Гражданский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 11:25, реферат

Описание работы

Задачей данной работы является изучить, как происходит производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Целями работы являются:
- рассмотрим сущность и содержание гражданско – процессуальной формы разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений;
- определить правовую природу дел, возникающих из публичных правоотношений;
- раскрыть признаки гражданских дел, рассматриваемых в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений;
- охарактеризовать особенности рассмотрения дел.

Файлы: 1 файл

Гражданский процесс.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Обращение заинтересованного  лица в вышестоящий орган в порядке подчиненности органа или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

В случае если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК.

Оставление заявления без движения в таком случае возможно только тогда, когда при предъявлении иска данное дело останется подсудным тому же суду; если подсудность изменяется, судья отказывает в принятии заявления.

Если наличие спора о праве, дело подведомственно суду, выяснится при рассмотрении дела в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, то суд на основании ч.4 ст.1 ГПК принимает норму, регулирующую сходные отношения в особом производстве, и выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

 Судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу, а также в случае наличия спора о праве, подведомственного суду.

Поскольку в данном виде судопроизводства применяются общие  правила, отказ в принятии заявления может последовать и в других случаях. В частности, недопустимо принятие и рассмотрение в порядке, предусмотренном гл.25 ГПК, заявлений об оспаривании таких решений, действий (бездействий) органов  государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, для которых федеральными законами установлен иной порядок оспаривания. В принятии таких заявлений необходимо отказать на основании п.1 ч.1 ст.134 ГПК9.

В частности, ГПК не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002г. устанавливает КоАП.

ГПК не допускает возможности  оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений. Следовательно, дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.

Рассмотрение дела в суде первой инстанции происходит по общим правилам гражданского судопроизводства. Однако обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного  решения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда (ст.249 ГПК).

Решение суда выносится с соблюдением общих правил, обладает такой же юридической силой и свойствами, что и решение по делам искового производства. Поскольку, здесь нет спора о праве в собственном смысле этого слова, ГПК специально уточняет, что после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявить в суде те же требования и по тем же основаниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Производство  по пересмотру постановлений  и решений по делам об административных  правонарушениях.

Необходимо отличать две правовые ситуации:

- ситуацию, когда судья единолично применяет административные наказания за административные правонарушения в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях10 в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного нарушения (ст. 3.6. КоАП), конфискации оружия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП), лишения физического лица, совершившего административное правонарушение, специального права (ст.3.8 КоАП), административного ареста (ст.3.9 КоАП), административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП), дисквалификации (ст. 3.11 КоАП);

- ситуацию, когда судья по нормам  ГПК, устанавливающим общие правила  гражданского судопроизводства и специальным нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривает дела по пересмотру постановлений и решений, принятых не судьей, а иными органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 23.2 – 23.61, а также гл. 30 КоАП).

Гражданский процесс возникает  тогда, когда иные органы (должностные  лица), а не судьи согласно правилам о подведомственности дел об административных правонарушениях, рассмотрели дело и вынесли постановление о применении административного взыскания. В гл.23 КоАП приведены названия 60 органов государства, должностные лица которых имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях и постановления (решения) которых обжаловать в суд для проверки их законности и пересмотра (гл.30 КоАП).

Данный вид судопроизводства не был предусмотрен в ГПК 1923г, а  производство по делам, связанным с  судебным обжалованием  административных взысканий в виде штрафов, было  регламентировано лишь в ГПК РСФСР 1964г.

Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения таких дел был  необходим, поскольку судебное обжалование постановлений о наложении штрафа было предусмотрено в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961г. « О дальнейшем  ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» и в ст. 21 – 25 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 марта 1962г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке».

В настоящее время в новом  ГПК применительно к обжалованию постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях не предусмотрено специальной главы, как это имело место в ГПК РСФСР 1964г. (гл. 24 ГПК РСФСР).

При рассмотрении и разрешении этих дел должны применяться правила, установленные в гл. 23 ГПК для всех категорий публично – правовых дел и специальные правила, установленные в гл. 30 КоАП.

Подача жалобы. В течение десяти дней со дня вручения или получения постановления по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в суд.

В случае пропуска десятидневного срока  он может быть восстановлен судьей. Об отказе в восстановлении срока  выносится определение.

Обратиться с жалобой в суд  вправе не только лица, привлеченные к  административной ответственности, но и потерпевший, законные представители, представители в лице адвоката при наличии полномочий, удостоверенных орденом юридического образования, другие представители при наличии доверенности (ст. 25.1 – 25.5 КоАП).

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, обжалуется в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом – в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации – в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Жалоба должна соответствовать  требованиям ст. 131 ГПК и содержать  сведения, необходимые для своевременного и правильного ее разрешения, а именно: фамилию, имя, отчество лица, обращающегося в суд, и его адрес; наименование органа (должностного лица), постановление которого обжалуется, а также место его нахождения; какое постановление обжалуется; дата его вынесения и вручения копии; обстоятельства, которыми гражданин обосновывает свое несогласие с постановлением; доказательства, подтверждающие доводы жалобы.

В стадии подготовки дела к судебному разбирательству  судья, установил, что представленных доказательств недостаточно, вправе предложить той и другой стороне представить дополнительные доказательства. В случаях, когда представление доказательств затруднительно, судья по ходатайству лица, подавшего жалобу, или должностного лица истребует письменное либо вещественные доказательства, при необходимости назначает экспертизу и совершает иные действия (ст. 30.4 КоАП).

Рассмотрение  жалобы. Жалоба рассматривается судом в десятидневный срок (ст.  30. 5 КоАП). Заявитель и государственный орган или должностное лицо извещаются о времени и месте заседания, однако их явка не служит препятствием для разрешения дела.

 При рассмотрении  дела суд обязан проверить   законность постановления государственного органа или должностного лица об административном наказании, был ли соблюден установленный  порядок привлечения ответственного лица; совершил ли гражданин нарушение, за которое законодательством установлена административная ответственность; виновен ли он в совершении этого нарушения; учтены ли при определении наказания тяжесть совершенного правонарушения, личность виновного; не истекли ли сроки давности применения наказания.

Специфическими нормами, определяющими особенности  рассмотрения дел являются: а) норма о сокращенном по сравнению с большинством исковых  дел, а именно: десятидневном сроке рассмотрения жалобы; б) возможности рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя и должностного лица представителя органа, принявшего постановление об административном наказании.

Решение суда по жалобе. По результатам рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении районный суд имеет право вынести одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП):

- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

- об изменении постановления,  если при этом не усиливается  административное наказание или  иным образом не ухудшается  положение лица, в отношении которого  вынесено постановление;

- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при малозначительности правонарушения, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП), а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

- об отмене постановлении  дела на новое рассмотрение  в орган, должностному лицу, правомочным  рассматривать дело (п. 4 ст. 30.7 КоАП);

- об отмене постановления  и о направлении дела на  рассмотрение по подведомственности, если будет установлено, что постановление вынесено неправомочным органом, должностным лицом.

Отмена постановления  с направлением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в тот же орган (должностному лицу), возможна, если суд, рассматривая дело по жалобе потерпевшего, придет к выводу о мягкости примененного в отношении нарушителя административного наказания либо о необоснованности вынесения постановления о прекращении производства по делу, однако при условии, если не истекли сроки применения административного наказания, а именно мировое соглашение, увеличение или уменьшение требований; исключается возможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы, аналогичной встречному иску, усилена активность суда в собирании доказательств и его инициатива.

Публично – правовой характер отношений, подлежащих судебному рассмотрению, порождает специфику процессуального регулирования порядка рассмотрения и разрешения дел указанного вида судопроизводства: эти дела рассматриваются на основе применения норм искового производства, но с учетом действия специальных норм. Общее правила искового производства – принципы, письменная форма обращения в суд, постадийное развитие процесса, возможность отказаться от продолжения процесса и прекратить производство по делу применяются при рассмотрении дел, вытекающих из публичных правоотношений.

С учетом прямого действия ст. 46 Конституции РФ и другого  принятого на ее основе федерального законодательства к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений относятся:

- по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных органов;

- по заявлениям об  оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

- по заявлениям о  защите избирательных прав или  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации;

Информация о работе Гражданский процесс