понятие, сущность, признаки и принципы российского гражданства……………………………………………………………………5-11
Глава II. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства. …………………………………………………………………………………12-27
§ 1. Основания и порядок приобретения гражданства. …………………...12-22
§ 2. Порядок прекращения гражданства. …………………………………..23-27
Глава III. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства. …………………………………………………………………………………28-31
Заключение. …………………………………………………………………..32
Список использованной литературы. ……………………………………….33
Федерации;
• лицом, которому предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, — свидетельство о предоставлении ему политического убежища;
• лицом, признанным беженцем в соответствии с законодательством Российской Федерации, — документ, подтверждающий призна¬ние его беженцем.
Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13, и без представления вида на жительство.
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
1.
Иностранные граждане и лица
без гражданства, достигшие
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.
2.
Иностранные граждане и лица
без гражданства, проживающие
на территории Российской
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.
3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.
4.
Иностранные граждане и лица
без гражданства, имевшие
5.
В гражданство Российской
6.
В гражданство Российской
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.
7.
Иностранные граждане и лица
без гражданства, имеющие
Основанием приобретения гражданства является также восстановление в гражданстве Российской Федерации. Оно предусматривалось и в прежнем, союзном законодательстве, однако не рассматривалось в качестве основания приобретения гражданства.
Иностранные
граждане и лица без гражданства,
ранее имевшие гражданство
Для восстановления в граж¬данстве требуется:
а) достижение совершеннолетия (18 лет);
б) дееспособность;
в) непрерывное проживание на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение трех лет непрерывно (т. е. срок проживания на территории Российской Федерации для этих лиц сокращен на два года по сравнению с общим правилом);
г) обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
д) наличие законного источника средств к существованию;
е) обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;
ж) владение русским языком, достаточное для общения в устной или письменной форме в условиях языковой среды.
При
подаче заявления о восстановлении
в гражданстве Россий¬ской
• вид на жительство;
• один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств;
• документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо иного полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства;
• документ, подтверждающий владение русским языком.
Также
обязательно предоставляется
Авакьян С.А. отмечает то что, «впервые послевоенные годы (1946–1947 гг.) эта форма широко использовалась для восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории различных стран».
Исходя
из выше изложенного можно сделать
вывод о том, что в России широкие
основания для приобретения гражданства.
Сегодня новый закон открывает возможность
сделать свой свободный выбор всем, кто
хочет приобрести российское гражданство.
§
2. Прекращение гражданства.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство и, следовательно, прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство. Прекращение гражданства возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом президента).
Закон
о гражданстве предусматривает
несколько оснований его
а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
б) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Закон
предусматривает две формы
В соответствии с Федеральным Законом, выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, а если он проживает на территории иностранного государства, то в упрощенном порядке.
Лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, когда выход из гражданства Российской Федерации не допускается. При выходе из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Россий¬ской Федерации, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности пре¬доставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Россий¬ской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов.
Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживаю¬щего на территории иностранного государства, осуществляется на ос¬новании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке. В этом случае вместе с заявлением представ¬ляются:
• документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);
• документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в пас¬порте заявителя);
• документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возмож¬ности предоставления заявителю иного гражданства в случае его вы¬хода из гражданства Российской Федерации;