Гражданский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 11:25, реферат

Описание работы

Задачей данной работы является изучить, как происходит производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Целями работы являются:
- рассмотрим сущность и содержание гражданско – процессуальной формы разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений;
- определить правовую природу дел, возникающих из публичных правоотношений;
- раскрыть признаки гражданских дел, рассматриваемых в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений;
- охарактеризовать особенности рассмотрения дел.

Файлы: 1 файл

Гражданский процесс.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда, например, об обжаловании действий должностных лиц о применении административного наказания.11

Порядок рассмотрения и  разрешения всех дел, возникающих из публичных правоотношений, характеризуют специфические по сравнению с исковым порядком правила, отражающие повышенную активность суда и прокурора в процессе.

При рассмотрении и разрешении этих дел не применяются правила  о заочном производстве. Суд может  признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений суд не связан доводами и основаниями заявленных требований.

При рассмотрении и разрешении публично – правовых требований суд  может истребовать доказательства по своей инициативе, а обязанность  по доказыванию возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или лиц, которые приняли  оспариваемое решение, или совершили действие (допустили бездействие).

Специфичны субъективные пределы законной силы судебного  решения после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений. Лица, участвующие в деле, и иные лица не могут заявлять в суде идентичные требования (ст.250 ГПК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Производство по делам о защите  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации.

Длительное время судебная защита избирательных прав граждан, т.е. возможность рассмотрения и решения судами дел, возникающих из конституционных правоотношений, сводилась к обжалованию в суд неправильностей в списках избирателей и устранению неточностей с помощью судебного решения. В законе была предусмотрена возможность защиты только активного (права избирать), но не пассивного избирательного права (права быть избранным).

Впервые судебный порядок  рассмотрения жалоб на неправильности в списках избирателей был  предусмотрен Инструкцией Народного  комиссариата юстиции СССР и утвержден СНК СССР 5 мая 1938г. Установленный этой Инструкцией порядок подачи жалоб, рассмотрения и разрешения дел судами без изменений был перенесен в ГПК РСФСР 1964г. Глава 23 ГПК РСФСР 1964г. так и называлась: «Жалобы на неправильности в списках избирателей».

В настоящее время  в судебном порядке защищается как  активное, так и пассивное избирательное  право, весь комплекс избирательных  прав, предусмотренных действующей  избирательной системой России.

Содержание гл. 26 ГПК  РФ (ст. 259 – 261) принципиально изменено и приведено в соответствие с нормами других федеральных законов, регламентирующих избирательный процесс.

Новые законы, фиксирующие  избирательную систему и процесс  проведения выборов и референдумов, расширили субъектный состав избирательного процесса, а, следовательно, и судебной защиты.

Субъектами, участвующими в делах о защите избирательного права, могут быть избиратели (граждане) кандидаты, их доверенные лица, избирательные  объединения, избирительные блоки, доверенные лица избирательных блоках, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, избирательные комиссии, органы государственной власти РФ, субъекты федерации, местного самоуправления.

В гл. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права граждан на участие в референдуме Российской Федерации», принятого 22 мая 2002г.12 говорится об обжаловании любых нарушений избирательных прав граждан.

Для определения специфики  рассмотрения и разрешения споров о  защите избирательных прав проводится их классификация по различным основаниям.

В зависимости  от характера подлежащего защите избирательного права они делятся на споры о защите активного и пассивного права.

По субъекту судебной защиты избирательные споры также  подразделяются на две группы: а) о защите субъективных прав конкретных участников избирательного процесса – конкретного гражданина, избирательного объединения, блока, наблюдателя и т.д.; б) о защите неопределенного круга участников избирательного процесса, например, при оспаривании нормативных правовых актов Центризбиркома.

В зависимости  от стадии развития избирательного процесса споры делятся на: а) возникающие на стадии формирования избирательных округов; б) составления списков избирателей; в) выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты; г) проведения предвыборной агитации; д.) проведения голосования и подсчета голосов; е) закрепления результатов голосования.

Порядок обращения  в суд. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по жалобе.

В настоящее время  в конституционном праве России, регулирующем избирательный процесс, отсутствует терминологическое  единство относительно процессуальных средств обращения в суд за защитой избирательного права. Употребляются понятия «предложение об отмене решения о регистрации кандидата» (ч. 3 ст. 39 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), «представление в суд», «обращение за заключением» (ч. 3 ст. 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), «жалоба» (гл.10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Обращения в суд за защитой избирательного права, какими бы различными терминами они не обозначались в источниках регулятивного конституционного права, по своей правовой природе являются требованиями о защите права, возникающими из публичных правоотношений. Формой этих требований должно быть заявление в суд со всеми правовыми атрибутами, предусмотренными в ГПК для исковых заявлений (ст. 131 ГПК) и последствиями нарушения формы заявления (ст. 136 ГПК)13.

Подсудность. Дела о защите избирательных прав участников избирательного процесса рассматриваются районными судами, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения (Москвы и Санкт – Петербурга), судов автономной области, автономных округов, верховными судами республик и Верховным Судом Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации по подготовке и проведению референдума Российской Федерации, выборов Президента Российской Федерации и депутатов Федерального Собрания (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия окружных избирательных комиссий, либо заявления Центризбиркома, если нарушения избирательных прав касаются значительного числа граждан или нарушение приобрело особое общественное значение (ч. 1 ст. 259 ГПК).

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов  Москвы и  Санкт – Петербурга, суды автономной области и автономных округов рассматривают по первой инстанции дела об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий.

Защита избирательных  прав, связанных с оспариванием действий (бездействия) участковых избирательных комиссий, органов местного самоуправления осуществляется районными судами.

Сроки подачи заявления, сроки обращения и  рассмотрения заявлений. С заявлением в суд (ст. 259 ГПК РФ) с учетом правил подсудности могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, а также прокурор, считающие, что решением или действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или права на участие в референдуме.

При этом, если нарушение  избирательных прав приобрело особое общественное значение Центральная  избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в Верховный Суд Российской Федерации.

С заявлением в суд  в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме, органов государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатов, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным объединением, а также иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, избирательной комиссией, комиссией по референдуму вправе обращаться избирательные комиссии всех уровней.

Сроки обращения в  суд и рассмотрения заявления или жалобы взаимосвязаны с классификацией избирательных споров.

Заявления в суд может  быть подано в течение трех месяцев  со дня, когда заявителю стало  известно или должно было стать известным  о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме или избирательных прав и права на участие в референдуме заявителя.

Заявление не решение  избирательной комиссии, комиссии референдума  о регистрации, об отказе в регистрации  кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в течение десяти дней с момента принятия соответствующего решения избирательной комиссией референдума.

Заявление избирательной  комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

После опубликования  результатов выборов, референдума  заявление на нарушение избирательных  прав или права на участие в  референдуме, имевшее место в  период избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, может быть подана в суд в течение года со дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Заявление на неправильности в списках избирателей, участников референдума, должно быть рассмотрено  в течение трех дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования немедленно.

Порядок рассмотрения заявления. Рассмотрение заявления проводится по общим правилам гражданского судопроизводства (искового производства) с некоторыми особенностями.

В законе (ч.3 ст. 260 ГПК  РФ) зафиксировано, что заявление рассматривается с участием заявителя, представителя соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора.

Неявка этих лиц, надлежащим образом извещенных о времени  и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.

Имеются специальные  нормы, регламентирующие производство по делам о расформировании избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума. Эти дела рассматриваются судом в составе трех профессиональных судей, и решение принимается не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, проведения референдума – не позднее чем через три дня со дня его подачи.

Заявление, поданное в  суде в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено в пятидневный  срок со дня подачи, но не позднее  дня, предшествующего дню голосования, а поступившие в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, решение по заявлению принимаются не позднее, чем десятидневный срок со дня подачи заявления.

Решение относительно заявления  избирательной комиссии и других субъектов избирательного процесса об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее, чем за пять дней до дня  голосования.

Заявление на решения  избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума должны быть рассмотрены в течение двух месяцев со дня их подачи.

Правовая природа  производства об оспаривании нормативных  правовых актов. Нормативными правовыми актами называются акты, принятые компетентными органами, устанавливающие правила поведения неопределенного круга лиц. Акты, не обладающие этими признаками, имеют индивидуальное значение. Их оспаривание имеет место при рассмотрении и разрешении исковых дел.

Нормативные правовые акты, опубликованные и зарегистрированные в установленном законом порядке, могут быть оспорены с точки зрения их законности, в судебном порядке  двумя способами.

Опосредованно при рассмотрении и разрешении исковых дел, т.е. спора о праве между конкретными заинтересованными лицами (группами заинтересованных лиц), когда сторона приносит применить, например, закон высшей юридической силы и не применять противоречащий ему другой нормативный правовой акт.

Непосредственно в порядке  судопроизводства по делам, вытекающих из публичных правоотношений, когда заинтересованные лица (группа лиц), объединения граждан, организация, прокурор оспаривают в суде законность нормативного правового акта или его части безотносительно к конкретному субъекту права и к спору о защите субъективных прав лиц и просят признать акт или его часть недействующими.

Информация о работе Гражданский процесс